Основы управления (здравоохранения)
Менеджмент – это наука управления.
Менеджмент – это умение (научное обоснования умения) добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других.
Менеджмент (П. Друкер) – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях.
Управление (Файли, Хаус, Керр) – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные официальные поручения, решают определенные задачи.
Менеджер – категория людей, которые занимаются управлением. Менеджер ↔ менеджмент.
Руководство – это способ, с помощью которого организация устанавливает направление деятельности, принимая решение о людях, приоритетах, программах и услугах. Руководитель ставит идею, менеджер обеспечивает ее реализацию.
Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен – тот, кто делает деньги.
Администрирование – более общий по смыслу термин, чем менеджмент, который отражает обезличенную систему управления. Менеджер – в отношении конкретного человека.
Основные модели управленческого образования:
1. Традиционная (германская) модель основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. Включает высшее профессиональное образование и повышение квалификации (характерно для России);
2. Американская модель основана на формировании профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе диплома об общем высшем образовании (магистр управления);
3. Смешанная (Италия, Франция и др.).
Осознание основных инструментов управления:
• иерархия, организация: основное средство воздействия – давление на человека с помощью принуждения;
• рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя;
• культура – вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, которые заставляют человека вести так, а не иначе.
1990-е годы, тенденции:
- глобализация (менеджмента);
-всеобщее распространение стратегического управления (долгосрочные планы, конкурентная среда). Термины «на слуху» – mission (главная задача, определяющая само его назначение), vision (образ предприятия в будущем), benchmarking (целевые ориентиры деятельности, не уступающие показателям передовых фирм).
-осознание значения материальной, технологической базы, повышение роли производительности, качества (реинжиниринг).
Наука об управлении (Англия, вторая мировая война, оптимальное размещение сооружений гражданской обороны, огневых позиций и пр.) – цель: обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней, как целого. Синонимы: наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах.
Особенности науки управления:
1. научный метод (наблюдение – информация; формулирование гипотезы; верификация – подтверждение);
2. системная ориентация (организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей);
3. использование моделей (разработка моделей, позволяющих принимать объект решения).
Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования и контроля финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами медицины.
Цель менеджмента – улучшение общественного здоровья.
Задача менеджмента – наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.
Особенности менеджмента в здравоохранении:
- сложность,
- социальная значимость результатов,
- трудность применения количественных показателей для оценки,
- особенность финансирования,
- особенность кадров (различные профессиональные группы, специализация),
- особенности объектов управления,
- особенности внешних факторов.
(Используются общие научные основы менеджмента, но их книги содержат примеры здравоохранения).
В управлении присутствуют:
1. субъект управления,
2. объект управления,
3. среда.
Субъект управления (это руководитель) в здравоохранении:
- специалисты по общественному здоровью и здравоохранению, имеющие специальность ОЗ, квалификационную категорию,
- органы здравоохранения (двойная подчиненность; МЗ; управление охраной здоровья населения области, города, управление ТМО, управление ЛПУ).
Выделяют уровни управления:
1. Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач.
2. Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача.
3. Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры).
В широком смысле «рядовой врач, медсестра» тоже руководители, ибо осуществляют управление больным.
Содержание работы руководителей независимо от уровня имеет характерность это:
- важной характерной общей чертой управленческой работы являются (по данным Минцберг) роли. Роли – это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной деятельности. Личность руководителя влияет на характер и содержание ролей. Управление – это есть исполнение ролей. Группы ролей (общее количество 10) – межличностные, информационные, роли связанные с принятием решений. Роли взаимозависимы и взаимообусловлены.
Питер Друкер. Управление – это процесс реализации функций: это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производственную группу.
Файли, Хаус, Керр. Управление – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные официальные поручения, решают определенные задачи.
Лидерство – процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы.
Руководитель – человек одновременно является лидером и эффективно управляет подчиненными.
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.
Власть – это возможность влиять на поведение других, реальная способность действовать (Эктон, английский лорд: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно»).
Виды власти: официальная (официальные должности); неофициальная (без официальных полномочий).
Власть определяется должностью. Личность может увеличивать и уменьшать проявление власти и степени ответственности. «Совпадение личности и должности» создает нормальную рабочую обстановку.
Формы власти:
1. Власть, основанная на принуждении,
2. Власть, основанная на вознаграждении,
3. Власть, основанная на примере (эталонная или с помощью харизмы). Харизма – это совокупность личных качеств и способностей лидера.
Характеристики харизматических личностей:
- обмен энергией,
- внушительная внешность,
- независимость характера,
- хорошие риторические способности,
- восприятие восхищения своей личностью,
- достойная и уверенная манера держаться.
4. Власть эксперта (влияние через разумную веру),
5. Власть, основанная на традиции (традиционная, законодательная власть),
6. Власть путем убеждения (управление – это эффективная передача своей точки зрения),
7. Власть через участие (привлечение) исполнителей в управление,
Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.
Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:
- поведенческий,
- ситуационный,
- подход с позиции личных качеств.
Поведенческий подход – эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения по отношению к подчиненным.
Авторитарный стиль характерно призвание роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений.
Либеральный (формальный, анархический, попустительствующий): руководитель в стороне от коллектива, минимальное вмешательство, низкий уровень требований, инициатива не подавляется и не поощряется.
Демократический: децентрализация управления, коллегиальное принятие решения, высокая тактичность общения, доброжелательность, выдержка, поддержка.
Динамический (оптимальный): четкая позиция, творческий подход, научная обоснованность, гибкость, деловитость, непримиримость к недостаткам, внимательное отношение к людям, опора на массы, отсутствие субъективизма и формализма.