Сравнительная характеристика «советской» и «западной» моделей больниц
Характеристики больниц | Советская модель | Западная модель |
Доминирование услуг | Больничное | ПМСП |
Ориентированность | Медико-социальная | Медицинская |
Специализация | Специализированные | Многопрофильные |
Непрофильная госпитализация | До 30 % | Практический нет |
Количество коек | Увеличение | Уменьшение |
Среднее пребывание | 10—12 дней | 4—6 дней |
Койки долгосрочного ухода | 20—40 % | 80 % и более |
Управление | Жесткая централизация | Децентрализация |
Новые технологии | Отсталые — нет средств | Современные, постоянно обновляемое |
Инновации | Нет стимула | Непрерывное |
Оплата труда | Оклад | Дифференцированная |
Связь с наукой и образованием | Нет | Как правило |
Обучение администраторов | Нормативный подход | Непрерывное, самообучение |
Ответственность за результат лечения | Индивидуальная | Коллективная |
Обследование, диагностика и лечение в течение 3-х дней | 30—35 % | 90—95 % |
Пик смертности по дням пребывания | 1—2 дня | Более равномерно |
Место больницы | Самостоятельная организация | Часть интегрированной службы здравоохранения |
Отношение врач-медсестра | Иерархия | Партнеры |
Медперсонал на 1 койку | 2—3 человека | 6—15 человек |
Соотношение врач/медсестра | 1:2—3 | 1: 5—10 человек |
Для решения данных проблем были определены стратегические задачи и пути решения важных направлений.
Совершенствование управления больницей. Новый больничный менеджмент, с учетом анализа ведущих клиник развитых стран, предполагает разработку и внедрение таких компонентов управления, как коллективное руководство и ответственность, подготовка и непрерывная переподготовка менеджеров здравоохранения, новая структура и функции управления, новые информационные технологии, ориенти-рованность на конечный результат и дифференцированная оплата труда.
Коллективное руководство предполагает принятие управленческих решений путем коллективного обсуждения и утверждения как на уровне отдельного подразделения, так и на уровне больницы в целом.
Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчитаться в их успешном завершении. Исходя из определения, от каждого работника ожидается выполнение задач должности, которую он занимает. Подразделением первичного, самого главного уровня коллективного руководства и ответственности являются отделения. Заведующий кафедрой, он же заведующий отделением, несет ответственность наравне с сотрудниками отделения. Однако и врачи больницы (сотрудники кафедр и ординаторы) несут личную ответственность за лечение каждого пациента.
Подготовка менеджеров включает в себя и постоянное повышение квалификации сотрудников-администраторов, работающих в стационаре. Оптимальным решением должна стать программа подготовки в зависимости от исходного карьерного уровня.
Непрерывная система обучения лидерству будет организована по уровням развития карьеры с учетом опыта и занимаемой должности в администрировании, включая разные обучающие модули, с учетом их функциональных обязанностей и востребованности клиники, включая обучение принятой корпоративной культуре.
Данный раздел подразумевает разработку программы по развитию персонала с применением следующих методов: ориентация и социальная адаптация, оценка эффективности труда, система вознаграждений, тренинги и развитие, управление карьерным ростом и т. д.
Информационные технологии — один из современных путей эффективного менеджмента. Информационные технологии больницы будут включать внедрение АСУ — ряда технологий, позволяющих управлять оборудованием и контролировать его с помощью компьютерной техники, в частности, внедрение электронных историй болезни, адекватные интернет-ресурсы, наличие электронной, теле- и видеокоммуникационной связи между отделениями. Это обеспечит оперативность в принятии решений, скоординированность действий различных подразделений больницы, а также пациенто-ориентированность и интегрированность предоставляемой помощи пациентам.
Внедрение бизнес-ориентированности заключается в изменении подходов к оценке эффективности деятельности больницы и каждого подразделения отдельно с применением экономических оценок, что позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы: человеческие, материально-технические, финансовые. Предполагается внедрение в систему оценки деятельности больницы таких экономических показателей, как затраты-эффективность, затраты-полезность и др.
· Ориентированность на конечный результат—один из аспектов улучшения качества оказания медицинской помощи, включает разработку и внедрение системы мониторинга и оценки их деятельности.
Дифференцированная оплата— система оплаты сотрудников согласно базовому окладу за работу на кафедре и отделении, а также дополнительно за результативность труда. Будет разработана система поощрения в зависимости от расширения объема работы и качества ее выполнения.
Одним из ключевых направлений деятельности менеджмента является эффективное управление кадровым ресурсом. Помимо разработки и реализации мероприятий по непрерывному профессиональному развитию персонала, в клиниках необходимо применять и другие технологии, в том числе постоянный мониторинг и анализ структуры занятости, увеличение доли более квалифицированного персонала, вовлечение персонала в управление и принятие решений, совершенствование оплаты труда, а также социальная поддержка и удержание персонала.
· Квалификация персонала и образование. Больница будет испытывать потребность в умелом и квалифицированном персонале для выполнения определенной миссии и для удовлетворения нужд пациентов. Руководители больницы должны вести работу по определению количества и видов необходимого персонала на основании рекомендаций от руководителей подразделений и служб больницы.
Должен быть разработан скоординированный, экономически эффективный и унифицированный процесс найма, оценки и назначения сотрудников больницы. Необходимо предусмотреть документирование навыков, знаний, образования и опыта по предыдущей работе соискателя. Необходимо обращать внимание на имеющиеся у соискателя-врача и медицинской сестры сертификатов специалиста и имеющиеся категории, так как они будут вовлечены в процесс клинической помощи и работать непосредственно с пациентами.
Больница должна будет иметь разработанную политику, обеспечивающую персоналу возможности обучаться и развиваться как профессионально, так и в личностном плане.
В этом направлении больница будет реализовывать следующие мероприятия:
1. Разрабатывать требования к желаемому образованию, навыкам, знаниям и другие требования ко всем сотрудникам коллектива в соответствии с нуждами пациентов.
2. Разрабатывать и внедрять процессы по отбору, оценке, найму персонала.
3. Весь клинический и неклинический персонал проходит ознакомление с подразделением, куда он принимается, а также с должностной инструкцией на этапе принятия на работу.
4. Каждый сотрудник получает непрерывное обучение без отрыва от работы и другие способы образования и обучения для поддержания и развития своих навыков и знаний.
5. В больнице будет разработан и применен процесс непрерывной оценки практической деятельности по качеству и безопасности клинической помощи, оказываемой каждым соответствующим медицинским работником.
6. Больница разработает стандартизованную процедуру по участию среднего медицинского персонала в деятельности больницы по повышению качества, включая оценку персональной деятельности, когда это необходимо.
· Единство науки, образования и практики.Существует тесная взаимосвязь между обучением, исследованиями и лечением. Система оказания медицинской помощи не может адекватно осуществлять свою деятельность без непрерывного поступления в эту систему квалифицированных кадров и новых научных знаний. Именно университетская клиника должна стать ключевым элементом в формировании новой больницы.
Всему персоналу должны быть созданы условия для занятия наукой, образованием и практикой. Будут поощряться все нововведения, основанные на доказательной медицине, способствующие повышению качества и эффективности медицинской помощи, активное привлечение студентов и молодых специалистов в научные исследования, внедрения их результатов в учебный процесс и практику.
Большое внимание будет уделяться подготовке будущих специалистов (субординаторы, интерны, резиденты, докторанты). Они активно участвуют в научных исследованиях, клинических обсуждениях, на любом участке процесса ведения пациента: прием, определение маршрута, диагностика, лечение, уход, пропаганда ЗОЖ, реабилитация и наблюдение после выписки. Должен обязательно соблюдаться принцип — взаимное обучение новым знаниям, новым умениям и новым навыкам.
Подготовка профессиональных специалистов новой генерации возможна только на основе интеграции научно-педагогического потенциала Университета и современной материально-технической базы больницы, формирования новой корпоративной культуры, внедрения инновационных образовательных программ, содержащих новые, качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
· Больничная помощь, основанная на пациент-ориентированном подходе
Пациент-ориентированная помощь — это такая медицинская помощь, которая уважает и принимает во внимание желания, нужды и предпочтения пациента и которая гарантирует, что ценности пациента учитываются при всех принимаемых решениях. Пациент-ориентированная помощь устанавливает рабочее партнерство с пациентами и их семьями, чтобы быть центральным звеном в обеспечении своего собственного здоровья и здоровья своей семьи.
Данный подход будет реализован в больнице с учетом следующих аспектов:уважение ценностей, предпочтений и потребностей больного, что ведет к совместной ответственности и принятию решений; координация и интеграция помощи — организация непрерывной интегрированной медицинской помощи на разных этапах ведения больного на основе подхода к работе персонала больницы «одной командой»; информация, общение и образование — направлены как на пациентов, так и персонал больницы для формирования необходимых здоровых взаимоотношений; физический комфорт; эмоциональная поддержка; вовлечение семьи и друзей.
Идея больницы, основанной на пациент-ориентированном подходе требует пересмотра традиционно сложившейся структуры оказания стационарной помощи. Применение новых принципов должно привести к улучшению качества работы, повысить степень удовлетворенности пациентов, способствовать экономичности и интенсификации всего процесса ведения больного.
Выводы
В больнице будет реализован всеобъемлющий подход к установлению и поддержанию высокого качества оказания помощи и безопасности пациента. Интегральной частью этого процесса является постоянное снижение уровня рисков для пациентов и персонала больницы, которые могут быть обнаружены как в клиническом процессе, так и окружающей их физической среде. Указанный всеобъемлющий подход будет учитывать то, что в большинство клинических процессов вовлечены более одного подразделения больницы, а также включают индивидуальную работу сотрудников. Помимо этого будет принято во внимание, что большинство клинических и управленческих аспектов качества взаимосвязаны. Создание и внедрение университетской клиники КазНМУ позволит осуществить следующие основные потребности:
Создание конкурентоспособной больницы и развитие ее до международного уровня.
Удовлетворение потребности пациентов.
Обеспечение триединства науки, образования, практики.
Новый менеджмент.
Непрерывное внедрение новых технологий.
Непрерывное обучение медицинского персонала и администраторов больницы;
Эффективное использование кадров ППС, резидентов, магистрантов, интернов и ординаторов.
Внедрение дифференцированной оплаты труда.
Использование современной клинической базы.
Обучение на новых принципах корпоративной культуры.
Высокое качество услуг.
Результативность лечения.
1.Тема занятия№6:«Основы стратегического менеджмента в здравоохранении. Виденье, миссия и стратегические цели организации. Основы операционного менеджмента. Бизнес-план медицинской организации. Основные понятия, структура и принципы составления»
2.Цель занятия:На основе научного и критического изучения опыта реформирования систем здравоохранения различных стран мира, основных направлений реформирования здравоохранения Казахстана привить студентам знания о принципах стратегического, операционного менеджмента, научить основам составления бизнес-планов медицинских организаций.
3. Задачи обучения:
-Формирование представления о важности стратегического менеджмента
-Усвоение базовых принципов и методологии операционного менеджмента
-Дискуссии о приемлемости операций и стратегий в системе здравоохранения
-Рассмотрение примеров бизнес-планов медицинских организаций
-Выработка умения практического применения оптимальных бизнес-планов в современных условиях РК
-Формирование предпринимательских умений основ организации, навыков самостоятельной организации работы медицинского учреждения
-Развитие аналитических навыков
-Выработка способностей у студентов самостоятельно определять необходимые стратегии и операции в различных условиях, переключаемость и находчивость в нестандартных ситуациях, готовность к изменению бизнес-планов согласно требующим того обстоятельствам
-В процессе изучения занятия студенты должны иметь представление: об основных терминах и понятиях, сущности стратегического менеджмента, об операционном менеджменте, о стратегических целях организации, уметь составлять бизнес-план медицинской организации, взаимосвязей менеджмента с экономикой и другими смежными дисциплинами.
Сформировать у студентов следующие компетенции:
Когнитивными знаниями, которые предполагают освоение в аудитории знаний с ориентацией на:
-мировой опыт и практику реформирования систем здравоохранения за рубежом;
-основные направления государственной политики реформирования отечественной системы здравоохранения и медицинских организаций;
-функции и структуру Министерства здравоохранения РК и его основных структурных подразделений;
-нормативно-правовую базу деятельности медицинских учреждений различной формы собственности в Республике Казахстан;
-виды медицинской помощи населению;
-новый подход к определению сущности медицинского учреждения (медицинской организации);
-действующую единую номенклатуру лечебно-профилактических учреждений;
-Единую Национальную систему здравоохранения (ЕНСЗ);
-Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП);
-внедрение новой модели финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, ориентированной на конечный результат;
-вопросах аккредитации и стандартизации в области здравоохранения;
-принципах эффективного менеджмента субъектами профессионального взаимодействия;
-информационном менеджменте;
-вопросах комплексной безопасности в управленческой деятельности;
-вопросах этики и коммуникаций в управленческой деятельности.
Практические навыки:
-Сформировать у студентов навыки и умения:
-анализировать основные мировые тенденции реформирования систем здравоохранения и опыт реформирования здравоохранения Казахстана;
-основные показатели работы медицинских учреждений (ПМСП, стационары);
-анализировать основные группы документов, используемых в работе медицинских учреждений (организаций);
-составление стратегических и бизнес-планов медицинских учреждений;
-владеть навыками разработки и внедрения новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
-внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально- психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения.
-текущая координация и текущий контроль деятельности, принципы организации труда медицинского персонала;
-собирать и анализировать информацию о деятельности медицинских учреждений в РК;
-собирать и составлять отчет согласно утвержденным формам;
-рассчитывать показатели деятельности поликлиник и стационаров;
-оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа в динамике;
-применение эффективных подходов к построению взаимоотношений в организационных аспектах деятельности в условиях стационара;
-использование коммуникативных навыков в повседневной практики медицинского персонала, взаимоотношения с пациентами и их родственниками, при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в условиях стационара;
-применение законодательно-нормативных актов на практике.
Коммуникативные навыки:
-применять принципы эффективного общения при взаимодействии со всеми субъектами профессионального взаимодействия;
-выбрать и использовать адекватную ситуации модель коммуникативного взаимодействия, оказывающий наибольший эффект;
-выбирать и использовать богатый арсенал вербальных и невербальных средств общения для достижения воздействия на коллег и пациентов;
использовать личностный коммуникативный потенциал в процессе передачи информации;
-применять приобретенные знания о коммуникативном процессе для достижения коммуникативной компетентности в профессиональном взаимодействии;
-формирование у студентов умения устанавливать контакт и взаимопонимание, выбирать и использовать соответствующую модель коммуникативного взаимоотношения, ориентированного на эффективное взаимодействие с коллегами/студентами, сотрудниками медицинских учреждений;
-умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Правовая компетенция:
-знание нормативно-правовой базы Республики Казахстан:
-Конституция РК, правовые законодательные акты, «Закон о труде»,
-Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»,
-«Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 годы Министерства Здравоохранения Республики Казахстан»,
-«Проект по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения республики Казахстан»,
-Государственная программа «Саламатты Казахстан» 30.12.2009 г. №2295.
-приказы МЗ РК;
-права и обязанности врача и пациента.
Саморазвитие:
-постоянное самообразование и совершенствование знаний по вопросам общественного здравоохранения и менеджмента;
-способность понимать необходимость и уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;
-способность к самостоятельному изучению учебной и научной литературы, нормативных документов, работе с электронными носителями информации, использованию ресурсов и возможностей Интернета;
-способность к самостоятельному решению тестовых заданий; подготовке рефератов; понимать необходимость консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения;
-непрерывное совершенствование коммуникативной компетентности;
-изменения стрессогенности рабочей ситуации;
-психическая саморегуляция в сложных ситуациях, возникающих в медицинском учреждении.
