Тесты для контроля знаний
1. Какие экзогенные факторы имеют значение в развитии хронического гастрита?
а) антитела к обкладочным клеткам,
б) инфицирование слизистой оболочки желудка,
в) повреждающее действие дуоденального содержимого,
г) все перечисленные факторы.
2. Какие типы хронического гастрита выделяют по патогенетическому принципу?
а) Тип А,
б) Тип В,
в) Тип А+В,
г) Тип С.
д) Особые формы
е) Все перечисленные
3. Какой тип хронического гастрита развивается при аутоиммунном поражении?
а) Тип А,
б) Тип В,
в) Тип А+В,
г) Тип С.
д) Особые формы
4. Характерно ли для хронического гастрита типа А прогрессирующая атрофия желудочных желез в фундальном отделе желудка /тело и свод/?
а) Да,
б) нет,
5. Для хронического гастрита типа А выберите тип секреторных нарушений:
а) повышение секреции,
б) снижение секреции,
в) ахилия,
г) нормальная секреция.
6. При хроническом гастрите типа В чем чаще всего происходит инфицирование слизистой?
а) стрептококк,
б) стафилококк,
в) кишечная палочка,
г) Пилорическим хелико бактером.
7. Где локализуется воспалительный процесс при хроническом гастрите типа В?
а) тело желудка,
б) антральный отдел,
8. Какой на перечисленных расстройств секреторной функции характерен при хроническом гастрите типа В?
а) сохранная,
б) повышенная,
в) пониженная,
г) все перечисленные.
9. Какую разновидность хронического гастрита вызывает заброс дуоденального содержимого?
а) Тип А,
б) Тип В,
в) Тип А+В,
г) Тип С.
д) Особые формы
10. Перечислите симптомы желудочной диспепсии;
а) Снижение аппетита,
б) Отрыжка,
в) Изжога,
г) Тошнота,
д) Рвота, не приносящая облегчения,
е) Все перечисленное
11. В чем отличие боли при хроническом гастрите от боли при язвенной болезни?
а) Развивается в любое время суток,
б) Периодическая,
в) Никогда не возникает в ночное время,
г) По интенсивности,
д) Сезонность обострений,
12. Выберите, какие признаки боли характерны для ЯБ с локализацией язвы в луковице 12- перстной кишки?
а) ранние: через 30 мин после приема пищи,
б) поздние- через 2-3 часа после приема пищи,
в) ночные,
г) голодные,
д) сезонные,
13. Выберите, какие признаки боли характерны для ЯБ с локализацией язвы в желудке?
а) ранние: через 30 мин после приема пищи,
б) поздние- через 2-3 часа после приема пищи,
в) ночные,
г) голодные,
д) сезонные,
14. Что относится к факторам защиты при язвенной болезни?
а) гиперсекреция соляной кислоты,
б) активная репарация,
в) слизистый барьер,
г) нарушение моторики,
д) гиперпродукция пепсина,
е) достаточное кровоснабжение,
ж) травматизация слизистой оболочки,
15. Что относится к факторам агрессии при язвенной болезни?
а) гиперсекреция соляной кислоты,
б) активная репарация,
в) слизистый барьер,
г) нарушение моторики,
д) гиперпродукция пепсина,
е) достаточное кровоснабжение,
ж) травматизация слизистой оболочки,
Эталоны ответов к тестам:
1. г
2. е
3. а
4. а
5. б
6. г
7. б
8. г
9. г
10. е
11. в
12. б,в,г,д
13. а,г,д
14. б,в,е
15. а,г,д,ж
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача I
Больной 28 лет, слесарь, поступил в стационар с жалобами на боли в подложечной области через 2-3 ч после еды, ночные боли, успокаивавшиеся после приема содового раствора, а также на мучительную изжогу, отрыжку, запор.
При обследовании отмечены сухость и обложенность языка, болезненность при пальпации в подложечной области (справа от срединной линии), с мышечным напряжением в этой зоне.
При фракционном зондировании выявлено следующее: порция натощак - 170 мл, свободная соляная кислота - 40 титрационных единиц, общая кислотность - 50 титрацаонных единиц. I фаза секреции часовое напряжение секреции 384 мл, свободная соляная кислота 25-48 титрационных единиц /дебит час 548 мг/, Н фаза /введено 0,5мг гистамина/ - часовое напряжение секреции 368 мл, свободная соляная кислота 38-50 титрационных единиц /дебит час-636 мг/
Ацидограмма: в начале исследования рН 1,5 после введения раздражителя 0,9-1,5.
О какой патологии желудка можно подумать в данном случае?
Задача 2.
Больной 40 лет, инженер, имеет в анамнезе длительное течение язвенной болезни с локализацией в 12- перстной кишке. В последнее время /3 мес/ стали беспокоить постоянная отрыжка, чувство тяжести и распирания в подложечной области* Потерял в весе 2,5 кг.
Объективно: больной пониженного питания, натощак в эпигастральной области отмечается "шум плеска". При фракционном зондировании выявлено следующее:
порция натощак - 300 мл, содержит пищевые частицы; свободная соляная кислота - следы, связанная соляная кислота - 20 титрационных единиц; общая кислотность -30 титрационных единиц; микроскопическая картина - зерна крахмала, капли жира, растительная клетчатка, мышечные волокна, обильная дрожжевая флора;
базальная секреция I фаза -96 мл, свободная соляная кислота 10-I2 титрационных единиц /дебит час 68 мг/.
Применен капустный раздражитель. Через 25 мин после введения капустного "завтрака" извлечен "остаток" 150 мл; Н фаза секреции 105 мл, свободная соляная кислота 10-20 титрационных единиц /дебит час свободной соляной кислоты 115 мг/,
О какой патологии можно думать на основании перечисленных данных?
Задача 3.
Больной 42 лет, официант, жалуется на боли "ноющего" характера, чувство переполнения в подложечной области, отрыжку после приема пищи, тошноту, иногда рвоту, плохой аппетит, понос, вздутие живота. Болями в желудке страдает в течение 2 лет. В стационар направлен для обследования.
Объективно: больной пониженного питания, тургор кожи снижен, язык обложен, отмечается диффузная болезненность в эпигастральной области. При фракционном зондировании выявлено следующее: натощак желудок пуст /извлечено небольшое количество слизи/ I фаза /базальная секреция/ - получено 20 мл содержимого /2 порции/, свободная соляная кислот - 0, Н фаза /введено подкожно 0,6 мг гистамина/ - часовое напряжение секреции 16 мл, свободная соляная кислота - 0, часовое напряжение пепсина в Н фазу /по Туголукову/ 1 г% (10г/л). Реакция на молочную кислоту отрицательная.
Ацидограмма: в начале исследования рН 8,0 после введения раздражителя /гистамина/ - 7,0 - 8,0,
При гастроскопии отмечена бледность и истонченность слизистой оболочки, кровоизлияния в подслизистый слой.
О какой патологии желудка можно думать на основании перечисленных данных?
Задача 4.
Больная 36 лет, журналист, в течение нескольких лет отмечала боли в подложечной области, связанные с приемом пищи, тошноту, отрыжку, неустойчивый стул. Поступила в стационар для обследования.
Объективно: больная удовлетворительного питания, язык обложен белым налетом, болезненность при пальпации в подложечной области. При фракционном зондировании выявлено следующее:
натощак извлечено 15 мл жидкости с примесью слизи /свободной соляной кислоты нет, общая кислотность 8 титрационных единиц/,
I фаза /базальная секреция/ - часовое напряжение секреции -35 мл, свободная соляная кислота 0-10 титрационных единиц /дебит час соляной кислоты 12 мг/
Н фаза /введено подкожно 0,5 мг гистамина/ - часовое напряжение секреции 50 мл, свободная соляная кислота - 8-13 титрационных единиц /дебит час соляной кислоты 27 мг/. Количество пепсина в Н фазу 25мг. Ацидограмма; в начале исследования рН 7,5, после введения гистамина 2,2 3,2.
При гастроскопии обнаружены наличие слизи, очаги покраснения слизистой оболочки, явления отека.
О какой патологии желудка можно думать на основании перечисленных данных?
Задача 5.
Живот правильной формы, активно участвует в акте дыхания. В правой подвздошной области белесый послеоперационный рубец. При поверхностной пальпации в эпигастральной области справа от срединной линии определяется значительная болезненность и некоторое напряжение брюшной стенки. При глубокой пальпации в левой подвздошной области определяется безболезненная, ровная, плотно- эластической консистенции сигмовидная кишка. Слепая кишка отчетливо пальпируется в правой подвздошной области, безболезненная, подвижна, слегка урчит. Поперечная ободочная кишка обычной консистенции на уровне пупка.
О каком патологическом процессе можно думать?
Задача 6.
При осмотре живота выявляется асимметричное вздутие в левой подвздошной области и левом фланке, это вздутие периодически нарастает, что сопровождается появлением болей. При пальпации сигмовидной кишки определяется плотное, бугристое, неподвижное и безболезненное образование величиной с гусиное яйцо,
О каком патологическом процессе можно думать?
Ответы на ситуационные задачи:
I. Язвенная болезнь с локализацией в 12 п. кишке.
2. Рубцова- язвенное сужение привратника /субкомпенсированная форма/.
3. Хронический гастрит с резко выраженной секреторной недостаточностью.
4. Хронический гастрит с умеренно выраженной секреторной недостаточностью.
5. Описание возможных патологических изменений при обострении язвенной болезни с локализацией в луковице I2 п. кишки.
6. Язвенная болезнь, осложненная кровотечением. Необходимо проведение ФГДС, общего анализа крови.
Задача 1.
Элементы УИРС.
1. Эндоскопическая картина при язвенной болезни в зависимости от давности заболевания.
2. Сравнение клинических проявлений язвенной болезни у мужчин и женщин.
«Расспрос и осмотр больных с заболеваниями эндокринной системы»
2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
Значение темы
Проведение целенаправленного, последовательного обследования больного дает возможность выявить и оценить симптомы характерные для различных заболеваний эндокринной системы, что помогает быстрее установить диагноз, своевременно назначить лечение, ускорить процесс выздоровления и улучшить качество жизни.
