Медицинская помощь и лечение
План
1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Объем полномочий граждан по медицинской помощи
3. Государственные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Обязанности граждан в области здравоохранения
5. Медицинская помощь, ее виды и правовое регулирование
6. Медицинская помощь детям подросткового возраста
7. Медицинская помощь особого социального значения
8. Порядок засвидетельствования состояния здоровья
9. Порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
1. Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь – одно из основных в системе социальных прав. Здоровье населения имеет определяющее значение для развития государства.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии (пересмотренной) обязанностью государства является забота о здоровье людей и обеспечение его охраны. Европейская социальная хартия (пересмотренная) отдельными статьями предусматривает право на охрану здоровья (ст. 11) и право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13). В соответствии с положениями Хартии медицинская помощь должна включать бесплатные или субсидированные медицинские услуги или выплаты, которые позволяют людям оплатить необходимые им по состоянию здоровья медицинские услуги. Право на такую помощь должно быть четко установлено в законе, «базироваться на объективных критериях и не зависеть от любых бюджетных возможностей». Лицу должно быть предоставлено право обжаловать любое негативное решение власти.
В Украине создана законодательная база в сфере здравоохранения. Она включает:
– Конституцию Украины (закрепила право на: 1)охрану здоровья, 2)медицинскую помощь и 3)медицинское страхование (ст. 49)); провозглашает такие права как граждан Украины, так и для иностранцев и лиц без гражданства, беженцев);
– Основы законодательства Украины о здравоохранении (в преамбуле закрепили, что «каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на здравоохранение. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, учебы, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни». Согласно ст. 5 Основ, здравоохранение - общая обязанность общества и государства. Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не наносить вред здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции оказывать помощь больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам учреждений здравоохранения в их деятельности, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении. Ст. 6 Основ предусматривает права граждан в сфере здравоохранения:
• на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания здоровья человека;
• на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
• на санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где человек проживает;
• на безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;
• на квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения;
• на достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;
• на участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в области здравоохранения;
• на участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;
• на возможность объединения в общественные организации с целью содействия охране здоровья;
• на правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;
• на возмещение причиненного здоровью вреда;
• на обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;
• на возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с выводами государственной медицинской экспертизы, применения к нему мер принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина.
Гражданам Украины, которые находятся за границей, гарантируется право на здравоохранение в формах и объеме, предусмотренных международными договорами, в которых участвует Украина);
– законы Украины:
• «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»,
• «О предотвращении заболевания СПИДом и социальной защите населения»,
• «О донорстве крови и ее компонентов»,
• «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими»,
• «О защите населения от инфекционных болезней»,
• «О психиатрической помощи»,
• «О борьбе с заболеванием туберкулезом»,
• «О трансплантации органов и других анатомических тканей человеку»,
• «О лекарственных средствах»;
– подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам медицинского и наркологического осмотра, репродуктивной деятельности, коррекции (изменения) пола и т.д.
Законодательством Украины гражданам гарантируется право на получение медицинской помощи в аккредитованных учреждениях здравоохранения – поликлиниках, больницах, диспансерах и т.д., на свободный выбор врача и лечебного учреждения, на получение профилактической, диагностической помощи и обеспечение лекарствами на условиях, определенных законодательством, на получение медицинской информации о состоянии своего здоровья, на медицинское вмешательство; на медицинскую экспертизу состояния своего здоровья, на направления на лечение за границу, на медицинскую помощь в неотложных экстремальных ситуациях и т.д.
Отдельные категории населения (матери и дети, инвалиды, пожилые люди и т.д.) имеют право на особую социальную защиту в сфере здравоохранения.
Законодательство устанавливает допустимые ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья (граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных государственных функций).
Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, ограничение прав граждан в виде принудительного медицинского осмотра или принудительной госпитализации, а также в связи с проведением карантинных мероприятий допускается только на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины.
2.Объем полномочий граждан по медицинской помощи
Европейские стандарты медицинской помощи закреплены в Европейском кодексе социального обеспечения (пересмотренном), одобренном 6 ноября 1990 г. государствами – членами Совета Европы. Согласно ст. 8 медицинская помощь должна включать лечение и медицинскую помощь профилактического характера. Ст. 10 устанавливает, что медицинская помощь должна включать помощь врачей общей практики и специалистов, которая предоставляется в лечебных учреждениях и вне их, включая необходимую диагностику и визиты домой, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, приписанными врачами или другими специалистами; пребывание в случае необходимости в лечебном учреждении; стоматологическую помощь, включая протезирование; медицинскую реабилитацию, включая протезные и ортопедические приспособления; транспортировку пациентов.
