III. Онкологическая заболеваемость

Ф 090у извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования.

Заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями.

Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании, не заполняется. Назначается только консультация врача-психиатра-нарколога. Извещаются органы МВД.

Психическая заболеваемость.

Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом психического заболевания не заполняется. Назначается только консультация врача-специалиста.

Заболеваемость СПИДом и ВИЧ-инфицированность.

Особый порядок: (врачебная тайна – не ущемлять прав инфицированного))ЦГЭиОЗ, инфекционный стационар. Отчет о результатах исследования крови на СПИД (за месяц).

Пути передачи:

- ¾ при половых контактах;

- через кровь;

- от матери к ребенку (во время беременности, родов, грудного вскармливания).

Проблемы медицины:

· врачебная тайна – правовая,

· запрет ущемления прав – моральная.

· беременность и ВИЧ-инфицированность:

- но затраты большие, а выявленность незначительная,

- никто не имеет права заставить женщину сделать аборт по медицинским показателям,

- зачастую беременеют зная инфицированность.

Медицинский персонал, работает со СПИДом:

- страх неизвестности,

- страх заражения,

- страх собственной смерти.

IV. Госпитализированная заболеваемость

Статистическая карта выбывшего их стационара - ф.066.

Заполняется:

· одновременно с медицинской картой стационарного больного (при госпитализации вкладывается, при выписке из стационара заполняются все пункты).

· при наличии двух и более диагнозов, в отчет вносится тот который послужил основной причиной госпитализации.

· не заполняется на больных, переведенных в другие стационары.

· при переводе из одного в другие отделения одной больницы карта заполняется в отделении из которого выбыл больной.

· в психиатрических стационарах карта имеет особенности заполнения.

· заполняется на всех выбывших из стационара (выписанных, умерших), в том числе родильниц, новорожденных

В течение года карты собираются в организационно-методическом отделе. По окончании календарного года используется для составления годового отчета.

Показатели госпитализированной заболеваемости

· Частота госпитализации = число госпитализированных *1000,

численность населения

(общая, по каждому виду заболевания, полу, возрасту, месту жительства, профессии)

· Структура госпитализированных больных по заболеваниям.

· Средняя длительность лечения в стационаре по поводу данного заболевания: число койко-дней / на число выписанных больных.

· Сезонность госпитализации: число поступивших в данный месяц / число поступивших за год *100.

· Распространение поступивших по дням недели: число поступивших в конкретный день недели / число поступивших за год * 100.

Значение:

· позволяет судить о характере и объеме медицинской помощи, продолжительности лечения;

· отражает преемственность больничной и внебольничной помощи;

· определяет отбор на госпитализацию;

· дает представление о наиболее тяжелой патологии.

Связана: с обеспеченностью койками, их распределением по уровням.

Структура госпитализированной заболеваемости:

Детей: болезней органов дыхания, пищеварения (БОП) инфекционные и паразитарные заболевания.

Взрослых и подростков: осложнения беременности, родов и послеродового периода, болезни системы кровообращения, органов дыхания.

V. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности

Документы: листок нетрудоспособности (справка нетрудоспособности) – в бухгалтерии.

Показатели: число случаев, число дней, средняя продолжительность одного случая (общая, по каждой причине), структура в днях и случаях. Есть и за рубежом, но единый показатель: процент нетрудоспособности – доля рабочих из общего числа, в среднем, в течение одного года не принимавших участия в производственном процессе вследствие болезни.

Частота случаев указывает на уровень заболеваемости.

Частота дней (влияет много факторов) характеризует тяжесть заболевания.

Средняя длительность характеризует тяжесть заболевания и зависит от уровня оценки трудоспособности.

Отчет ф. 16 ВН – месячный, квартальный, полугодовой, годовой.

Оценка ЗВУТ – носит не только медико-социальное, но и социально-экономическое значение – по цехам, по заводу, по отрасли промышленности, сезонность и др.

Структура: уход, БОД, травмы.

Тенденции 90-х годов ХХ века – снижение (причины: социальные, материальные, психологические, правовые, а не истинные перемены медицины, улучшение условий производства):

- безработным не нужны листки нетрудоспособности;

- боязнь потерять место;

- материальные затраты

Инвалидность

Инвалидность(disability) – нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности. Критерии жизнедеятельности: это способность к самообслуживанию; передвижению; ориентации; контроля своего поведения; общению; обучению; трудовой деятельности.

В 1980г. предложена Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности.

Нарушения функций и ограничения жизнедеятельности :

ФК (функциональный класс) 0 – нормальное состояние.

ФК 1 – легкое нарушение 1-25%

ФК 2 – умеренные нарушения 26-50%

ФК 3 – значительные нарушения – 51-75%

ФК 4 – резкое нарушение – 76-100%.

Группы:

1-я - нуждающиеся в постоянном уходе (ФК 4).

2-я - постоянная или длительная нетрудоспособность без постоянного ухода (ФК 3).

3-я - утрата способности к профессиональному труду (ФК 2).

Современные тенденции:

- до 10% населения мира инвалиды, в РБ – 4%.

- структура причин общей инвалидности (по В.К. Юрьеву) БСК, болезни нервной системы (НС) и органов чувств, травмы.

- структура причин первичной инвалидности (по В.К. Лисицыну): БСК – 40%, злокачественные новообразования – 19%, НС и органов чувств – 10%, травмы.

- структура юридических причин первичная инвалидность, РФ: 85% заболевание, 7,5 военнослужащие, 4,5 инвалиды с детства, 2 трудовые увечье.