4. Цель обучения:
Научиться обследовать больных при основных эндокринных заболеваниях (основные жалобы, данные осмотра и оценка ряда биохимических, гормональных и инструментальных данных в зависимости от функции эндокринной системы).
5. Задачи:
Знать:
- все основные железы внутренней секреции и эндокринные органы.
- гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы, надпочечников, половые гормоны.
- нормальный уровень глюкозы крови натощак
- показания для проведения теста толерантности к глюкозе
- Критерии нормального теста толерантности к глюкозе.
- Критерии нарушенного теста толерантности к глюкозе.
- Лабораторные критерии диагностики сахарного диабета.
- клинические признаки диабетического кетоацидоза.
- клинические признаки гипогликемии.
- Как по анализу мочи заподозрить несахарный диабет.
- Что можно найти при осмотре больного с повышенной продукцией соматотропного гормона
Уметь:
- Собрать анамнез у больного с патологией щитовидной железы,
- провести осмотр больного и оценить полученные данные,
- пальпировать щитовидную железу и оценивать ее состояние (размеры, консистенцию, болезненность, подвижность, наличие узлов),
- оценить наличие сосудистых шумов над щитовидной железой.
- Оценить и распознать жалобы при разных заболевания надпочечников, уметь оценить функцию надпочечников по предъявляемым жалобам, провести осмотр больного и оценить полученные результаты.
- Дать оценку с учетом анамнеза росту и темпам роста, пропорциональности телосложения,
- найти признаки акромегалии, признаки гипогонадизма,
- Оценить анамнез, жалобы и объективный статус при сахарном диабете.
- Оценить признаки диабетического кетоацидоза, микро и макроангиопатий, оценить результаты исследования глюкозы крови натощак и при проведении теста толерантности глюкозы.
- провести исследование мочи на сахар, ацетон.
- Провести осмотр, определяющий нормальное половое созревание в зависимости от пола и возраста (развитие молочных желез, рост волос в подмышечных впадинах и на лобке - у лиц женского пола; развитие тестикул, полового члена, рост волос на лице, подмышечных впадинах и на лобке - у лиц мужского пола).
- проверить основные глазные симптомы при эндокринной офтальмопатии.
6. Воспитательный компонент.
Обосновать необходимость изучения студентами основных симптомов, результатов оценки жалоб и данных осмотра больных с заболеваниями эндокринной системы. Дать представление о современных принципах диагностики и классификации основных эндокринных заболеваний.
Используя знания по анатомии, нормальной и патологической физиологии, биохимии, регуляции функции желез внутренней секреции, дать студентам представление об особенностях диагностики основных эндокринных заболеваний.
7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.
8. Оснащение занятия.
1. Таблицы с различными изменениями
2. Больные с эндокринной патологией.
3. Дермографы - 5-6 штук.
4. Сантиметровая лента.
5. Спиртовые шарики.
6. Учебное пособие "Методы исследования"
7. Схема истории болезни
8. Медицинские весы, ростомер, медицинский термометр
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.
1. Анатомия щитовидной железы паращитовидных желез, поджелудочной железы, надпочечников.
2. Секреторный аппарат основных желез внутренней секреции.
3. Гипоталамо- гипофизарно,- надпочечниковая система.
4. Щитовидная железа и её гормоны.
5. Поджелудочная железа.
6. Определение сахара в крови и моче.
7. Строение инсулина. С- пептид.
8. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками.
9. Патологическая физиология эндокринной системы.
10. Понятия о гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции.
11. Цатоморфология щитовидной и поджелудочной желез.
12. Щитовидная железа: место расположения, строение, понятие о нормальных размерах, основные гормоны (трииодтиронин, тироксин), субъективные и объективные признаки гиперфункции и гипофункции (тиреотоксикоз или гипертиреоз, гипотиреоз),
13. тиреотропный гормон - гормон гипофиза, как основной регулирующий размеры и функцию щитовидной железы
10. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. причины возникновения сахарного диабета?
2. Данные расспроса больных сахарным диабетом?
3. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при сахарном диабете?
4. Характерные признаки гипергликемической комы?
5. Характерные признаки гипогликемической комы?
6. Значение лабораторных методов исследования в диагностике сахарного диабета?
7. причины возникновения базедовой болезни?
8. Данные расспроса больных базедовой болезнью?
9. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при базедовой болезни?
10. Значение основного обмена и радиоизотопного исследования щитовидной железы в диагностике базедовой болезни?
Практическая работа.
1. Исследование одного больного вместе с ассистентом (проведение расспроса, выделение основных жалоб больного, возможной причины заболевания и факторов риска). Выявление при общем осмотре изменений положения тела, кожи и видимых слизистых оболочек. Изменение данных осмотра и пальпации сердечной области, характера тонов и наличия шумов при аускультации сердца, артериального давления. Анализ полученных данных. Постановка синдромного диагноза в типичном случае.
2. Студенты самостоятельно под контролем ассистента проводят
исследование больных в палате.
3. Обсуждение данных исследования каждого больного.