Внедрение обязательного социального медицинского страхования

Устойчивость системы здравоохранения в значительной степени связана с эффективной системой финансирования, которая предполагает адекватный уровень средств, направляемых на здравоохранение, их справедливое распределение и рациональное использование.

Дальнейшее развитие системы здравоохранения предполагает формирование трёхуровневой системы предоставления медицинской помощи, где ответственность за здоровье граждан распределяется между государством, работодателями и работниками. При этом:

первый уровень представляет базовый пакет или перечень гарантированной государством медицинской помощи, финансируемый за счет республиканского бюджета (ГОБМП);

второй уровень будет включать в себя дополнительный пакет или перечень медицинской помощи, определяемый Правительством Республики Казахстан и финансируемый за счет обязательных страховых платежей государства, работодателей и работников;

третий уровень будет предусматривать индивидуальный пакет или перечень услуг, определяемый на добровольной договорной основе между страховыми компаниями и плательщиками взносов, финансируемых за счет добровольных отчислений граждан или работодателей в пользу своих работников.

С целью развития солидарности населения и работодателей в устойчивом развитии и повышении эффективности национальной системы здравоохранения, а также с целью устранения финансовых рисков вследствие растущих государственных и частных затрат на здравоохранение будет внедрена система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).

Система ОСМС будет построена на обязательных страховых платежах работающего населения, работодателей и самозанятого населения. За социально незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, нетрудоспособные граждане и безработные) страховые взносы будут оплачиваться государством из средств республиканского бюджета.

При этом в систему ОСМС будут переданы все основные медицинские услуги, характеризующиеся стабильной потребностью и потреблением, управляемостью и прогнозируемостью, т.е. комплекс услуг, не несущий выраженного финансового риска внезапного сверх потребления. Это – услуги ПМСП, СМП, ВСМП.

При этом, государство сохранит за собой обязательства по финансированию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), т.е. базового пакета медицинских услуг, включающего в том числе: услуги скорой помощи и санитарной авиации, вакцинации, медицинскую помощь при некоторых социально-значимых заболеваниях (туберкулез, ВИЧ, онкология, наркология и психиатрия) и ПМСП до 2020 года для непродуктивно самозанятого населения.

Также государство сохранит за собой обязательства по финансированию развития инфраструктуры (капитальные инвестиции), медицинского образования и науки, государственных функций и программ, включая обеспечение деятельности службы общественного здравоохранения.

В целом, внедрение ОСМС будет сопровождаться доведением финансирования системы здравоохранения РК до стандартов ОЭСР на основе приоритезации следующих направлений государственных расходов:

развитие службы общественного здравоохранения;

на уровне ПМСП - увеличение числа ВОП и расширение АЛО;

поэтапное увеличение заработных плат медицинских работников;

расширение услуг по реабилитации, паллиативной помощи и сестринского ухода;

увеличение расходов на непрерывное медицинское образование;

включение в тарифы затрат на обновление основных средств.

В рамках развития системы ОСМС будет создан Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФСМС), который будет аккумулировать страховые платежи от участников системы и выступит в качестве единого плательщика за оказание медицинских услуг.

Будут усовершенствованы механизмы регулирования допуска на оказание медицинских услуг в системе ГОБМП и ОСМС. Поставщики медицинских услуг вне зависимости от формы собственности будут иметь возможность участвовать в системе ОСМС. Отбор поставщиков медицинских услуг для заключения договоров будет осуществляться с учетом критериев доступности, качества и эффективности оказания медицинской помощи.

Будет изучена необходимость введения сооплаты для мотивации к снижению потребления медицинских услуг, но без существенного увеличения финансового бремени болезней для населения.

Вышеперечисленные мероприятия будут сопровождаться активной информационно-разъяснительной работой с населением и медицинскими работниками. Будут разработаны механизмы обратной связи с населением, в том числе создан отдел по обработке обращений населения в форме структурной единицы ФСМС либо вне его. На регулярной основе будет проводиться мониторинг и оценка эффективности деятельности системы ОСМС. Внедрение практики публичной отчетности позволит повысить открытость системы здравоохранения.

Наши рекомендации