Эталон ответа на билет №38
1. Обморок.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) утюжить ребенка горизонтально с приподнятым на 50-60 градусов ножным концом;
б) обеспечит свободное дыхание и достаточный приток свежего воздуха;
в) использовать рефлекторные воздействия: обтереть лицо холодной водой, дать вдохнуть пары нашатырного спирта
г) при затянувшемся обмороке ввести подкожно 10% раствор кофеина бензоата натрия 0,1 мл/кг и/или кордиамин мл/год жизни.
3. Техника подсчета частоты дыхания и пульса у детей различного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Определение типа и частоты дыхания (ЧДД)у детей раннего возраста.
ЦЕЛЬ: Определить основные характеристики дыхания.
ОСНАЩЕНИЕ: часы, ручка, температурный лист
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
- Познакомить ребёнка и маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
- Успокоить ребёнка или подождать когда он заснёт | - Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению дыхания |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Удобно уложить или усадить ребёнка, чтобы видеть его грудь и живот (Сесть лицом к лицу с ребёнком) | - Обеспечение достоверности результата |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки | - Тип дыхания зависит от возраста и пола ребёнка: у детей раннего возраста наблюдается брюшной тип дыхания; у девочек с 5-6 летнего возраста появляется грудной тип дыхания; у мальчиков остаётся без изменений. |
- Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту. | - Обеспечение достоверности результата т.к. дыхание у детей аритмичное |
- Если визуальный подсчёт дыхательных движений невозможен, то взять его руку в области пульса положить руку на грудную клетку или живот ребёнка в зависимости от возраста и посчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту. - Сравнить результат с возрастной нормой. Примечание: У маленьких детей для подсчёта числа дыханий можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа ребёнка. | - Учащение дыхания – тахикардия, - Урежение – брадипное, - Одышка – диспноэ. |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Записать результаты исследования в температурный лист | - Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности. |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
Техника исследования ЧСС у детей раннего возраста.
ЦЕЛЬ: Определить основные характеристики пульса
ПОКАЗАНИЯ: оценка функционального состояния пациента
ОСНАЩЕНИЕ: часы, ручка, температурный лист, ф 112
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ: | |
- Познакомить ребёнка и маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
- Обеспечить спокойную обстановку | - Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа), уложить предплечье и кисть обследуемого на горизонтальную поверхность. | - Обеспечение достоверности результата |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Найти 2,3,4-пальцами правой руки пульс на лучевой артерии ребёнка, слегка прижать. И почувствовать пульсацию артерии. | |
- Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту. - Сравнить количество пульсовых ударов у ребёнка с возрастной нормой | - Обеспечение достоверности результата т.к. пульс у детей аритмичный - Учащение пульса – тахикардия, - Урежение – брадикардия, |
- Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса · Если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряжённый. - Определить ритмичность пульса - Оценить наполнение пульса, сдавливая артерию с различной силой (полный или пустой пульс) Примечание: У детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2 лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2, 3 пальцами. Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной, бедренной артерии. · ЧСС – у детей до 2-х лет определяют – роструб фонендоскопа ставят на область сердца и подсчитывают в течение 1 минуты. | - Обеспечение точности оценки напряжения пульса - Одинаковость интервалов между пульсовыми волнами. - Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Записать результаты исследования в температурный лист, ф. 112 | - Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности. |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |