Схема 1. Патогенез острого гломерулонефрита

Патолого-анатомическая картина. Характерной особенностью ОГН является увеличение клубочка в 2-3 раза по сравнению с нор­мальной его величиной. Капиллярные петли удлинены и расшире­ны, в эндотелии отмечаются явления набухания и пролиферации. В капиллярах обнаруживают выпот с большим количеством лейко­цитов, иногда тромбы, состоящие из фибрина.

Морфологические изменения в почечных канальцах незначи­тельны, наблюдаются набухание, десквамация и частичная зерни­стая дегенерация эпителиальных клеток (рис.2).

В более поздней стадии (3-4-я неделя) уменьшается пролифе­рация эндотелия клубочковых капилляров, в них снова появляется гиперемия (клинически проявляется гематурией). Обычно воспа­лительные явления в клубочках постепенно исчезают, и канальцевый эпителий полностью восстанавливается. Морфологическая картина ОГН расценивается как эндокапиллярный пролиферативный гломерулонефрит. Однако в некоторых случаях морфологиче­ские изменения остаются необратимыми, воспалительный процесс прогрессирует, и острый нефрит переходит в хронический.

Клиника ОГН очень разнообразная, от крайне скудных проявлений до чрезвычайно ярких триад симптомов (отеки, гипертония и гематурия).

Первые признаки заболевания могут появляться постепенно и незаметно для больного или довольно быстро нарастать. Наряду с общими жалобами, слабостью, быстрой утомляемостью, снижени­ем работоспособности, возникают и более характерные для ОГН симптомы. К ним относятся головная боль, чувство тошноты, рво­та, сердцебиение, жажда, одышка, отеки, боли ноющего и давяще­го характера различной интенсивности в поясничной области, ко­торые обусловлены отеком почечной паренхимы, растяжением капсулы. Уменьшение мочи (олигурия) с ее высокой относитель­ной плотностью чаще наблюдается в первые дни заболевания. Продолжительная олигурия прогностически неблагоприятна ввиду возможности развития острой почечной недостаточности (ОПН) или гипертонической энцефалопатии.

Ранние признаки ОГН и отеки отмечаются у 70-90% больных. Отеки располагаются преимущественно на лице, под глазами (где наиболее рыхлая подкожная клетчатка), что создает вместе с блед­ностью кожи характерное «лицо нефритика». Часто жидкость на­капливается в полостях (плевральной, брюшной и перикарда), днем она смещается к лодыжкам.

Остро нарастающая масса циркулирующей крови приводит к расширению полостей сердца, размеры его нормализуются после спадения отеков.

Изменения ЭКГ зависят от выраженности гемодинамических и электролитических нарушений. Часто выявляются низкий воль­таж основных зубцов, удлинение интервала Р-Q, уплощение зубца Т.

Артериальная гипертензия связана с задержкой натрия и во­ды, увеличением массы циркулирующей крови и нарушением кро­воснабжения почек. Меньшее значение, в отличие от ХГН, имеет активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Острое развитие АГ затрудняет работу сердца и может проявляться острой левожелудочковой недостаточностью.

ОГН может протекать в различных клинических вариантах: малосимптомный по типу изолированного мочевого синдрома, нефротический, развернутый, иногда выделяют гипертонический вариант. Диаг­ноз ОГН ставят на основании определенных клинических и лабо­раторных данных: начало не ранее чем через две недели после ост­рой инфекции, впервые возникший мочевой синдром, периодиче­ски повышение артериального давления, появление отеков, отсут­ствие в анамнезе заболевания почек, обнаружение в первые недели АСЛ-0 и гипокомплементемии (С3-фракция). Кроме того, для ус­тановления диагноза важным симптомом является появление мочи цвета «мясных помоев». В анализах мочи выявляют протеинурию, гематурию и цилиндрурию.

Протеинурия - наиболее высокое количество белка в моче - отмечается в начале заболевания, затем она постепенно уменьша­ется и полностью исчезает через 2-4 недели.

Гематурия является постоянным признаком ОГН, чаще всего обнаруживается микрогематурия с числом эритроцитов 10-15 в по­ле зрения.

Цилиндрурия - в осадке мочи находят единичные гиалиновые и зернистые цилиндры.

