Развитие медицины в начале XVIII в
Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на пути развития страны, экономики России, науки, промышленности. Однако, если рассматривать отдельные направления, Россия находилась на одном уровне с цивилизованными странами и даже начинала обгонять их. Только в XVIII в., а именно в 1755 г., в России был открыт первый университет. Это было сделано во многом благодаря русскому ученому М. В. Ломоносову, а также человеку, поддерживающему его, – И. И. Шувалову М. В. Ломоносов в 1748 г. писал в проекте регламента университета при Петербургской академии: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)». В XVIII в. и в первой трети XIX в. такие исследователи, как С Н Затравкини А М Сточик,опубликовали две монографии, касавшиеся медицинского факультета Московского университета. Было общепризнано, что медицинский факультет был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин представили документы, в которых говорилось о том, что факультет начал функционировать с 13 августа 1758 г. Тогда в университет пригласили профессора И. Х. Керштенса из Лейпцигского университета. Керштенс начал вести занятия, читать лекции, даже был назначен «дуайеном» (т. е. деканом) медицинского факультета. Вот отрывок из документов Российского государственного архива: «Императорский Московский университет во известие: медицинский факультет снабжен призванным из славного Лейпцигского университета с большой медицины и с большой философии доктором Иоганом Христианом Керштенсомв профес-соры химии, фармакологии и минералогии, которому вследствие этого, в силу университетских учреждений в медицинской науке поручено и он в ту порученную должность вступления учинит, по окончании настоящих каникулярных дней сего августа тринадцатого дня в десять часу по полуночи, и будет говорить речь на латинском языке, в которой доказывать станет, что химия есть первое и лучшее средство к совершенствованию врачебной науки».
С самого начала факультет давал общее образование не только будущим врачам, но впоследствии среди его студентов начали появляться те, кто посвятил всю свою жизнь медицине. Со временем, кроме Керштенса, на медицинском факультете стали работать профессор Эразмус,прозектор (проректор) Керестури,а также отечественные профессора, которые вернулись из-за границы – П Д Вениаминов, С Я Зыбелин.С 1768 г. лекции стали читать на русском языке. Таким образом, в России начала формироваться база для подготовки врачей-специалистов. Медицинский университет давал качественное общее образование будущим врачам, однако, не обеспечивал их практической подготовки Практические навыки будущие врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходило непосредственно около постели больных, в госпиталях.
4) преобразования в медицине в ходе правления Петра I: реорганизация
государственного управления медицинским делом; приглашение значительного числа иностранных врачей для быстрого
удовлетворения острой потребности страны в медицинских кадрах; направление русских людей для обучения медицине за
границу; открытие госпиталей и подготовка отечественных врачей в госпитальных школах; создание инструментальной
избы (основание медицинской промышленности в России); указы об открытии частных аптек для обслуживания всего
населения, о сохранении жизни и уходе за отказными детьми, о санитарных мероприятиях в городах; меры по поддержанию
и укреплению здоровья войск; начало изучения и рационального использования русских целебных минеральных
источников; первые попытки организовать учет рождаемости и смертности
5) М. В. Ломоносов (см. с. 262) неоднократно обращал внимание на охрану здоровья российского народа, приращение которого полагал «самым главным делом», ибо в нем «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
В 1761 г. М. В. Ломоносов составил обширное письмо «О размножении и сохранении российского народа», которое направил крупному государственному деятелю России графу И. И. Шувалову. В письме, которое явилось результатом глубокого научного исследования, он предпринял попытку непосредственного учета новорожденных и показал, какой ущерб наносит России высокая детская смертность: «Положим, что в России' мужеска полу до 12 миллионов... на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина или еще, по здешнему небрежению, и больше,, так что на всякий год . достанется по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»
Он обращал внимание на недостаточное число лекарей и аптек, плохую помощь при родах, осуждал обычай крестить детей в холодной воде, говорил о вреде «обжорства и пьянства» во время религиозных праздников и т. д. и, исходя из своего анализа, ставил конкретные задачи, направленные на развитие медицинского дела в России. Это подготовка достаточного числа лекарей и повивальных бабок из «прирожденных россиян», создание учебника о повивальном искусстве, организация борьбы с «моровыми поветриями», учреждение богаделен и приютов для младенцев, искоренение вредных привычек, улучшение труда «работных» людей (в первую очередь горнорабочих) и т. д. Передовые идеи М. В. Ломоносова во многом определили дальнейшее развитие медицинского дела в стране. Их претворение в жизнь растянулось на долгие десятилетия и осуществлялось его учениками и последователями.
6) По второму вопросу отметить, что виднейшим представителем терапии в России XVIII в. был С.Г. Зыбелин, который
положил начало материалистическому пониманию сущности болезненного процесса (высказывания о единстве и
целостности организма, основанные на учении М.В. Ломоносова об атомистическом строении материи; о необходимости
изучения внешних влияний на человеческий организм для понимания истоков болезни). Центральное место в
терапевтической деятельности С.Г. Зыбелина занимал индивидуальный подход к больному, что стало в дальнейшем ценной
традицией русской медицинской науки и практики. Значительный интерес представляют "Слова" С.Г. Зыбелина - актовые
речи, произнесенные в университете. Свои публичные выступления ученый посвящал причинам появления болезни, ее
течению, лечению и предупреждению, а также важнейшим общественно-медицинским вопросам, особенно высокой
заболеваемости и смертности среди детей раннего возраста. Тематика речей представляла отклик на запросы,
предъявлявшиеся тогдашней российской действительностью. Это были именно те вопросы, которые ставил и разработки
которых требовал еще М.В. Ломоносов.
По третьему вопросу обратить внимание, что борьбе с высокой детской смертностью, охране жизни и здоровья матери и
ребенка посвятил свою плодотворную деятельность Н.М. Максимович-Амбодик, который явился автором капитального
труда "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", ставшего настольной книгой акушеров в России. Наряду с
вопросами медицинской помощи при беременности и родах, в руководстве уделяется внимание уходу за новорожденными и
грудными детьми, лечению их болезней; преимуществам вскармливания материнским молоком; рациональной одежде и
закаливанию детей. Много сил Н.М. Максимович-Амбодик уделил подготовке акушерских кадров, считая это главной
задачей в улучшении родовспоможения в России. Кроме того, ученый успешно работал и в других разделах медицины,
например в области лекарствоведения и медицинской ботаники (труд "Врачебное веществословие").
7) По первому вопросу выделяются новые черты медицины данного периода: дифференциация медицинских дисциплин;
рост периодической медицинской литературы; образование врачебных обществ; увеличение числа университетов с
медицинскими факультетами; преследование материалистических тенденций в области медицинского образования
(правительственная ревизия университетов); значительный рост числа врачей (с 1500 в начале века до 8072 в 1846 г.);
проникновение врачей на село ("помещичьи врачи")", появление врачей в зарождавшейся российской промышленности;
формирование отечественных научных школ; реформы в области государственного управления медицинским делом -
закрытие Медицинской коллегии (1803 г.) и передача ее функций в Медицинский департамент при Министерстве
внутренних дел, создание при этом учреждении Медицинского Совета - высшего научного медицинского органа, который
должен был давать заключения по научным трудам и медицинским дипломам иностранных университетов, составлять
фармакопею и др.
8) По второму вопросу указывается на формирование отечественной терапевтической школы и разбираются ее основные черты:
понимание организма как целостной системы во взаимосвязи с окружающей средой; роль нервной системы в
патологическом процессе; внедрение объективных методов обследования больных (перкуссии, аускультации,
термометрии); индивидуальный подход к больному. Рассматривается деятельность М.Я. Мудрова: разработка подробного
плана клинического обследования больного; требование к тщательному ведению истории болезни как первичному
источнику медицинских сведений и объективному научному документу; рассмотрение деонтологических проблем
медицины; подчеркивание значения предупреждения болезни; назначение при лечении в первую очередь соответствующей
диеты и общего режима, а затем уже тех или иных лекарств; проведение клинико-анатомических сопоставлений в ходе
вскрытий. Кратко разбираются взгляды И.Е. Дядьковского и его ближайших последователей (К.В. Лебедев, К.Ф. Рулье) в
области медицины и общего естествознания, характерные для русской медицинской науки первой половины XIX в.,
отмечается роль П.А. Чаруковского и Г.И. Сокольского во внедрении в отечественную клиническую практику физических
методов обследования больных.
9) Первый вопрос рассматривается на основе учебного пособия по истории медицины, а также материалов учебника по
истории медицины, в которых представлены сведения об основных этапах становления и формирования отечественной
анатомо-хирургической школы, освещается вклад видных представителей отечественной хирургии и анатомии в
практическую и теоретическую основы данных дисциплин (П.А. Загорский, И.Ф. Буш, Е.О. Мухин, И.В. Буялъ-ский и др.).
Изучение этих источников позволяет определить основные особенности, изначально присущие отечественной анатомо-
хирургической школе (неразрывная взаимосвязь хирургии с анатомией другими общемедицинскими дисциплинами,
применение экспериментального метода в хирургии, широкая общемедицинская подготовка хирургов практическая и
клиническая направленность в подготовке отечественных хирургов) и взгляды ее основоположников, обусловившие
формирования данных особенностей.
В первой половине XIX века передовые хирурги признали необходимость точного знания анатомии для проведения оперативных вмешательств. В этом отношении значительной была роль отечественных хирургов. Причинами этого явились особенности развития медицины в России в прошлом. В XVI—XVII веках Россия не знала того цехового деления медицинских работников, которое в период феодализма разделяло их в странах Западной Европы. В Московской Руси не было цехов докторов, цирюльников и т. п. Цеховое деление медицинских работников существовало в западных русских и украинских областях, в Польше и отчасти в Прибалтике, вошедших в состав России в XVIII веке. Автор первого оригинального русского учебника по хирургии И. Ф. Буш в начале XIX века правильно и четко характеризовал положение.
Он писал: «Русские врачи никогда не входили в тщетные и врачебной науке вредные прения иностранных врачей об отделении хирургии от медицины».
В конце XVII и в XVIII веке при организации школьной медицинской подготовки будущих врачей в России не было разделения на докторов медицины (со школьной подготовкой) и хирургов, получавших знания и практические навыки в порядке ремесленного ученичества. Отечественные врачи, получившие школьное образование, по своей подготовке не уступали докторам медицины, а наряду с этим имели преимущество, так как они владели и практическими навыками хирургов и не погрязли в дебрях схоластики. В XVII веке в школе Аптекарского приказа, а особенно в госпитальных школах XVIII века в России врачи проходили анатомическую и хирургическую практику. Передовые русские врачи-преподаватели (М. И. Шеин, К. И. Щепин, С. Г. Зыбелин) давали своим ученикам разностороннюю подготовку. В XVIII веке в России установилось твердое положение, что хирург должен хорошо знать анатомию. О необходимости знания анатомии, тесной связи хирургии с анатомией не забывали " течение всей своей деятельности многие выдающиеся деятели отечественной медицины конца XVIII века и первой половины XIX века. Ь Западной Европе на протяжении XVIII века, а в некоторых странах Даже в первой половине XIX века хирургия носила следы средневековых "традиций и ремесленной подготовки хирургов. Многие хирурги не знали анатомии, не оценили к тому времени ее значения для хирургии. Анатомия и хирургия в XVIII веке и первой половине XIX века в России развивались в тесной связи, и только к середине XIX века произошло их разделение.
[...]в Акарском приказе и позднее в госпитальных школах XVIII века, по характеру и уровню своей медицинской подготовки могли быть приравниваемы только к цирульникам и хирургам Западной Европы того времени.
В первой половине XIX века хирургические вмешательства ограничивались наружными частями и конечностями человеческого тела. По аналогии с отделениями «для внутренних болезней» (терапевтическими отделениями) отделения в больницах, где помещались хирургические больные, назывались отделениями «для наружных болезней».
Крупную роль в развитии анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764—1846). В 1786 г. он окончил школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале, после чего в том же училище работал 'прозектором «а кафедре анатомии, физиологии и хирургии. Проведя после этого 6 лет на практической врачебной военной и гражданской службе, П. А. Загорский в 1797 г. вновь стал работать в Петербурге в качестве адъюнкт-профессора, а в 1799 г. при преобразовании госпитальных училищ в Медико-хирургическую академию и отделении при этом от кафедры анатомии и физиологии вновь созданной специальной кафедры хирургии в Медико-хирургической академии П. А. Загорский возглавил кафедру анатомии и физиологии и руководил ею до 1833 г.
Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Он уделял много внимания педагогической работе. Им была составлена программа курса анатомии, разработана методика преподавания, проводилось обучение студентов на трупе, составлен учебник анатомии для студентов. П. А. Загорский в полном смысле слова явился основателем анатомической школы. Им были подготовлены помощники и ученики, впоследствии занявшие кафедры анатомии в Петербурге, Харькове и Казани, проводившие и развивавшие идеи учителя.
10) 32. Н. И. Пирогов как выдающийся ученый
Николай Иванович Пирогов(1810–1881 гг.) – один из крупнейших представителей отечественной медицины XIX в.
Он окончил медицинский факультет Московского университета. Среди учителей Пирогова профессор анатомии и хирургии Ю. Х. Лодара и профессор Дерптского университета И. Ф. Майера (1786–1858). После этого он продолжил свое обучение в Тартуском профессорском университете. Там же, в 1832 г., он защитил докторскую диссертацию.
После окончания профессорского университета, в начале 1833 г. Пирогова направили в Германию для усовершенствования.
По возвращении из-за границы по предложению Май-ера, который подал в отставку, Пирогова избрали экстраординарным профессором Тартуского университета. Дело в том, что Николаю Ивановичу было тогда всего лишь 26 лет, поэтому его не могли избрать ординарным профессором, но уже через год он стал им. За время работы в Тарту Пирогов написал около 10 крупных научных работ.
Более 8 лет он изучал анатомию фасций, артерий применительно к возможностям хирургических операций (по сути, заложил основы оперативной хирургии и топографической анатомии). Так, работа 1837 г., которая называется «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», поставила Пирогова в ряд лучших анатомов мира.
В 1840 г. Пирогова пригласили на кафедру в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Тогда Пирогов предложил создать кафедру госпитальной хирургии для того, чтобы связь практической деятельности и достижений науки становилась прочнее, чтобы студенты могли «…наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя, но собственными».
Так, в дополнение к факультетским клиникам начали создавать госпитальные. В Санкт-Петербурге Пирогов выехал в 1841 г. – начался качественно новый и наиболее продуктивный этап деятельности Николая Ивановича. Именно в этот период он создал достаточно известную «ледяную анатомию».
В 1843–1844 гг. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Об этом методе Николай Иванович Пирогов написал в работе «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела.
Пирогов улучшил методы преподавания и исследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении артерий и фасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикально изменил представление о хирургической анатомии.
Умер Николай Иванович Пирогов в 1881 г. Он сыграл одну из главных ролей в развитии медицинской науки в России. После его смерти в его память было учреждено Всероссийское научное общество. Имение Н. И. Пи-рогова Вишня было переименовано в Пирогово, а дом стал музеем им. Н. И. Пирогова. Рядом с ним находится склеп, где лежит забальзамированное тело великого русского ученого-медика.