Тема № 5. Гистология легких
2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей структурной организации легких /бронхиального дерева и респираторного отдела/, их диагностике, а также навыки микроскопирования и зарисовки гистологических препаратов органов дыхания.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
· морфофункциональную характеристику легких /бронхиального дерева и респираторного отдела/ для правильного понимания физиологии дыхания, диагностики и лечения патологии дыхательной системы;
· роль структурных компонентов стенки воздухоносных путей /внутрилегочных/ и респираторного отдела в осуществлении дыхательной функции легких.
Студент должен уметь:
· научить определять на микроскопическом уровне легкие и их составляющие отделы /бронхи, респираторные отделы/, их тканевые и клеточные компоненты;
· проводить диагностику гистологических препаратов органов дыхания с последующей зарисовкой;
· решать ситуационные задачи по вопросам структурной организации органов дыхания.
4. Основные вопросы темы:
1. Легкие. Бронхиальное дерево.
2. Общий план строения стенки бронхов.
3. Зависимость строения стенки бронхов и бронхиол от их калибра.
4. Респираторный отдел легкого. Ацинус. Строение стенки альвеол, типа альвеолоцитов.
5. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагаются гистологические препараты органов дыхания для диагностики и зарисовки. Необходимо в процессе диагностики определить на микроскопическом уровне представленный орган, составить протокол, то есть письменное описание препарата данного органа и зарисовать его с указанием учебных элементов.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.
- Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.
3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.
- Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.
5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.
- Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
- Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
- Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
- Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
- Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
- Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.
Дополнительная литература:
- Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
- Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Как изменяется эпителий слизистой оболочки на протяжении бронхиального дерева?
2. Как изменяется строение фиброзно-хрящевой оболочки бронхов в зависимости от их калибра?
3. Назовите структурно-функциональную единицу респираторного отдела легкого.
4. Опишите строение ацинуса.
5. Что такое сурфактант? В чем его значение?
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:
1. Какие клетки характерны для легочных альвеол?
- реснитчатые и бокаловидные
- эндокринные
- респираторные и большие эпителиоциты и макрофаги
- базальные
- секреторные клетки Клара
2. Для стенки бронхов крупного калибра характерны:
1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы
2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез
3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы
4 многорядный эпителий, островки хряща, железы
5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез
3. Для стенки бронхов среднего калибра характерны:
1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы
2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез
3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы
4 многорядный эпителий, островки хряща, железы
5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез
4. Для стенки бронхов малого калибра характерны:
1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы
2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез
3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы
4 многорядный эпителий, островки хряща, железы
5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез
5. Для стенки терминальных бронхиол характерны:
1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы
2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез
3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы
4 многорядный эпителий, островки хряща, железы
5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез
6. Слизисто-белковые и белково-слизистые железы отсутствуют в:
1 носовой полости и гортани
2 трахеи
3 крупных бронхах
4 средних бронхах
5 мелких бронхах
7. Укажите бронх, в котором фиброзно-хрящевая оболочка представлена островками хрящевой ткани:
1 главный бронх
2 бронх крупного калибра
3 бронх среднего калибра
4 бронх малого и среднего калибра
5 бронх малого калибра
8. Назовите бронх, в котором сильно развита мышечная пластинка слизистой оболочки:
1 главный бронх
2 бронх крупного калибра
3 бронх среднего калибра
4 бронх малого и среднего калибра
5 бронх малого калибра
9. В секреции компонентов сурфактанта участвуют:
1 эндотелиоциты гемокапилляров
2 эпителиоциты терминальных бронхиол
3 респираторные эпителиоциты
4 большие эпителиоциты
5 макрофаги
10. Укажите бронх, в котором фиброзно-хрящевая оболочка представлена пластинами хрящевой ткани:
1 главный бронх
2 бронх крупного калибра
3 бронх среднего калибра
4 бронх малого и среднего калибра
5 бронх малого калибра
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Какое строение имеет фиброзно-хрящевая оболочка в бронхах крупного, среднего и малого калибра?
2. В каких бронхах отсутствует фиброзно-хрящевая оболочка?
3. Каким эпителием выстланы конечные бронхиолы?
4. Назовите клеточный состав альвеол. Какие функции они выполняют?
5. В чем заключается функциональное значение аэрогематического барьера? Какие структуры входят в его состав?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. На срезе легких курильщика в стенках альвеол видно большое количество клеток с включениями черного цвета. Какие это клетки?
2. При приступах бронхиальной астмы наблюдаются спастические сокращения гладкомышечных клеток бронхов. В каких бронхах это происходит?
3. При курении нарушается работа муко-цилиарного конвейера, что приводит к развитию «бронхита курильщика». Объясните механизм дисбаланса в работе реснитчатых и бокаловидных клеток при курении как причины развития патологического процесса в бронхах.