III. Онкологическая заболеваемость
Ф 090у извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования.
Заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями.
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании, не заполняется. Назначается только консультация врача-психиатра-нарколога. Извещаются органы МВД.
Психическая заболеваемость.
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом психического заболевания не заполняется. Назначается только консультация врача-специалиста.
Заболеваемость СПИДом и ВИЧ-инфицированность.
Особый порядок: (врачебная тайна – не ущемлять прав инфицированного))ЦГЭиОЗ, инфекционный стационар. Отчет о результатах исследования крови на СПИД (за месяц).
Пути передачи:
- ¾ при половых контактах;
- через кровь;
- от матери к ребенку (во время беременности, родов, грудного вскармливания).
Проблемы медицины:
· врачебная тайна – правовая,
· запрет ущемления прав – моральная.
· беременность и ВИЧ-инфицированность:
- но затраты большие, а выявленность незначительная,
- никто не имеет права заставить женщину сделать аборт по медицинским показателям,
- зачастую беременеют зная инфицированность.
Медицинский персонал, работает со СПИДом:
- страх неизвестности,
- страх заражения,
- страх собственной смерти.
IV. Госпитализированная заболеваемость
Статистическая карта выбывшего их стационара - ф.066.
Заполняется:
· одновременно с медицинской картой стационарного больного (при госпитализации вкладывается, при выписке из стационара заполняются все пункты).
· при наличии двух и более диагнозов, в отчет вносится тот который послужил основной причиной госпитализации.
· не заполняется на больных, переведенных в другие стационары.
· при переводе из одного в другие отделения одной больницы карта заполняется в отделении из которого выбыл больной.
· в психиатрических стационарах карта имеет особенности заполнения.
· заполняется на всех выбывших из стационара (выписанных, умерших), в том числе родильниц, новорожденных
В течение года карты собираются в организационно-методическом отделе. По окончании календарного года используется для составления годового отчета.
Показатели госпитализированной заболеваемости
· Частота госпитализации = число госпитализированных *1000,
численность населения
(общая, по каждому виду заболевания, полу, возрасту, месту жительства, профессии)
· Структура госпитализированных больных по заболеваниям.
· Средняя длительность лечения в стационаре по поводу данного заболевания: число койко-дней / на число выписанных больных.
· Сезонность госпитализации: число поступивших в данный месяц / число поступивших за год *100.
· Распространение поступивших по дням недели: число поступивших в конкретный день недели / число поступивших за год * 100.
Значение:
· позволяет судить о характере и объеме медицинской помощи, продолжительности лечения;
· отражает преемственность больничной и внебольничной помощи;
· определяет отбор на госпитализацию;
· дает представление о наиболее тяжелой патологии.
Связана: с обеспеченностью койками, их распределением по уровням.
Структура госпитализированной заболеваемости:
Детей: болезней органов дыхания, пищеварения (БОП) инфекционные и паразитарные заболевания.
Взрослых и подростков: осложнения беременности, родов и послеродового периода, болезни системы кровообращения, органов дыхания.
V. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
Документы: листок нетрудоспособности (справка нетрудоспособности) – в бухгалтерии.
Показатели: число случаев, число дней, средняя продолжительность одного случая (общая, по каждой причине), структура в днях и случаях. Есть и за рубежом, но единый показатель: процент нетрудоспособности – доля рабочих из общего числа, в среднем, в течение одного года не принимавших участия в производственном процессе вследствие болезни.
Частота случаев указывает на уровень заболеваемости.
Частота дней (влияет много факторов) характеризует тяжесть заболевания.
Средняя длительность характеризует тяжесть заболевания и зависит от уровня оценки трудоспособности.
Отчет ф. 16 ВН – месячный, квартальный, полугодовой, годовой.
Оценка ЗВУТ – носит не только медико-социальное, но и социально-экономическое значение – по цехам, по заводу, по отрасли промышленности, сезонность и др.
Структура: уход, БОД, травмы.
Тенденции 90-х годов ХХ века – снижение (причины: социальные, материальные, психологические, правовые, а не истинные перемены медицины, улучшение условий производства):
- безработным не нужны листки нетрудоспособности;
- боязнь потерять место;
- материальные затраты
Инвалидность
Инвалидность(disability) – нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности. Критерии жизнедеятельности: это способность к самообслуживанию; передвижению; ориентации; контроля своего поведения; общению; обучению; трудовой деятельности.
В 1980г. предложена Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности.
Нарушения функций и ограничения жизнедеятельности :
ФК (функциональный класс) 0 – нормальное состояние.
ФК 1 – легкое нарушение 1-25%
ФК 2 – умеренные нарушения 26-50%
ФК 3 – значительные нарушения – 51-75%
ФК 4 – резкое нарушение – 76-100%.
Группы:
1-я - нуждающиеся в постоянном уходе (ФК 4).
2-я - постоянная или длительная нетрудоспособность без постоянного ухода (ФК 3).
3-я - утрата способности к профессиональному труду (ФК 2).
Современные тенденции:
- до 10% населения мира инвалиды, в РБ – 4%.
- структура причин общей инвалидности (по В.К. Юрьеву) БСК, болезни нервной системы (НС) и органов чувств, травмы.
- структура причин первичной инвалидности (по В.К. Лисицыну): БСК – 40%, злокачественные новообразования – 19%, НС и органов чувств – 10%, травмы.
- структура юридических причин первичная инвалидность, РФ: 85% заболевание, 7,5 военнослужащие, 4,5 инвалиды с детства, 2 трудовые увечье.
- структура первичной инвалидности по тяжести: 2 группа - 60%, 3 группа –25%, 1 группа до 15%
- структура первичной инвалидности по полу: 55% мужчины, 45% женщины. РБ 2000г. у мужчин на 32,5% уровень инвалидности выше и на 6,3 года раньше устанавливается.
- структура первичной инвалидности по месту жительства: РБ выше уровень инвалидности у сельских жителей, чем у городских; РФ – 80% городского населения, 20% сельского населения.
- структура общей инвалидности детей: (термин инвалидность с детства введен в 1979 г.) НС и органов чувств (39%), врожденные аномалии (33,8%), психические расстройства (33,3%).
- Инвалидность детей в РБ за последние 5 лет возросла в 4 раза, высокая степень инвалидности (более 53% всех детей-инвалидов)
Показатели:
· первичный выход на инвалидность (на 10тыс. населения).
· первичная инвалидность по юридическим и медицинским причинам, группам, полу, возрасту, месту жительства.
· у детей: первичная, общая (на 10тыс. детей).
· общая инвалидность = общее число инвалидов * 10000
численность населения
· общая инвалидность по полу, возрасту, группам, месту жительства.
· изменение группы инвалидности при переосвидетельстовании =
= число измененных * 100
число инвалидов
· удельный вес инвалидов с детства среди общего числа инвалидов (в %).
· удельный вес впервые выявленной инвалидности от общего числа инвалидов (в %).
Физическое развитие
Биотипология – наука о типах телосложения. Показатели здоровья детей: прямые показатели физического развития; обратные показатели заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности.
Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных свойств организма.
Признаки:
1. Антропометрические – измерение тела скелета человека.
а) сомаметрические – тела и его частей;
б) остеометрические – размеры скелета и его частей;
в) краниометрические – размеры черепа;
2. Антропоскопические – основано на описании тела и его частей (форма грудной клетки, волосяной покров и пр.)
3. Физиометрические – определяет физиологическое состояние.
Регулярно изучают у детей, подростков, призывников.
Запись: история развития новорожденного ф. 097у.
история развития ребенка ф. 112у.
медицинская карта ребенка ф. 025у.
Методы изучения и оценки:
1. Генерализирующий – наблюдение за группой детей.
2. Индивидуальный – за ребенком.
Материалы антропометрических исследований подвергают вариационно-статистической разработке:
- путем составления вариационных рядов;
- путем составления корреляционных решеток для основных признаков (рост, масса).
Затем проводится оценка: - методом сигмальной оценки;
- по оценочным таблицам физического развития (шкала регрессии по росту);
- центильный метод (Лисицын Ю.П) по шкалам по 10 признакам.
Акселерация (лат. acceleratio – ускорение, введено в 1935 г.) – ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующим поколением).
Основные причины:
- улучшение питания;
- интенсивная инсоляция;
- генетический эффект;
- урбанизация.
Акселерация имеет положительные и отрицательные стороны: медицинскую, социальную, правовую, психическую, экономическую и др.
В 80-90-х годах стабилизация акселерации. В начале XXI в возможна десельрация – явление обратное акселерации.
На физическое развитие оказывают (по данным Лисицына Ю.П., Юрьева В.К.): условия анте- и перинатального периода:
- среди детей родившихся у женщин с токсикозами, заболеваниями, переношенных в 1,5 раза больше детей с отклонениями в развитии;
- среди недоношенных - в 3 раза больше детей с отклонениями в развитии;
- среди родившихся при патологии родовой деятельности - в 4 раза больше детей с отклонениями в развитии;
- у курящих и потребляющих алкоголь отцов - в 2 раза больше детей с отклонениями в развитии;
- у курящих и потребляющих алкоголь матерей - в 4 раза больше детей с отклонениями в развитии;
- у родителей с профессиональной вредностью - в 2 раза больше детей с отклонениями в развитии.
Условия детских дошкольных учреждений, школы:
- дети, начавшие посещать детские сады в 1,5 года имели худшие показатели развития на 7-м году жизни, чем дети начавшие посещать детские сады в старшем возрасте.
Анализ здоровья детей в школе (по данным 2000г. РБ)
- дисгармоничность физического развития (больше 1/3 учащихся);
- недостаточное развитие сердечно-сосудистой системы и низкая физическая работоспособность (проба PWC 170) больше половины учащихся.
- отставание развития дыхательной системы (пр. Генге) у 35-50% обследованных
- задержка моторного развития (30-40% дошкольников, 40-50% дошкольников, 82% учащихся спецшкол - глухонемые, слабослышащие).
- низкий иммунитет (по уровню лизоцима слюны и слизистой носа) – 30% школьники Минска, 63-81% школьники Гомеля.
Углубленный осмотр учащихся 1-го класса школ РБ, 2002г. выявил: на 1000 осмотренных детей 91,7 с пониженной остротой зрения; 69,4 с нарушением осанки; 54,9 с дефектами речи; 8,1 со сколиозом; 2,0 понижением слуха.
По данным осмотров 8-класников, 2002г. РБ: у них в 7,8 раза чаще нарушения осанки; 6,9 раза хуже острота зрения.
Ожирение. Причины:
- искусственное вскармливание;
- несбалансированное питание;
- гиподинамия;
- наследственная предрасположенность.
Последствия ожирения:
а) Превышение массы тела на 15% способствует:
- БСК, эндокринным заболеваниям, болезням пищеварения.
- хроническим заболеваниям.
б) Дети с ожирением 2 и 3 степени относятся к часто болеющим.