В осадке мочи у больных ОГН часто выявляется лейкоцитурия, указывающая на наличие воспалительного процесса в клубоч­ках, а нередко и в тубулоинтерстициальной ткани. При этом в от­личие от пиелонефрита при ГН лейкоциты представлены лимфоци­тами, являющимися активными участниками иммунного процесса в почечной ткани. В периферической крови наблюдается незначи­тельное снижение количества эритроцитов и гемоглобина, ускоре­ние СОЭ, повышение фибриногена.

Для установления окончательного диагноза прибегают к УЗИ, компьютерной томографии и пункционной биопсии.

Ультразвуковое исследование (УЗИ) - позволяет определить внутреннюю структуру почек, размеры и расположение почки.

Пункционная биопсия почек и гистоморфологическое иссле­дование позволяют установить характер патологического процесса в почках.

Дифференциальный диагноз. ОГН дифференцируют прежде всего от ХГН и острого интерстициального нефрита (ОИН). ХГН (обострение) возникает в первые дни инфекции, для него характерны наличие артериальной гипертензии, изменения глазного дна, снижение концентрационной функции почек, при отсутствии роста АСЛ-О.

ОИН возникает на высоте инфекции, чаще всего при лечении большими дозами антибиотиков и проходит после его прекраще­ния. В клинической картине нет отеков, важным критерием пора­жения канальцевой функции является падение относительной плотности мочи.

Лечение. Немедикаментозные мероприятия включают соблюдение по­стельного режима в течение 2-3 недель - в горизонтальном положе­нии улучшается почечный кровоток, устраняется артериальный спазм и усиливается клубочковая фильтрация; ограничение приема белка, жидкостей и поваренной соли до 3-5 г в сутки.

Медикаментозное лечение. Учитывая роль гемолитического стрептококка в этиологии ОГН и наличие его в секрете зева боль­ных и после излечения болезни, применение антибиотиков при ле­чении нефрита считается возможным. Выбор антибиотика опреде­ляется характером инфекции и её антибиотикочувствительностью, безопасностью препаратов для почек. Чаще это антибиотики пенициллинового ряда, назначают их в обычных дозах в течении 5-7 дней. Антибиотики, обладающие нефротоксическим эффектом, противопоказаны.

Антигистаминные препараты и 10% раствор глюконата каль­ция оказывают десенсибилизирующее и противовоспалительное действие.

Показаны препараты, укрепляющие сосудистую стенку: ру­тин, цитрин, аскорбиновая кислота, кварцетон и др. При упорных отеках, артериальной гипертензии - мочегонные и гипотензивные препараты (фуросемид по 80-120 мг/сут, метилдофа в дозе 500-2000 мг, ингибиторы АПФ).

Патогенетическое лечение (глюкокортикостероиды, цитостатики, антикоагулянты) применяется в случаях с выраженной активностью, нефротическим синдромом, быстропрогрессирующим течением, появлением ОПН. В последние годы в связи с доказан­ным участием в патогенезе ОГН внутриклубочковой коагуляции в лечении применяются антикоагулянты - гепарин 20000 ЕД (суточ­ная доза), дезагреганты - курантил, трентал. Отменять гепарин следует постепенно, сокращая дозу, но не число инъекций.

Имеются рекомендации о применении в лечении ОГН и нестероидных противовоспалительных препаратов (индометацин, метиндол и др.), разделяемые, однако, не всеми нефрологами. Эти препараты снижают протеинурию во время приема, которая вновь повышается при их отмене. Развитие ОПН при остром гломерулонефрите требует резкого ограничения жидкости, натрия, калия и белка, больших доз мочегонных, гепарина, преднизолона. При неэффективности показано проведение гемодиализа. Лица, перенес­шие ОГН, должны находиться под наблюдением врача в течение двух лет (в течение этого периода может произойти переход острого гломерулонефрита в хронический).

ОсложненияОГН - кровоизлияние в мозг, острая сердечная недостаточность, острая почечная недостаточность, переход в хро­ническую форму.

Большей частью симптомы ОГН исчезают в течение 3-4 не­дель, у части больных заболевание может принять затяжное течение, иногда до года. Исходом ОГН может быть выздоровление или переход в ХГН. Важным критерием выздоровления являются восстановление морфологической структуры клубочков и стойкое исчезновение всех клинико-лабораторных признаков ОГН.

О переходе ОГН в ХГН свидетельствует стойкое сохранение отеков, протеинурия и богатый форменными элементами мочевого осадка и после года.

Наши рекомендации