Полномочия органов власти в сфере обязательного медицинского страхования
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;
2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;
3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;
4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;
8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования;
9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС.
В РФ планируется увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2–5,5%. С увеличением в 2011 г. зачисления в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования страховых взносов работодателей по
ставке с 1,1% до 3,1%, стоимость программы обязательного медицинского страхования составит 840,6 млрд. руб.
К примеру, расходы на здравоохранение на конец 2009 г. в США составили 17,6% ВВП США. Реформа медицинского страхования в США обойдется, как планируется, в 900 млрд. долл. за десять лет, при этом она не повлечет за собой увеличение дефицита федерального бюджета, поскольку две трети финансирования указанной реформы должны осуществляться за счет экономии сотен миллиардов долларов, расходуемых неэффективно или нецелесообразно. Оставшаяся же треть ее финансирования будет осуществляться за счет дополнительного налогообложения лиц с высокими доходами. Средства, собранные из налогов на лиц с крупными доходами и фирм-производителей медицинского оборудования пойдут на медобслуживание неимущих и малоимущих американцев.
Основной целью государственной политики РФ в области здравоохранения на период до 2020 г. является формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования. Необходимо создать условия для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечить население доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций; создать условия для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.
На 1 января 2010г. в системе ОМС осуществляли деятельность Федеральный фонд и 84 территориальных фонда обязательного медицинского
страхования, 107 страховых медицинских организаций и 246 филиалов cтраховых медицинских организаций, 8142 самостоятельные медицинские организации. В настоящее время в соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Кроме того,законодательно впервые в сфере обязательного медицинского страхования определены круг и категории лиц, подлежащих соответствующему страхованию. В этой связи следует отметить, что, например, в 2009 году общая численность застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан составила 142,6 млн. человек, в том числе 58,9 млн. работающих и 83,4 млн. неработающих граждан. Из общей численности застрахованных граждан 139,6 млн. человек (98,1%) были обеспечены страховыми медицинскими полисами. В структуре контингента застрахованных граждан, на основании договоров обязательного медицинского страхования, работающие граждане составили 42,4%, неработающие граждане — 57,6%, из них дети до 8 лет — 18,8%. В то же время в структуре доходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования взносы за работающих составляли 44,75%, а взносы за неработающее население — 55,25%. Исходя из этих данных, можно определить, что в расчете на одного человека за неработающего человека взносы составляют меньшую величину, чем за работающего. При этом удельные затраты на оказание медицинской помощи на 1 неработающего в среднем значительно выше, чем на работающего. Как часто подчеркивалось в специальной литературе, именно недостаточные платежи в систему обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения являются основной причиной недофинансирования этой системы.
По действующему законодательству застрахованными лицами в России являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах».
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций;
3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;
5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;
6) осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования (далее также — страховой медицинский полис), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;
7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;
8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий:
1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) обеспечивает в установленном порядке:
а) принятие решения о создании в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации некоммерческой организации — территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд);
б) утверждение структуры управления территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд);
в) назначение на должность и освобождение от должности руководителя территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом;
3) обеспечивает в установленном порядке своевременное представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) и Федеральный фонд:
а) отчетности об осуществлении переданных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, достижении целевых прогнозных показателей (в случае, если такие показатели установлены) по установленной форме;
б) нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий, в течение трех дней после дня их принятия;
в) сведений (в том числе баз данных), необходимых для ведения единого регистра застрахованных лиц;
г) сведений о прогнозных показателях по осуществлению переданных полномочий по установленной форме;
д иной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом и (или) принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 7. Федерального закона № 326-ФЗ Права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального Фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Уполномоченный Федеральный орган осуществляет следующие права и обязанности по полномочиям, переданным в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
2) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний:
а) об устранении выявленных нарушений;
б) о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;
4) готовит и направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;
5) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий;
6) утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
7) определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8) готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
9) устанавливает порядок возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для осуществления соответствующих полномочий;
10) осуществляет иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.
2. Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий;
2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
3) осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проводит проверку деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, вправе начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по указанным страховым взносам, пени и штрафы;
4) устанавливает формы отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядок ее ведения;
5) устанавливает порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам (далее также — контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
6) осуществляет контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;
7) осуществляет контроль за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;
8) согласовывает структуру территориальных фондов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативы расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
Отношения, сформулированные данной статьей, регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Общие правила передачи полномочий можно сформулировать таким образом:
– передача полномочий осуществляется федеральным законом;
– осуществление органом государственной власти переданного полномочия осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета;
– права и обязанности по осуществлению переданных полномочий возлагаются на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе назначать руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и определять структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
– федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий;
– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;
– в случае ненадлежащего осуществления переданных полномочий последние могут быть изъяты у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
– также в случае ненадлежащего осуществления переданных полномочий субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, должны быть возмещены.
К уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
К федеральному фонду, осуществляющему права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 6 настоящего закона, относится Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения реализации Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации издано постановление от 15.02.2011 № 74 «О правилах обязательного медицинского страхования».
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:
1) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
2) установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского
страхования;
3) финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
4) утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.
В территориальных программах субъектов Российской Федерации предусмотрена дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами. Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенного в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.