В Украине медицинская помощь оказывается в государственных, коммунальных и негосударственных учреждениях. Установлены нормативы оказания медицинской помощи и показатели ее качества в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. В перспективе должен быть утвержден гарантированный минимум медико-санитарной помощи населению и его объем. Государство гарантирует предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам Украины в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения.
3. Государственными гарантиями права на охрану здоровья и медицинскую помощь являются:
а) создание разветвленной сети учреждений здравоохранения;
б) организация и проведение системы государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья;
в) предоставление всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, устанавливаемом КМУ;
г) осуществление государственного и по возможности общественного контроля и надзора в области здравоохранения;
д) организация государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;
6) установление ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области здравоохранения.
Конституционными гарантиями права на охрану здоровья и медицинскую помощь являются:
а) обеспечение охраны здоровья государственным финансированием социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ;
б) обязанность государства по созданию условий для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания;
в) бесплатность медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, запрещение сокращения количества таких заведений;
г) государственное обеспечение норм санитарно-эпидемического состояния.
В случае нарушения законных прав и интересов граждан в сфере здравоохранения соответствующие органы и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов и возмещению причиненного вреда. Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в порядке, установленном законом. Решения об ограничении прав граждан, связанные с состоянием их здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке не только на основании отдельных нормативных актов, но и на основании Конституции.
Существенной гарантией для обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь выступает медицинское страхование. Однако закон о медицинском страховании еще не принят. Не определен на законодательном уровне такой базовый социальный стандарт, как объем гарантированной медицинской помощи.
4. Обязанности граждан в области здравоохранения:
а) заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;
б) в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактическое медицинские осмотры и делать прививки;
в) оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в угрожающем для жизни и здоровья состоянии;
г) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.
Иностранцы граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области здравоохранения, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законами Украины. Права и обязанности в области здравоохранения иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории Украины, определяются законами и международными договорами.
5. Медицинская помощь – комплекс мероприятий лечебного, диагностического, профилактического, реабилитационного характера, предоставляемый пациентам медицинскими работниками.
Виды медицинской помощи
1. В зависимости от уровня квалификации и сложности медицинской помощи:
• первичная,
• специализированная (вторичная),
• высокоспециализированная (третичная).
2. В зависимости от вида заболевания:
• при заболевании туберкулезом,
• при трансплантации органов,
• психиатрическая,
• акушерско-гинекологическая,
• педиатрическая,
• гериатрическая и т.п.
3. В зависимости от степени опасности:
• помощь особого социального значения (при инфекционных заболеваниях, опасных инфекционных заболеваниях, при заболевании СПИДом, наркомании, алкоголизме и др.).
4. В зависимости от скорости предоставления:
• скорая (неотложная) медицинская помощь;
• медицинская помощь, предоставляемая в экстремальных ситуациях (во время стихийного бедствия, катастрофы. аварии, массового отравления, эпидемии, эпизоотии и др.).
Первичная лечебно-профилактическая помощь – основной, доступный и бесплатный для каждого человека вид медицинской помощи, который предусматривает: консультацию врача, простую диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, проведение мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства; других мероприятий, связанных с предоставлением медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется преимущественно по территориальному признаку семейными врачами и другими врачами общей практики заведений коммунальной системы охраны здоровья и СЭС. В ее предоставлении могут участвовать также частные учреждения здравоохранения.
В Украине предполагается осуществить поэтапный переход к организации первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины. Происходит увеличение сети учреждений здравоохранения общей практики – семейной медицины, открытие отделений общей практики – семейной медицины в составе лечебно-профилактических учреждений.
Отделение общей практики – семейной медицины организуется для оказания квалифицированной первичной лечебно-профилактической помощи прикрепленному по семейно-территориальному принципу населению.
Задачи отделения общей практики – семейной медицины:
1) обеспечение квалифицированной, в том числе неотложной, медицинской помощью населения в условиях поликлиники и дома; направление больных на консультирование к врачам других специальностей поликлиники и по договоренности – в другие лечебно-профилактические заведения;
2) организация и проведение консилиумов с привлечением специалистов поликлиники и других лечебно-профилактических мер;
3) при наличии показаний организация направление больных в стационар;
4) проведение экспертизы временной утраты трудоспособности;
5) осуществление комплекса мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, травм, отравлений, снижение инвалидности и смертности населения;
6) обеспечение проведения диспансеризации населения и наблюдения за состоянием его здоровья;
7) организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий на участке;
8) проведение санитарно-просветительной работы среди населения, пропаганда здорового образа жизни;
9) внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при различных заболеваниях;
10) консультирование населения участка по медико-социальным, психологическим вопросам, вопросам планирования семьи.
Оказание квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний для постоянного врачебного наблюдения предоставляется в условиях дневного стационара, который организуется в самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях и при поликлинических отделениях лечебно-профилактических учреждений. Его задачи: проведение мероприятий по диагностике и лечению больных при острых заболеваниях или обострении хронических болезней, при отсутствии показаний к круглосуточному врачебному наблюдению, предоставление квалифицированной медицинской помощи больным при неотложных состояниях в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения и при наличии показаний – обеспечение их госпитализации в больницы; долечивания больных и проведение их реабилитации в стадии затухающего обострения заболевания, неполной ремиссии, в послеоперационном периоде и т.д. после выписки из лечебного учреждения.
Штатные нормативы медицинского персонала отделения семейной медицины: 1 должность семейного врача на 1100-1200 человек взрослого и детского населения в сельской местности, 1400-1500 человек – в городской местности. Должности медицинских сестер семейной медицины вводятся из расчета: 3 должности на одну должность врача семейной медицины. 1 должность санитарки вводится из расчета на 3 врача, ведущих амбулаторный прием.
На должность семейного врача назначается врач, который закончил лечебный или педиатрический факультет высшего медицинского учебного заведения III-IV уровней аккредитации или медицинский факультет университета, прошел первичную специализацию в высшем медицинском учебном заведении системы последипломного образования по специальности «Общая практика – семейная медицина» и имеет сертификат врача-специалиста по этой специальности. Расчетные нормы обслуживания для врачей семейной медицины устанавливаются на 1 час работы: 5 посещений на приеме в поликлинике, 2 посещения – при обслуживании больных на дому.
Медицинская сестра семейной медицины является помощником врача семейной медицины в оказании первичной лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения и дома. На должность назначается медицинская сестра или фельдшер, окончившие высшее медицинское учебное заведение I-IV уровней аккредитации и курсы для медицинских сестер по специальности «Общая практика – семейная медицина» и получившие соответствующее удостоверение.
Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение, чем врачи общей практики. Специализированная (вторичная) медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Предоставляется врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности.
Высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, при лечении болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения редких заболеваний.
Неотложная (скорая) медицинская помощь оказывается бесплатно за счет государственного и местного бюджетов лицам, требующим срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и т.д.), специальной службой скорой медицинской помощи, лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной принадлежности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, которые по закону обязаны ее предоставлять. В неотложных случаях, когда предоставление медицинской помощи из-за отсутствия медицинских работников на месте невозможно, предприятия, учреждения, организации и граждане, сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспортных средств и представители других профессий обязаны предоставлять транспорт для перевозки больного в лечебно-профилактическое учреждение, оказывать первую неотложную помощь.
Станция скорой медицинской помощи является медицинским учреждением, которое оказывает круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению на догоспитальном этапе при несчастных случаях и состояниях, угрожающих жизни или здоровью. Станция функционирует в режиме круглосуточного дежурства и готовности к подаче экстренной медицинской помощи населению определенной территории обслуживания, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций – и за ее пределами. В другие регионы Украины выездные бригады скорой помощи направляются только по приказу местного органа управления здравоохранения. Станция обеспечивает прибытие выездных бригад к местам вызова в 15-минутный срок с момента их поступления в городах и 30-минутный срок – в сельской местности. Оказывает экстренную медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается, как на месте вызова, так и при транспортировке в лечебные учреждения и при обращении больных и пострадавших за помощью непосредственно на Станцию. Уровень оказания экстренной медицинской помощи определяется медико-экономическими стандартами. Станция является функциональной составляющей системы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Специальную правовую регламентацию имеет амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь. Стратегия ее развития базируется на принципе единства здоровья матери и ребенка. Основные принципы амбулаторной акушерско-гинекологической помощи: 1) систематический, квалифицированный, в равной степени доступный в селах и городах лекарственный, фельдшерский профилактический контроль за женщинами, 2) своевременная диагностика и лечение акушерской и гинекологической патологии, 3) широкая информационно-просветительская работа по вопросам репродуктивного здоровья, планирования семьи, подготовки беременных к родам.
Для улучшения качества акушерско-гинекологической помощи на догоспитальном этапе разработаны государственные стандарты профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
Амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь осуществляется в женских консультациях, гинекологических кабинетах центральных районных больниц, сельских врачебных амбулаториях, амбулаториях общей практики, семейной медицины, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах планирования семьи, смотровых кабинетах поликлиник.
Амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь населению включает: меры по сохранению репродуктивного здоровья населения, диспансеризацию беременных, антенатальную охрану плода, профилактику и лечение акушерско-гинекологической патологии, планирование семьи. В основе обеспечения концепции безопасного материнства, профилактики заболеваний матери и ребенка является организация медицинской помощи беременным. Беременные обеспечиваются лечебно-профилактической помощью, предоставлением им исчерпывающей информации по безопасной репродуктивного поведения и содействием в создании для беременных социально-гигиенических условий.
6. Во исполнение Закона Украины «Об охране детства», с целью обеспечения реализации права ребенка на охрану здоровья и усовершенствования организации медицинской помощи детям подросткового возраста (15-17 лет) приказом Министерства здравоохранения «Об усовершенствовании организации медицинской помощи детям подросткового возраста» от 12 декабря 2002 № 465 утверждены примерные положения о подростковый кабинет, о враче и о медицинской сестре подросткового кабинета, о передаче детей под надзор амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети. На основании этих положений разработаны и утверждены локальные положения, схемы и должностные инструкции работников, оказывающих медицинскую помощь детям подросткового возраста. Проведена реорганизация медицинского обеспечения детей подросткового возраста путем передачи функций предоставления амбулаторно-поликлинической медицинской помощи этим детям детскими лечебно-профилактическими учреждениями. Введен обязательный медосмотр учащихся ПТУ и студентов ВУЗов I-IV уровней аккредитации в возрасте до 17 лет включительно студенческими поликлиниками и детскими амбулаторно-поликлиническими заведениями.
7. Медицинская помощь особого социального значения – комплекс медико-санитарных и эпидемических мероприятий по борьбе с эпидемиями, который предоставляется гражданам, заболевшим инфекционной болезнью или являются носителями ее возбудителей.
В целях охраны здоровья населения органы и учреждения здравоохранения осуществляют специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, наркомания, алкоголизм и др.), а также карантинных заболеваний.
Согласно Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 6 апреля 2000 г. инфекционные болезни – это расстройства здоровья людей, вызываемые живыми возбудителями (вирусами, бактериями, рикетсиями, простейшими, грибками, гельминтами, клещами, другими патогенными паразитами), продуктами их жизнедеятельности (токсинами), патогенными белками (прионами), передаются от зараженных лиц здоровым и склонны к массовому распространению; опасные инфекционные болезни – это инфекционные болезни, которые характеризуются тяжелыми и (или) стойкими расстройствами здоровья у отдельных больных и представляют опасность для их жизни и здоровья; особо опасные инфекционные болезни – инфекционные болезни (в том числе карантинные: чума, холера, желтая лихорадка), которые характеризуются тяжелыми и (или) стойкими расстройствами здоровья у значительного числа больных, высоким уровнем смертности, быстрым распространением этих болезней среди населения.
Лечение больных инфекционными болезнями может проводиться в аккредитованных государственных и коммунальных специализированных учреждениях (отделениях) здравоохранения и клиниках научных учреждений, а также в аккредитованных учреждениях здравоохранения, основанных на частной форме собственности. В случае, если ход инфекционной болезни легкий, а эпидемическая ситуация в очаге инфекционного заболевания благополучная, лечение такого больного под систематическим контролем возможно амбулаторно.
Принципы профилактики инфекционных болезней:
– признание защиты населения от инфекционных болезней одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– комплексность проведения профилактических, противоэпидемических, социальных и образовательных мероприятий, обязательность их финансирования;
– бесплатности предоставления медпомощи лицам, больным инфекционными болезнями, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения и в государственных научных учреждениях;
– социальная защита лиц, страдающих инфекционными болезнями ли бактерионосителями.
Профилактические прививки против дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза являются обязательными и включаются в календарь прививок. Работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространение ими инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам также против других соответствующих инфекционных болезней. В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок в порядке, установленном законом, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профосмотрам и порядок проведения обязательных профосмотров и выдачи медицинских книжек утвержден постановлением КМУ от 23 мая 2001 г. № 559.
Лица, которые болеют инфекционными болезнями ли бактерионосителями, имеют право на: бесплатное лечение в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения и государственных научных учреждениях, получение достоверной информации о результатах медицинского осмотра, обследования и лечения, а также на получение рекомендаций по предотвращению распространения инфекционных болезней; обращение в суд с исками о возмещении вреда, причиненного их здоровью и (или) имуществу вследствие нарушения законодательства о защите населения от инфекционных болезней.
Лица, которые болеют инфекционными болезнями ли бактерионосителями, обязаны: принимать рекомендованные медицинскими работниками меры для предотвращения распространения инфекционных болезней; выполнять требования и рекомендации о порядке и условиях лечения, соблюдать режим работы учреждений здравоохранения и научных учреждений, в которых они лечатся; проходить в установленные сроки необходимые медосмотры и обследования.
Закон Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом» от 5 июля 2001 г. определяет правовые, организационные и финансовые основы деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, видов деятельности и хозяйствования, а также физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, направленной на предотвращение возникновения и распространения заболевания туберкулезом, устанавливает права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере борьбы с туберкулезом. Государство признает борьбу с туберкулезом неотъемлемой составляющей политики безопасности общества и национальной безопасности и определяет проведение противотуберкулезных мероприятий, обеспечение каждому гражданину бесплатности, доступности и равных возможностей получения противотуберкулезной помощи приоритетными задачами для всех органов исполнительной власти и местного самоуправления. Государственное регулирование деятельности, связанной с борьбой с туберкулезом, предусматривает целенаправленное выделение средств из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, прежде всего для обеспечения эффективного лечения больных заразными формами туберкулеза.
С целью своевременного выявления лиц, инфицированных микобактериями туберкулеза и больных туберкулезом, проводятся профилактические медосмотры. Обязательным медосмотрам на туберкулез подлежат: дети до 14 лет – ежегодно; работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями, и лица в возрасте до 21 года, а также работники отдельных профессий и производств, деятельность которых связана с обслуживанием населения, – ежегодно; лица, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, – при поступлении в эти учреждения, а в дальнейшем – не реже одного раза в год, и за месяц до освобождения, о чем делается запись в справке о отбывания наказания; лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, в течение месяца после прибытия к месту жительства или пребывания; лица, которые более года зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, и безработные, – ежегодно; члены семей, которые более года получают социальную помощь малообеспеченным семьям, – ежегодно, лица, которые находились под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях, – ежегодно в течение пяти лет после прекращения такого наблюдения, лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в наркологическом или психоневрологическом учреждении, – ежегодно.
Больные заразными формами туберкулеза, в том числе социально дезадаптированные, с сопутствующими заболеваниями хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющиеся от лечения и представляющие угрозу распространения болезни среди населения, по решению суда подлежат обязательной госпитализации в противотуберкулезные учреждения, определенных местными органами исполнительной власти. Решение об обязательной госпитализации в противотуберкулезные учреждения больных заразными формами туберкулеза принимается судом по месту обнаружения указанных больных или по месту нахождения этих учреждений. Заявление об обязательной госпитализации больного туберкулезом подается в суд противотуберкулезным учреждением, осуществляющим диспансерное наблюдение за этим больным.
Оздоровление больных туберкулезом проводится в специализированных противотуберкулезных санаториях бесплатно (за счет средств госбюджета и местных бюджетов).
Лицам трудоспособного возраста, у которых впервые обнаружен туберкулез или произошел его рецидив, больничный лист для проведения непрерывного курса лечения и оздоровления может выдаваться на срок до 10 месяцев. За ними в течение этого срока сохраняется место работы.
Лица, которые болеют туберкулезом в активной форме, имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий. Члены семьи больного туберкулезом, проживающие вместе с ним в одной квартире (комнате), имеют право на бесплатную химиопрофилактику туберкулеза (за счет средств местных бюджетов). Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности могут тратить собственные средства на улучшение условий труда, отдыха, питания и т.д. работников, болеющих туберкулезом.
Лица, больные инфекционными болезнями, передающимися половым путем, подлежат обязательному лечению (по их желанию – анонимно). Сведения о заражении человека инфекционной болезнью, передающейся половым путем, проведении медицинских осмотров и обследований по этому поводу, данные интимного характера, полученные в связи с выполнением профессиональных обязанностей должностными лицами и медицинскими работниками учреждений здравоохранения, представляют врачебную тайну.
Медицинская помощь больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным лицам регламентируется Законом Украины «О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения» от 12 декабря 1991 г. Закон определяет порядок правового регулирования деятельности, направленной на предотвращение распространения ВИЧ-инфекции в Украине, и соответствующие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – особо опасная инфекционная болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), которая из-за отсутствия специфических методов профилактики и эффективных методов лечения приводит к смерти. Массовое распространение этой болезни во всем мире и в Украине создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия, что обусловливает необходимость принятия специальных мер по защите прав и законных интересов граждан и общества. Борьба с этой болезнью является одной из приоритетных задач государства в области охраны здоровья населения.
Государство гарантирует:
– обеспечение постоянного эпидемиологического контроля за распространением ВИЧ-инфекции на территории Украины;
– доступность, качество, эффективность медицинского осмотра с целью выявления ВИЧ-инфекции, в том числе анонимного, с предоставлением консультативной помощи, обеспечение безопасности такого медосмотра для обследуемого лица и персонала, который его проводит;
– обеспечение доступности для населения средств профилактики, позволяющих предотвратить заражение и распространение ВИЧ-инфекции половым путем;
– обеспечение предотвращения распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотические средства путем инъекции, в частности созданием условий для замены использованных инъекционных игл и шприцев на стерильные;
– обязательное тестирование с целью выявления ВИЧ-инфекции крови (ее компонентов), полученной от доноров крови и доноров других биологических жидкостей, клеток, тканей и органов человека, используемые в медицинской практике и научных исследованиях;
– социальную защиту ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, членов их семей и медицинских работников, занятых в сфере борьбы с заболеванием СПИДом, а также оказание ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом всех видов медицинской помощи;
– безопасность лечебно-диагностического процесса пациентам и медицинскому персоналу в государственных учреждениях здравоохранения, государственный санитарно-эпидемический надзор за безопасностью этого процесса в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, а также за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение распространения ВИЧ-инфекции при осуществлении частной медицинской практики, предоставлении гражданам косметических, парикмахерских и других услуг, связанных с нарушением целости кожи или слизистых оболочек.
Население Украины имеет право на: 1) медицинский осмотр с целью выявления заражения ВИЧ; 2) получение официального заключения о результатах такого медосмотра и квалифицированных рекомендаций по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции.
Право проведения медосмотра и выдачи официальных выводов о его результатах предоставляется только государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения, имеющим оборудованные специальные лаборатории, аккредитованные в порядке, установленном КМУ. Медосвидетельствование проводится добровольно и безвозмездно, по желанию – анонимно. Сведения о результатах медосмотра составляют врачебную тайну; их передача разрешается только лицу, которого они касаются, а также его законным представителям, и, в отдельных случаях, учреждениям здравоохранения, органам прокуратуры, следствия, дознания и суда.
ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом лица обязаны: 1) принимать меры по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции; 2) сообщить лицам, которые были с ними в половых контактах, о выявлении факта инфицированности, о возможности их заражения; 3) отказаться от донорства крови, ее компонентов и др. для использования в медицинской практике.
ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом пользуются всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Кроме этого, имеют право на: 1) возмещение убытков, связанных с ограничением их прав, которое имело место вследствие разглашения информации о факте заражения ВИЧ; 2) бесплатное обеспечение лекарствами, необходимыми для лечения любого имеющегося заболевания, средствами личной профилактики и на психосоциальную поддержку; 3) бесплатный проезд к месту лечения и обратно за счет лечебного учреждения, выдавшего направление на лечение; 4) пользования изолированной жилой комнатой.
Запрещается ущемление прав больных, инфицированных, членов их семей на этом основании.
Лица, заражение которых произошло вследствие выполнения медицинских манипуляций, имеют право на возмещение в судебном порядке причиненного их здоровью вреда за счет виновного лица.
Родители детей, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, и лица, которые их заменяют, имеют право на: совместное пребывание в стационарах с детьми до 14 лет с освобождением на это время от работы с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; сохранение за одним из родителей в случае увольнения его с работы в связи с уходом за ребенком в возрасте до 16 лет непрерывного трудового стажа для начисления пособия по временной нетрудоспособности и т.д.
Детям до 16 лет, инфицированным ВИЧ или больным СПИДом, выплачивается ежемесячная государственная помощь в размере двух необлагаемых минимумов доходов граждан.
Заражение ВИЧ медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими профессиональных обязанностей относится к профессиональным заболеваниям. Эти работники подлежат обязательному страхованию.
Заведомое поставление в опасность заражения или заражение другого лицом, знавшим о наличии у него ВИЧ-инфекции, влечет уголовную ответственность. Виновное лицо возмещает также расходы, связанные с предоставлением зараженному лицу медицинской и социальной помощи.
В экстремальных ситуациях(стихийные бедствия, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационные, бактериологические и химические загрязнения) предоставление бесплатной помощи гражданам возлагается на специализированные бригады постоянной готовности службы экстренной медицинской помощи с возмещением необходимых расходов местным учреждениям здоровья в полном объеме за счет централизованных фондов.
В Украине создана специальная служба – государственная служба медицины катастроф. Состоит из медицинских сил, средств и лечебных учреждений независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности на государственном и территориальном уровнях. Служба предоставляет пострадавшим в экстремальных ситуациях бесплатную медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах; организует и проводит комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивает сохранение здоровья своего персонала и др.
Гражданам, которые в неотложной или экстремальной ситуации принимали участие в спасении людей и оказывали медицинскую помощь, гарантируются бесплатное лечение и компенсация вреда, причиненного их здоровью и имуществу.
Медико-социальная помощь предусматривает сочетание медико-санитарной помощи с уходом и обслуживанием несовершеннолетних, а также граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях здравоохранения, в домашних условиях или в социальных учреждениях интернатного типа: домах-интернатах для детей, для пожилых граждан и инвалидов, пансионатах для ветеранов войны и труда.
8. В медицинском аспекте состояние здоровья человека определяется совокупностью антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, свидетельствующих о наличии или отсутствии болезней или физических недостатков.
В юридическом аспекте определенное состояние здоровья, удостоверенное в установленном порядке, является одним из юридических фактов, которые в совокупности дают право лицу получать медицинскую помощь, требовать предоставления льгот, проводить обучение, занимать определенную должность, выполнять определенную работу и т.д.
Направления правового регулирования состояния здоровья:1) удостоверение надлежащего состояния здоровья, которое дает возможность занимать соответствующие должности; 2) установление болезни или других нарушений в состоянии здоровья.
Временная нетрудоспособность может возникать в связи с болезнью застрахованного лица; уходом за больным ребенком или больным членом семьи, необходимостью протезирования или при санаторно-курортного лечения.
Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность лица, является больничный лист и справка. Больничный лист выдается: гражданам Украины, иностранцам, лицам без гражданства, проживающим в Украине и работающим на условиях трудового договора на предприятиях, независимо от форм собственности и хозяйствования или у физических лиц; лицам, избранным на выборные должности; членам коллективных предприятий, производственных кооперативов; лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно; гражданам Украины, которые постоянно проживают на территории Украины и работают на условиях трудового договора за пределами Украины и не застрахованы в системе соцстрахования страны, где они находятся.
Право выдачи листков нетрудоспособности предоставляется: лечащим врачам государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, стационаров протезно-ортопедических учреждений системы Минсоцполитики Украины, туберкулезных санаториев; фельдшерам в местностях, где отсутствует врач, а также на плавающих судах.
Выдача документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность осуществляется лечащим врачом (фельдшером) после личного осмотра больного, о чем делается запись в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного с обоснованием временной нетрудоспособности, и выдается больному при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
Листок нетрудоспособности (справка) выдается лечащим врачом (фельдшером) преимущественно по месту жительства или работы. Лицам, у которых временная нетрудоспособность наступила вне постоянного места жительства и работы (во время командировки, санаторно-курортного лечения, отпуска и т.д.), листок нетрудоспособности (справка) выдается по месту их временного пребывания с разрешения главного врача лечебно-профилактического учреждения на число дней нетрудоспособности.
Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан Украины во время их временного пребывания за пределами государства, подлежат обмену на листок нетрудоспособности согласно решению ВКК лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или работы в случае:а) острых заболеваний и травм; б) обострения хронических заболеваний; в) беременности и родов; г) оперативных вмешательств при неотложных состояниях; д) лечения согласно решению комиссии Минздрава по вопросам направления на лечение за границу.
Листок нетрудоспособности в случае заболевания или травмы выдается на весь период временной нетрудоспособности, до ее восстановления или до установления группы инвалидности медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы лечащий врач может выдавать листок нетрудоспособности сроком до 5 календарных дней с последующим продлением его, в зависимости от тяжести заболевания, до 10 дней. Если нетрудоспособность длится более 10 дней, продление листка нетрудоспособности до 30 дней проводится лечащим врачом совместно с заведующим отделением, а далее – ВКК, которая назначается руководителем лечебно-профилактического учреждения, после комиссионного осмотра больного, с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней, но не более срока, установленного для направления в МСЭК. В отдельных случаях, когда заболевание требует длительного лечения (в случае тяжелых травм и туберкулеза), периодичность осмотров ВКК для продления листка нетрудоспособности может быть не реже 1 раза в 20 дней в зависимости от тяжести заболевания.
Листок нетрудоспособности в случае заболевания, травмы, в том числе бытовой, выдается в день установления нетрудоспособности, кроме случаев лечения в стационаре.
Лицам, не признанным временно нетрудоспособными, врачом лечебно-профилактического учреждения выдается справка произвольной формы с отметкой о времени обращения в лечебно-профилактическое учреждение.
При лечении в стационаре больничный выдается лечащим врачом совместно с заведующим отделением за весь период стационарного лечения. В случае необходимости продолжения лечения в амбулаторных условиях листок нетрудоспособности может быть продлен.
В случае временной нетрудоспособности, обусловленной заболеванием или травмой вследствие алкогольного, токсического опьянения или действия наркотиков, выдается больничный с обязательной пометкой об этом в нем и в медицинской карте больного.
В случае протезирования в стационарах протезно-ортопедических предприятий системы Минсоцполитики Украины больничный выдается на время протезирования и проезда в стационар и обратно.
ВКК, а в случае ее отсутствия – лечащий врач с разрешения главного врача может назначить нетрудоспособному вследствие профессионального заболевания или заболевания туберкулезом временный перевод на другую работу с выдачей больничного сроком до 2 месяцев. Перевод рекомендуется, если больной, нетрудоспособный по своему основному месту работы, может полноценно исполнять другую работу без нарушения процесса лечения.
При направлении больных на долечивание в реабилитационные отделения санаториев непосредственно из стационаров, согласно заключению ВКК, больничный продлевается лечащим врачом санатория на весь срок, необходимый для окончания лечения и реабилитации с учетом проезда.
Временная нетрудоспособность студентов ВУЗов и учеников ПТУ удостоверяется справкой установленной формы.
Справка произвольной формы, заверенная подписью главного врача и печатью лечебно-профилактического учреждения, выдается: 1) лицам, которые проходят обследования по поводу установления причинной связи заболевания с условиями труда, по направлению следственных органов, прокуратуры и суда; 2) по временной нетрудоспособности граждан, которые ищут работу, и безработных, учитывая период их профессиональной подготовки и переподготовки; 3) лицам, которые проходят обследование в лечебно-профилактических учреждениях по направлению военкоматов.
Лицам, находящимся под арестом и проходят судебно-медицинскую экспертизу, листок нетрудоспособности не выдается.
Для ухода за взрослым членом семьи и больным ребенком старше 14 лет, при лечении в амбулаторно-поликлинических условиях листок нетрудоспособности выдается на срок до 3 дней. Как исключение, в зависимости от тяжести течения заболевания и бытовых условий, этот срок может быть продлен по решению ВКК, а в случае ее отсутствия – главного врача, но не более 7 календарных дней. По уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет листок нетрудоспособности выдается не более чем на 14 календарных дней, а для ухода за ребенком, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, на весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение. Если ребенок продолжает болеть, то лицу, осуществляющему уход, выдается справка.
Если мать или другое работающее лицо, которое ухаживает за больным ребенком, находится в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске в связи с обучением или творческом отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, отпуске без сохранения заработной платы, то листок нетрудоспособности выдается со дня, когда мать или другое работающее лицо, осуществляющее уход за больным ребенком, должны приступить к работе.
Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
а) за хроническим больным в период ремиссии;
б) больным ребенком в период ежегодного (основного и дополнительного) отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
в) за здоровым ребенком на период карантина,
г) за больным, старше 14 лет, при стационарном лечении.
9. На период временного отстранения от работы лиц, работа которых связана с обслуживанием населения, которые были в контакте с инфекционными больными или есть бактерионосителями, в случае невозможности осуществления временного перевода по их согласию на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных болезней, листок нетрудоспособности выдается инфекционистом или лечащим врачем согласно заключению врача-эпидемиолога СЭС.
Листок нетрудоспособности по беременности и родами выдается по месту наблюдения за беременной с 30 недель беременности одновременно на 126 календарных дней (70 календарных дней до предполагаемого дня родов и 56 – после). В случае преждевременных или многоплодных родов, возникновения осложнений во время родов или в послеродовом периоде, дополнительно выдается листок нетрудоспособности на 14 календарных дней.
Женщинам, относящимся к категориям 1-4 пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, выдается листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами с 27 недель беременности продолжительностью 180 календарных дней (90 дней на период дородового отпуска и 90 – на период послеродового отпуска).
Женщинам, которые не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, выдается справка установленной формы.
В связи с операцией искусственного прерывания беременности по желанию женщины (в том числе мини-аборты) листок нетрудоспособности выдается на 3 дня с учетом дня операции. В случае возникновения осложнений во время операции или в послеабортными периоде листок нетрудоспособности выдается на весь период временной нетрудоспособности. В случаях прерывания беременности по медицинским или социальным показаниям листок нетрудоспособности выдается на весь период нетрудоспособности.
Женщинам, которым проводится терапия бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, листок нетрудоспособности выдается лечебно-профилактическим учреждением, в котором проводилась такая терапия, со дня начала ультразвукового и гормонального контроля медикаментозной стимуляции овуляции до момента подтверждения наличия беременности ультразвуковым методом. Вопрос о дальнейшей нетрудоспособности женщины решается по месту наблюдения за беременной индивидуально в зависимости от течения беременности.
Лицам, усыновившим ребенка в течение двух месяцев со дня его рождения, врачом женской консультации выдается листок нетрудоспособности на срок со дня усыновления и до окончания послеродового отпуска со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении, на основании свидетельства о рождении ребенка и решения суда об усыновлении.
Листок нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения, необходимость которого установлена ВКК, выдается на срок лечения и проезда в санаторий и обратно, но с учетом продолжительности ежегодного отпуска. Листок нетрудоспособности выдается до отъезда в санаторий при наличии: а) путевки б) справки с места работы о продолжительности ежегодного отпуска в) карты санаторно-курортного лечения.
Ответственность за состояние организации и качества экспертизы временной нетрудоспособности, хранение и учет документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, несет руководитель учреждения здравоохранения.