4. Основные вопросы темы:
-Понятие стратегического менеджмента, функции, характерные черты стратегического менеджмента в условиях развития мировой экономики. Методологические основы стратегического менеджмента(Гипoтeзa cлyчaйнocти, Гипoтeзa o cooтвeтcтвии, Гипoтeзa o cтpaтeгии, cпocoбнocти и дeятeльнocти, Гипoтeзa o мнoгoэлeмeнтнocти, Гипoтeзa o cбaлaнcиpoвaннocти)
-Научные подходы стратегического менеджмента. Методы решения стратегических задач(Анализ целей и средств, Решение с конца, Упрощение, Случайный поиск и метод проб и ошибок, Правила, Подсказки, Метод деления пополам, Мозговой штурм (брейнсторминг), Переформулировка задачи, Аналогии и метафоры, Консультация специалиста).
-Стратегии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, применимые к медицинским организациям (Стратегия ценообразования, Интеграционная стратегия, Стратегия управления и т.д.). Задачи стратегического планирования
-Определения цели, миссии и виденья организации. Факторы, влияющие на формирование видения. Сущность, назначение и требования, предъявляемые к миссии. Классификация целей организации. Требования к целям
-Определение операционного менеджмента. Операционная функция в организации. Операции как виды деятельности, Материальные потоки, Организация труда
-Концепция бизнес-плана, цель, задачи и значение. Организационная модель создания бизнес-плана медицинского учреждения. Характеристика процесса разработки бизнес-плана. Структурный анализ бизнес-плана. Оценка уровня разработки бизнес-плана.
-Основные понятия, структура и принципы составления бизнес-плана
5. Методы обучения и преподавания:
Обсуждение теоретического материала по теме занятия совместно с преподавателем, проблемно-ориентированное обучение с применением интерактивных методов: моделирование ролей, моделирование ситуаций, обратная связь со студентами, работа в малых группах, интерпретация полученных данных "мозговой штурм", ролевые игры, дискуссии, разбор кейсов (кейс-стади), решение ситуационных задач, выполнение заданий.
6. Литература:
1.Аканов А.А., Мейманалиев Т.С., Кульжанов М.К Национальное счета здравоохранения Казахстана и мировой опыт. -Алматы, 2013. -110с.
2.Аканов А.А., Сейдуманов С.Т., Ахметов В.И., Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Конеев К.А. Контуры нового здравоохранения и концептуальные подходы к стратегии реформы здравоохранения до 2020 года. –Алматы ,2009. -164с.
3.Камнина Н.Н., Островская И.В., Менеджмент и лидерство. Учебник, Москва 2012г
4.Аканов А.А и соавт.Система мониторинга и оценки деятельности органов и организаций здравоохранения: теория и практика. Уч.метод.пособие, Алматы,2009г.-с.96
Дополнительная:
1.Конституция РК от 30.08.1995 г. персмотрено 21.03.2007 г;
2.Стратегия Президента страны «Казахстан-2030»
3.Кучеренко В.З. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению.Учебное пособие, Москва, 2008 г -560с.
4.Янг С.|Системное управление организацией BrunswickKE.ManagementofhospitalsinGermany.Bonn.2006
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция РК от 30 августа 1995г.С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 1998 и 2011гг..
2.Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»
3.Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года №2299 «Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения »
4.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года №332 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»
5.Государства программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы
6.Стратегический план развития здравоохранения Министерства здравоохранения РК.
7.Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 декабря 2011 года №923 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Службы внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций ».
8.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года №332 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»
9.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2009 года №407 «Об утверждении Методических рекомендаций по реорганизации организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения»
10.Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 мая 2008 года №287 «Об утверждении Методики преобразования государственных организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения».
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):
1. Контрольные вопросы.
2. Тестовый контроль – 10 тестов.
3. Ситуационные задачи- 3 задачи
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте определение понятия «организация».
2. Назовите и охарактеризуйте слагаемые (характерные черты) организации.
3. Назовите элементы проектирования организации .
4. Дайте определение понятию «планирование» и определите его сущность.
5. Какими принципами необходимо руководствоваться для осуществления
эффективного планирования?
Тесты: