Раздел ii. «опухоли головы и шеи»
ПРЕПОДАВАНИЕ НИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОНКОЛОГИЯ» В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ
Методические рекомендации для преподавателей
Воронеж 2012г.
УДК:
ББК
Печатается по решению Центрального методического совета ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко» министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, протокол №…. от .. 2012г.
Рецензенты:
Б.Б.Кравец -д.м.н., профессор кафедры хирургических болезней ИДПО Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко.
Ю.Н.Потапов - д.м.н., профессор кафедры хирургических болезней ИДПО Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко.
Преподавание разделов дисциплины «онкология» в клинической ординатуре : методические рекомендации для преподавателей / А.Н.Редькин, Е.Ю.Устинова, В.У.Савенок, А.Я.Бялик, С.С.Попов. – Воронеж : ВГМА, 2012. - 92с.
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям медицинских Вузов в организации учебного процесса на кафедрах онкологии последипломного медицинского образования. Рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Онкология» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре по специальности «Онкология». В рекомендациях предусмотрены теоретические и практические формы организации обучения клинических ординаторов, последовательность проведения занятий для систематизации знаний по клиническому течению, диагностике, лечению, профилактике злокачественных новообразований.
ВГМА им. Н.Н.Бурденко, 2012
Составители:
Д.м.н., проф. А.Н.Редькин, д.м.н., доцент Е.Ю.Устинова, к.м.н., доцент В.У.Савенок, к.м.н., доцент А.Я.Бялик, к.м.н., ассистент С.С.Попов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОНКОЛОГИИ ………………………………….6
Тема1. Организация онкологической службы. Статистика и эпидемиология ………………………………………………………………....6
Тема 2. Биология опухолевого роста. Патогенез клинических симптомов ............................................................................................................7
Тема 3. Методы диагностики в онкологии …………………………………...9
Тема 4. Основные принципы лечения злокачественных новообразований ………………………………………………………….......11
РАЗДЕЛ II. ОПУХОЛИ ГОЛОВЫ И ШЕИ ……………………………………...14
Тема 1. Рак губы и слизистой полости рта ………………………………….14
Тема 2. Злокачественные опухоли слюнных желез ………………………...16
Тема 3. Опухоли гортани …………………………………………………….17
Тема 4. Опухоли глотки ……………………………………………………...19
Тема 5. Злокачественные опухоли полости носа и придаточных пазух .... 21
Тема 6. Опухоли щитовидной железы …………………………………….. .23
РАЗДЕЛ III. ОПУХОЛИ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ……………………..24
Тема 1. Рак легкого …………………………………………………………...24
Тема 2. Опухоли плевры ……………………………………………………..27
Тема 3. Опухоли средостения ……………………………………………….29
Тема 4. Рак пищевода ………………………………………………………...31
РАЗДЕЛ IV. ОПУХОЛИ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА ………………………………………….33
Тема 1. Рак желудка ………………………………………………………….33
Тема 2. Опухоли ободочной и прямой кишки ……………………………...35
Тема 3. Опухоли билиопанкреатодуоденальной зоны ……………………..38
Тема 4. Опухоли поджелудочной железы …………………………………..40
Тема 5. Опухоли печени ……………………………………………………...42
Тема 6. Забрюшинные неорганные опухоли ………………………………..44
РАЗДЕЛ V. ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ …………………………………………….45
Тема 1. Рак шейки матки …………………………………………………….45
Тема 2. Злокачественные опухоли яичников и маточных труб …………...48
Тема 3. Рак эндометрия и другие формы опухолей матки ………………...49
Тема 3. Рак влагалища и вульвы …………………………………………….51
Тема 4. Трофобластическая болезнь ………………………………………..53
Тема 5. Злокачественные опухоли и беременность ………………………...55
РАЗДЕЛ VI. ОПУХОЛИ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ ……………………….57
Тема 1. Опухоли почек ……………………………………………………….57
Тема 2. Опухоли лоханки и мочеточника …………………………………...59
Тема 3. Опухоли мочевого пузыря …………………………………………..60
Тема 4. Рак предстательной железы ………………………………………....62
Тема 5. Опухоли яичка ……………………………………………………….64
Тема 6. Опухоли полового члена ……………………………………………66
РАЗДЕЛ VII. ОПУХОЛИ КОЖИ, МЯГКИХ ТКАНЕЙ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ………………………………………………..68
Тема 1. Рак кожи ……………………………………………………………...68
Тема 2. Меланома кожи ……………………………………………………...70
Тема 3. Опухоли опорно-двигательного аппарата …………………………72
Тема 4. Опухоли мягких тканей ……………………………………………..74
РАЗДЕЛ VIII. ОПУХОЛИ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ …………………………….76
Тема 1. Доброкачественные опухоли и дисгормональные гиперплазии молочных желез ………………………………………………………………76
Тема 2. Рак молочной железы ……………………………………………….78
РАЗДЕЛ IX. ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИМФОИДНОЙ И КРОВЕТВОРНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………………………...80
Тема 1. Лимфогранулематоз …………………………………………………80
Тема 2. Неходжкинские злокачественные лимфомы ………………………81
РАЗДЕЛ X. ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ …………………………………………...83
Тема 1. Нефробластома, нейробластома, ретинобластома ………………...83
Тема 2. Болезнь Ходжкина и неходжкинские лимфомы у детей ………….85
Тема 3. Острый лейкоз у детей ………………………………………………86
Тема 4. Злокачественные опухоли костей и мягких тканей у детей ………88
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………….91
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение качественной подготовки специалиста онколога, владеющего арсеналом современных знаний для оказания квалифицированной медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями, является важнейшей задачей послевузовского профессионального образования по онкологии.
Рак остается одной из нерешенных проблем современной медицины. Наблюдающийся рост заболеваемости злокачественными новообразованиями, большое число больных, выявляемых в запущенных стадиях опухолевого процесса, инвалидизация и смертность от рака населения трудоспособного возраста делают проблему подготовки грамотного специалиста онколога не только медицинской, но и социальной.
На этом фоне в медицинских Вузах нашей страны с нынешнего года в системе последипломного профессионального образования преподавание дисциплины «онкология» началось по новой программе. Задачами обучения в клинической ординатуре по специальности «Онкология» являются формирование у ординаторов знаний по диагностике, лечению и профилактике злокачественных новообразований, приобретение профессионального умения и навыков, необходимых для самостоятельной работы. Для решения этих задач организация учебного процесса структурирована по отдельным темам разделов дисциплины.
Ежедневный контроль усвоения ординаторами теоретических знаний, осуществляемый путем устно-речевого опроса по теоретическому материалу, заслушивания рефератов, помогает поэтапному формированию умственных действий и систематизации знаний.
Закрепление полученных знаний, приобретение профессиональных умений и практических навыков реализуется путем решения ситуационных задач, клинических разборов больных на амбулаторном приеме и в отделениях онкологического диспансера.
Ординаторы обучаются сбору анамнеза, обоснованию объема диагностических мероприятий, постановке диагноза, трактовке результатов дополнительного обследования, дифференциальной диагностике, составлению плана лечения онкологического больного. Развивают навыки, необходимые для осуществления онкопрофилактических мероприятий, проведения санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам, заполнения учетной документации по онкологии.
Данные рекомендации, являющиеся дополнением к нормативным документам по клинической ординатуре, направлены на помощь преподавателю в проведении практических и семинарских занятий. В них отражены цели и мотивация тем занятий, систематизированы действия преподавателя для достижения цели занятий, представлены примерные темы рефератов, необходимые для усвоения ординаторами теоретического материала, отражена практическая работа ординатора для приобретения навыков и умений работы с онкологическими больными.
РАЗДЕЛ I. «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОНКОЛОГИИ»
ТЕМА 1. "ОРГАНИЗАЦИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. СТАТИСТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ".
1. Продолжительность: 4 академических часа (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Ознакомить ординаторов со структурой онкологической службы, регламентирующими документами по ее функционированию, диспансеризацией групп риска и онкологических больных, формами учетной документации, понятиями первичной и вторичной профилактики рака.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о преемственности работы лечебно-профилактических учреждений и онкологических диспансеров, формах учетной и отчетной документации, клинических группах
3.2. Изучить организацию лечебно-профилактической помощи населению, задачи и функции онкологических и смотровых кабинетов, онкологического диспансера, понятие о канцеррегистре, формах отчетной и учетной документации, структуру онкологической заболеваемости и показатели онкологической службы. Диспансеризация больных со злокачественными опухолями щитовидной желез, губы, слизистой полости рта.
3.3. Обучить ординаторов заполнению форм учетной документации, системе и срокам диспансеризации больных, функциям и задачам смотрового и онкологического кабинета.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов навыков анализа показателей работы структурных подразделений онкологической службы, проведения оценки эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам онкологического профиля, заполнения форм учетной документации, формированию знаний организационной структуры онкологической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для осуществления онкопрофилактических мероприятий, проведения санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам, заполнения учетной документации по онкологии.
Мотивация темы занятия.Освоение клиническими ординаторами приказов МЗ РФ, федеральных онкологических учреждений, алгоритма проведения онкопрофилактических осмотров, характера диспансеризации онкологических больных, порядка оформления учетной медицинской документации, направления на консультации и лечение в другие города.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (система и сроки диспансеризации онкологических больных, порядок заполнения и формы учетной документации, функции онкологического и смотрового кабинета, определение понятия «канцеррегистр», задачи эпидемиологии рака, структура онкологической заболеваемости, показатели онкологической службы).
Контрольные вопросы:
- Как вычисляется показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями?
- Что такое активная выявляемость рака?
- Что такое стандартизированный и грубый показатель заболеваемости?
- Какие вам известны производства с канцерогенными вредностями?
- Какие вы знаете профессии с канцерогенными вредностями?
- Правомочен ли термин – ранняя диагностика рака?
3. Заслушивание рефератов на следующие темы:
- Работа смотрового кабинета,
- Полицевой учет осмотренных,
- Клинические группы,
- Эпидемиология рака и ее задачи,
- Виды показателей онкологической заболеваемости.
- Структура онкологической заболеваемости у мужчин и женщин,
- Диспансеризация фоновых и предраковых состояний.
- Управляемые негативные факторы внешней среды.
- Критерии территорий риска по онкологической ситуации.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Установление клинической группы у 4-5 больных по амбулаторным картам, составление 4-5 протоколов запущенности по амбулаторным картам и их анализ, оформление направления на лечение в федеральные центры, анализ 3 отчетов по онкопрофосмотрам, анализ 6 паспортов районов по онкологическим показателям.
ТЕМА 2. "БИОЛОГИЯ ОПУХОЛЕВОГО РОСТА. ПАТОГЕНЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ".
1. Продолжительность: 4 академических часа (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов понятию канцерогенеза, его стадиям, видам канцерогенов, основным признакам злокачественной опухоли, анатомическим формам роста опухолей, путям распространения опухоли, патогенезу клинических симптомов. Унифицировать понятия облигатного и факультативного предрака, форм роста злокачественных опухолей, их клинических феноменов, принципы классификации по ТNM.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли,
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
3.3. Обучить ординаторов принципам построения клинического диагноза злокачественного новообразования на основе международной классификации злокачественных новообразований (TNM).
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования больных и построения клинического диагноза злокачественного новообразования на основе международной классификации злокачественных новообразований (TNM).
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для построения клинического диагноза злокачественного новообразования.
Мотивация темы занятия. Освоение клиническими ординаторами понятия о канцерогенезе, этапах развития злокачественной опухоли, об особенностях опухолевых клеток, представления о морфогенезе опухолей, основных клинических феноменах рака, получение знаний о классификациях опухолей и клинических стадий опухолевого процесса, принципах построения клинического диагноза злокачественного новообразования. Получение клиническими ординаторами основных знаний по темпам роста опухолей, диспансеризации больных с предраковыми и фоновыми заболеваниями, дисплазиям, необходимых для последующей их работы.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (Биология опухолевого роста. Патогенез клинических симптомов. Канцерогенез. Современное представление о морфогенезе опухолей. Биологические виды и анатомические формы роста опухолей. Метастазирование. Рецидивирование. Классификация злокачественных новообразований).
Контрольные вопросы:
- Перечислите основные признаки злокачественной опухоли.
- Дайте определение канцерогенезу, видам канцерогенов.
- Дайте определение метастазированию, его этапам.
- Дайте определение злокачественной опухоли.
- Перечислите признаки злокачественного опухолевого роста.
- Какие существуют стадии канцерогенеза?
- Какие существуют анатомические формы роста опухолей?
- Что означает рецидив заболевания?
- Каковы критерии первичной множественности опухолей?
- Что такое дисплазия?
- Чем отличаются облигатные и факультативные предраки?
- Может ли предраковое заболевание протекать бессимптомно?
- При стадировании онкологического заболевания, что такое T, N, М?
- Что такое рак in situ?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Виды канцерогенов, Экзогенные и эндогенные канцерогенные факторы
- Понятие о канцерогенезе и его стадиях
- Современное представление о морфогенезе опухолей
- Рост и особенности роста опухолей (признаки злокачественного опухолевого роста, биологические виды роста, анатомические формы роста, направление опухолевого роста, метастазирование)
- Пути распространения опухоли
- Особенности рецидивирования опухоли
4. Практическая работа ординаторов:
4.1.Обучение методике установления стадии опухолевого процесса по размерам опухоли, наличию и уровню поражения лимфоузлов, наличию отдаленных метастазов;
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации;
Установление стадии злокачественного заболевания у 4-5 больных по амбулаторным картам.
4.2. Ситуационные задачи
- задачи по стадированию,
- написание облигатных и факультативных раков при всех локализациях ЗНО.
ТЕМА 3. "МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В ОНКОЛОГИИ".
1. Продолжительность: 4 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Осмыслить лекционный материал, детально обсудить возможности выявления злокачественных новообразований различных локализаций и степени их распространения в организме. Изучить стандартные методики обследования больных с подозрением на злокачественную опухоль той или иной локализации.
· Обучить ординаторов основным методам диагностики злокачественных опухолей, принципам клинического обследования больных, выбору методов диагностики для постановки диагноза злокачественного новообразования той или иной локализации.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о возможностях выявления злокачественных новообразований, методах обследования больных и их выбору в зависимости от локализации опухоли.
3.2. Изучить принципы использования различных методов диагностики для установления локализации злокачественного новообразования, наличия метастатического поражения лимфоузлов, отдаленных органов для построения клинического диагноза на основе классификации новообразований.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составлению плана диагностических мероприятий больных злокачественными новообразованиями различных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования больных различными локализациями злокачественных опухолей.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов диагностики и принципов построения плана обследования больных злокачественными опухолями различных локализаций.
Мотивация темы занятия. Установление диагноза злокачественного новообразования на основе TNM-классификации необходимо для правильного выбора методов лечения и составления плана лечения больного. Необходимость овладения методами дифференциальной диагностики между злокачественной опухолью и предраковой патологией того или иного органа.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (Методы диагностики в онкологии. Лабораторные, лучевые, эндоскопические методы диагностики опухолей. Радионуклидная диагностика. Онкомаркеры).
Контрольные вопросы:
- В чем заключаются особенности сбора анамнеза и объективного осмотра у онкологических больных?
- Укажите цели определения онкомаркеров в онкологии.
- Назовите основные методы рентгенодиагностики онкологических заболеваний.
- Какие виды ангиографии вы знаете? Какое значение ангиографии в онкологической практике?
- Охарактеризуйте метод компьютерной томографии. Преимущества и недостатки.
- На чем основан метод магниторезонансной томографии? Перечислите преимущества и недостатки метода.
- Каковы физические основы и применение ультразвуковых исследований в онкологии?
- На чем основан метод радионуклидной диагностики? Перечислите виды радионуклидных исследований.
- Перечислите основные виды эндоскопических исследований и области их применения.
- Какие опухолевые маркеры используются в диагностике и мониторинге злокачественных новообразований той или иной локализации?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Физикальный метод в диагностике злокачественных новообразований
- Лучевые методы диагностики в онкологии.
- Эндоскопический метод в диагностике злокачественных новообразований.
- Радионуклидная диагностика злокачественных новообразований.
- Онкомаркеры в диагностике злокачественных новообразований.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Составление плана диагностических мероприятий больным злокачественными новообразованиями разных локализаций (16 нозологических форм).
Обучение методике правильного составления плана диагностических мероприятий больным злокачественным новообразованием с учетом степени распространения злокачественного процесса.
Освоение методики правильного составления плана диагностики злокачественного новообразования с учетом степени распространения злокачественного процесса.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 4. "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ"
1. Продолжительность: 4 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Осмыслить лекционный материал, детально обсудить возможности использования хирургического, лучевого, лекарственного, комбинированного и комплексного методов в лечении злокачественных новообразований. Изучить методики лечения онкологических больных, направленные на радикальную ликвидацию первичного очага опухоли и регионарных метастазов, профилактику развития отдаленных метастазов, восстановление нарушенного гомеостаза; составить план лечения больного злокачественным новообразованием той или иной локализации.
· Обучить ординаторов основным принципам лечения злокачественных опухолей, выбору методов лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания об основных принципах лечения злокачественных новообразований, о методах, используемых в лечении.
3.2. Изучить принципы хирургического, комбинированного и комплексного лечения злокачественных новообразований.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составлению плана лечения больных злокачественными опухолями разных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков составления плана лечения больных злокачественными опухолями разных локализаций на основе использования принципов хирургического, комбинированного и комплексного лечения злокачественных новообразований.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения принципов лечения злокачественных разных локализаций.
Мотивация темы занятия. Специфичность лечения злокачественных новообразований. Необходимость овладения методикой правильного составления плана лечения больного злокачественным новообразованием с учетом степени распространения злокачественного процесса на основе международной классификации злокачественных новообразований (TNM-классификация).
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (Принципы хирургического, комбинированного и комплексного лечения злокачественных новообразований. Принципы и методы лучевой терапии злокачественных опухолей. Принципы лекарственной терапии онкологических заболеваний. Паллиативная помощь.).
Контрольные вопросы:
- Перечислите основные методы лечения в онкологии
- Дайте определение комбинированного и комплексного лечения в онкологии
- Перечислите задачи неоадьювантного и адьювантного лечения в онкологии
- Какие виды операций выполняются у онкологических больных?
- Назовите принципы радикализма в онкологии
- В чем заключается принцип абластики и антибластики?
- Назовите основные принципы лучевой терапии
- Что означает радиосенсибилизация опухоли?
- Перечислите виды ионизирующих излучений
- Назовите основные цели лекарственной терапии онкологических больных
- В чем состоит отличие адьювантной и неоадьювантной химиотерапии?
- В чем заключается отличие системной, регионарной и локальной химиотерапии?
- При каких опухолях применяются антиэстрогены?
- Какие воздействия на опухолевый процесс предполагает пассивная иммунотерапия?
- Чем отличается специфическая и неспецифическая иммунотерапия онкологических больных?
- Что такое паллиативная помощь?
- Разница между комбинированным и комплексным лечением,
- Кто вырабатывает план лечения,
- Как оформляются отказы от лечения,
- При каких локализациях рака проводится комбинированное лечение,
- При каких локализациях рака проводится микродозная химиотерапия,
- Что такое "таргентная терапия".
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Хирургический метод в лечении онкологических больных. Понятие абластики и антибластики, операбельности и резектабельности. Радикальные, паллиативные, циторедуктивные, симптоматические операции.
- Лучевой метод в лечении больных злокачественными новообразованиями. Лучевая терапия как самостоятельный метод лечения, как компонент комбинированного или комплексного лечения.
- Радиочувствительность опухолевых и нормальных клеток. Радиомодифицирующие агенты. Виды ионизирующих излучений.
- Лекарственная терапия злокачественных новообразований. Химиотерапия. Гормонотерапия. Иммунотерапия.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Составление плана лечения больного злокачественным новообразованием той или иной локализации (16 нозологических форм).
Обучение методике правильного составления плана лечения больного злокачественным новообразованием с учетом степени распространения злокачественного процесса на основе международной классификации злокачественных новообразований (TNM-классификация).
Освоение методики правильного составления плана лечения больного злокачественным новообразованием с учетом степени распространения злокачественного процесса на основе международной классификации злокачественных новообразований (TNM-классификация).
4.2. Решение ситуационных задач.
РАЗДЕЛ II. «ОПУХОЛИ ГОЛОВЫ И ШЕИ»
ТЕМА 1. "РАК ГУБЫ И СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА".
1. Продолжительность: 8 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Осмыслить лекционный материал, детально обсудить возможности выявления рака губы и слизистой полости рта на амбулаторном приеме. Изучить стандартную методику обследования больных с подозрением на рак нижней губы, распознать это заболевание на амбулаторном приеме.
· Обучить ординаторов основам диагностики опухолей губы и слизистой полости рта, губы, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака губы, слизистой оболочки полости рта.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных со злокачественными опухолями губы, слизистой полости рта.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака щитовидной железы, губы, слизистой полости рта.
Мотивация темы занятия. Рост заболеваемости раком слизистой полости рта и высокий показатель поздней диагностики диктует необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания. Необходимость овладения методами дифференциальной диагностики между раком нижней губы и предраковой патологией этого органа.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (этиология и факторы риска, предраковые заболевания, клиническая и морфологическая классификации, клинические проявления ранних и поздних форм, методы диагностики (инструментальные, морфологические) и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к использованию различных методов, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы:
- Как осуществляется лимфоотток из нижней губы?
- Могу ли при раке нижней губы, расположенном слева от средней линии, возникнуть метастазы в л/у правой подчелюстной области?
- Способствующие факторы возникновения рака нижней губы?
- Назовите предраковые заболевания нижней губы.
- Чем отличается операция Ванаха от операции Крайля?
- Что такое хейлит?
- На основании чего можно заподозрить рак слизистой полости рта?
- Каким путем можно добиться снижение смертности от рака слизистой полости рта?
- Возможно ли осуществление активного скрининга на рак слизистой полости рта?
- Факультативные предраки этого заболевания.
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Роль смотрового кабинета в выявлении рака слизистой полости рта.
- Роль стоматологов в своевременной диагностике рака слизистой полости рта.
- Современные методы лечения рака слизистой полости рта.
- Красная волчанка (эрозивная форма), лейкоплакия (эрозивная и веррукозная), красный плоский лишай – факультативные предраки полости рта.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на амбулаторном приеме.
Обучение методики правильного осмотра слизистой полости рта.
Освоение методики взятия мазков на цитологическое исследование.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.