- структура первичной инвалидности по тяжести: 2 группа - 60%, 3 группа –25%, 1 группа до 15%

- структура первичной инвалидности по полу: 55% мужчины, 45% женщины. РБ 2000г. у мужчин на 32,5% уровень инвалидности выше и на 6,3 года раньше устанавливается.

- структура первичной инвалидности по месту жительства: РБ выше уровень инвалидности у сельских жителей, чем у городских; РФ – 80% городского населения, 20% сельского населения.

- структура общей инвалидности детей: (термин инвалидность с детства введен в 1979 г.) НС и органов чувств (39%), врожденные аномалии (33,8%), психические расстройства (33,3%).

- Инвалидность детей в РБ за последние 5 лет возросла в 4 раза, высокая степень инвалидности (более 53% всех детей-инвалидов)

Показатели:

· первичный выход на инвалидность (на 10тыс. населения).

· первичная инвалидность по юридическим и медицинским причинам, группам, полу, возрасту, месту жительства.

· у детей: первичная, общая (на 10тыс. детей).

· общая инвалидность = общее число инвалидов * 10000

численность населения

· общая инвалидность по полу, возрасту, группам, месту жительства.

· изменение группы инвалидности при переосвидетельстовании =

= число измененных * 100

число инвалидов

· удельный вес инвалидов с детства среди общего числа инвалидов (в %).

· удельный вес впервые выявленной инвалидности от общего числа инвалидов (в %).

Физическое развитие

Биотипология – наука о типах телосложения. Показатели здоровья детей: прямые показатели физического развития; обратные показатели заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности.

Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных свойств организма.

Признаки:

1. Антропометрические – измерение тела скелета человека.

а) сомаметрические – тела и его частей;

б) остеометрические – размеры скелета и его частей;

в) краниометрические – размеры черепа;

2. Антропоскопические – основано на описании тела и его частей (форма грудной клетки, волосяной покров и пр.)

3. Физиометрические – определяет физиологическое состояние.

Регулярно изучают у детей, подростков, призывников.

Запись: история развития новорожденного ф. 097у.

история развития ребенка ф. 112у.

медицинская карта ребенка ф. 025у.

Методы изучения и оценки:

1. Генерализирующий – наблюдение за группой детей.

2. Индивидуальный – за ребенком.

Материалы антропометрических исследований подвергают вариационно-статистической разработке:

- путем составления вариационных рядов;

- путем составления корреляционных решеток для основных признаков (рост, масса).

Затем проводится оценка: - методом сигмальной оценки;

- по оценочным таблицам физического развития (шкала регрессии по росту);

- центильный метод (Лисицын Ю.П) по шкалам по 10 признакам.

Акселерация (лат. acceleratio – ускорение, введено в 1935 г.) – ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующим поколением).

Основные причины:

- улучшение питания;

- интенсивная инсоляция;

- генетический эффект;

- урбанизация.

Акселерация имеет положительные и отрицательные стороны: медицинскую, социальную, правовую, психическую, экономическую и др.

В 80-90-х годах стабилизация акселерации. В начале XXI в возможна десельрация – явление обратное акселерации.

На физическое развитие оказывают (по данным Лисицына Ю.П., Юрьева В.К.): условия анте- и перинатального периода:

- среди детей родившихся у женщин с токсикозами, заболеваниями, переношенных в 1,5 раза больше детей с отклонениями в развитии;

- среди недоношенных - в 3 раза больше детей с отклонениями в развитии;

- среди родившихся при патологии родовой деятельности - в 4 раза больше детей с отклонениями в развитии;

- у курящих и потребляющих алкоголь отцов - в 2 раза больше детей с отклонениями в развитии;

- у курящих и потребляющих алкоголь матерей - в 4 раза больше детей с отклонениями в развитии;

- у родителей с профессиональной вредностью - в 2 раза больше детей с отклонениями в развитии.

Условия детских дошкольных учреждений, школы:

- дети, начавшие посещать детские сады в 1,5 года имели худшие показатели развития на 7-м году жизни, чем дети начавшие посещать детские сады в старшем возрасте.

Анализ здоровья детей в школе (по данным 2000г. РБ)

- дисгармоничность физического развития (больше 1/3 учащихся);

- недостаточное развитие сердечно-сосудистой системы и низкая физическая работоспособность (проба PWC 170) больше половины учащихся.

- отставание развития дыхательной системы (пр. Генге) у 35-50% обследованных

- задержка моторного развития (30-40% дошкольников, 40-50% дошкольников, 82% учащихся спецшкол - глухонемые, слабослышащие).

- низкий иммунитет (по уровню лизоцима слюны и слизистой носа) – 30% школьники Минска, 63-81% школьники Гомеля.

Углубленный осмотр учащихся 1-го класса школ РБ, 2002г. выявил: на 1000 осмотренных детей 91,7 с пониженной остротой зрения; 69,4 с нарушением осанки; 54,9 с дефектами речи; 8,1 со сколиозом; 2,0 понижением слуха.

По данным осмотров 8-класников, 2002г. РБ: у них в 7,8 раза чаще нарушения осанки; 6,9 раза хуже острота зрения.

Ожирение. Причины:

- искусственное вскармливание;

- несбалансированное питание;

- гиподинамия;

- наследственная предрасположенность.

Последствия ожирения:

а) Превышение массы тела на 15% способствует:

- БСК, эндокринным заболеваниям, болезням пищеварения.

- хроническим заболеваниям.

б) Дети с ожирением 2 и 3 степени относятся к часто болеющим.

Наши рекомендации