Тема № 3.1. Гистология периферических эндокринных желез
2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей структурной организации периферических эндокринных желез и эндокринного отдела поджелудочной железы, их диагностике, а также навыки микроскопирования и зарисовки гистологических препаратов эндокринных желез.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
· эмбриональные источники развития эндокринных желез;
· морфофункциональную характеристику периферических эндокринных желез для понимания морфологических проявлений расстройств гормональной регуляции.
Студент должен уметь:
· определять на микроскопическом уровне периферических эндокринные железы и составляющие их тканевые элементы;
· проводить диагностику гистологических препаратов периферических эндокринных желез с последующей зарисовкой;
· решать ситуационные задачи по вопросам структурной организации периферических эндокринных желез.
4. Основные вопросы темы:
1. Щитовидная железа. Источники эмбрионального развития. Строение, тканевый и клеточный состав. Фолликулы как морфофункциональные единицы железы.
2. Околощитовидные железы. Источники эмбрионального развития. Строение и клеточный состав.
3. Надпочечники. Источники эмбрионального развития. Зоны коркового вещества железы: их строение, клеточный состав. Мозговое вещество надпочечников. Строение, клеточный состав.
4. Эндокринный отдел поджелудочной железы. Панкреатический островок как структурно-функциональная единица эндокринного отдела поджелудочной железы. Типы инсулоцитов, их морфофункциональная характеристика.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагаются гистологические препараты эндокринных желез для диагностики и зарисовки. Необходимо в процессе диагностики определить на микроскопическом уровне представленный орган, составить протокол, то есть письменное описание препарата данного органа и зарисовать его с указанием учебных элементов.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.
2. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.
3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.
4. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.
5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.
6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
7. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
8. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
9. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
10. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
11. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.
Дополнительная литература:
1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Назовите отличительные признаки эндокринных желез.
2. Назовите структурно-функциональную единицу щитовидной железы и опишите ее строение.
3. Назовите источники происхождения надпочечников.
4. Какие типы инсулоцитов различают? Какие гормоны они продуцируют?
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:
1. Укажите клетки щитовидной железы:
1) паратироциты
2) инсулоциты
3) корковые эндокриноциты
4) тироциты и парафолликулярные эндокриноциты
5) хромаффиноциты
2. Укажите функционально активные клетки околощитовидной железы:
1) оксифильные 4) главные и оксифильные
2) главные светлые 5) главные светлые и оксифильные
3) главные темные
3. Какой гормон продуцирует околощитовидная железа:
1) кальцитонин 4) адреналин
2) паратирин 5) альдостерон
3) тироксин
4. Фолликул является структурно-функциональной единицей железы:
1) эндокринного отдела поджелудочной железы
2) околощитовидной
3) щитовидной
4) мозгового вещества надпочечников
5) коркового вещества надпочечников
5. К характерным признакам мозгового вещества надпочечника относятся:
Выберите правильный ответ по коду: 1–АБВ, 2–АВ, 3–БГ, 4–Г, 5– АБВГ
А. образовано скоплениями мозговых эндокриноцитов
Б. светлые эндокриноциты синтезируют адреналин
В. темные эндокриноциты синтезируют норадреналин
Г. регуляция функции осуществляется АКТГ гипофиза
6. Назовите клетки мозгового вещества надпочечников:
1) паратироциты
2) инсулоциты
3) корковые эндокриноциты
4) тироциты и парафолликулярные эндокриноциты
5) хромаффиноциты
7. На препарате щитовидной железы видны фолликулы с призматическим эпителием, заполненные жидким коллоидом. О каком функциональном состоянии щитовидной железы свидетельствует эта картина?
1) гиперфункции
2) нормальной функции
3) картина не позволяет оценить функциональное состояние органа
4) нормо- и гипофункции
5) гипо- и гиперфункции
8. Норадреналин и адреналин образуются в:
1) околощитовидных железах
2) корковом веществе надпочечников
3) щитовидной железе
4) аденогипофизе
5) мозговом веществе надпочечников
9. Эндокриноциты поджелудочной железы – А-клетки – вырабатывают гормон:
1) инсулин 3) соматостатин 5) панкреатический полипептид
2) глюкагон 4) вазоактивный интестинальный полипептид
10.Эндокриноциты поджелудочной железы – D –клетки – вырабатывают гормон:
1) инсулин 4) вазоактивный интестинальный полипептид
2) глюкагон 5) панкреатический полипептид
3) соматостатин
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Как изменяется строение фолликулов щитовидной железы при нарушении функции органа / при гипо- и гиперфункции/?
2. Какие клетки образуют паренхиму околощитовидной железы?
3. Какие периферические эндокринные железы являются гипофиззависимыми?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. В препарате щитовидной железы фолликулы содержат много коллоида, в результате чего их размеры увеличены. Тироциты плоские. Какому функциональному состоянию органа соответствует такая картина?
2. В препарате околощитовидной железы отмечено очень незначительное количество оксифильных клеток. Каков предположительно возраст человека, которому принадлежит эта железа?
3. Перед исследователем поставлена задача: изучить в поджелудочной железе клетки, вырабатывающие гормон инсулин. Какие клетки необходимо изучить, где они располагаются в железе?