Международных спортивных
СОРЕВНОВАНИЙ
Развитие и организация допинг - контроля
Одной из важнейших задач медицинского обеспечения международных спортивных соревнований, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр является организация и проведение допинг - контроля. Борьба с допингом является сложной и многогранной медико-социальной проблемой, включающей тесно связанные между собой медицинские, методические, правовые, этические, педагогические и социальные аспекты. Несмотря па ведущуюся работу по борьбе с использованием допинга в спорте, ужесточение санкций, дисквалификацию спортсменов, это не приводит к его искоренению, использование допинга продолжается в неменьших масштабах.
Использование различных стимулирующих средств в спорте имеет давнюю историю. Первое упоминание о применении стимулирующих препаратов атлетами зафиксировано в Древней Греции. Победитель Олимпийских игр 668 г. до повой эры в беге на 200 м употреблял в пищу специальным образом приготовленное блюдо из плодов инжира.
Использование допинга началось в спорте новой и новейшей истории до возникновения современного олимпийского движения. Упоминание о приеме стимулирующих веществ спортсменами относится к 1865 г., когда на соревнованиях и Амстердаме пловцы при заплывах через каналы были уличены в приеме допинга. Известны случаи использования допинга на популярных в конце XIX в. велогонках.
Борьба с допингом в спорте началась еще в древности. Согласно дошедшим до нас сведениям она началась с введения наказания за дачу стимуляторов скаковым лошадям. Однако какой-либо системы борьбы с допингом ни в древнем мире, ни в средние века не было.
Поворотным моментом для олимпийского движения стал 1960 год. На Олимпийских играх 1960 г. в Риме, в день их открытия погиб датский велогонщик Кнут Энсмарк Енсен. Официальной причиной смерти был объявлен солнечный удар.
Однако вскрытие показало, что спортсмен принял значительную дозу амфетамина. Этот инцидент побудил Международный олимпийский комитет (МОК) создать свою первую медицинскую комиссию под председательством выдающегося новозеландского хирурга сэра Артура. Решение, направленное против использования допинга и на создание медицинской комиссии, было принято МОК в 1962 г. на сессии в Москве. С 1967 г. медицинская комиссия работала под руководством члена исполкома МОК принца Александра де Мерода (Бельгия).
В 1964 г. выборочные пробы были взяты у участников Олимпийских игр в Токио с целью выявления случаев употребления стимуляторов, в последствии было обнаружено применение гормональных средств, в частности анаболических стероидов. Антидопинговый контроль был проведен выборочно в 1968 г. в Гренобле и Мехико. С 1972 г. допинг-контроль стал обязательным для всех видов соревнований олимпийской программы.
Проблема допинга привлекла внимание спортивной общественности, стала предметом широкого обсуждения в прессе. Для того чтобы начать борьбу с этим негативным явлением, требовалось не только осознание того, насколько серьезна для современного спорта эта угроза, но и разработка надежных методов обнаружения в организме спортсменов веществ, содержащихся в минимальных дозах. С этой целью стали создаваться лаборатории по антидопинговому контролю. Одна из первых лабораторий была создана в институте биохимии при Высшей спортивной школе в Кельне. Несмотря на то, что на Олимпийских играх был введен допинг-контроль, возможности ученых были ограниченны. Например, амфетамин, жертвой которого стал датский велогонщик, ученые стали безошибочно выявлять только в 1976 г. Служба антидопингового контроля значительно отставала от «изобретателей» новых видов допинга.
Несмотря на создание медицинской комиссии МОК, долгое время борьбу с допингом не удавалось вывести на должный уровень. Данная проблема считалась деликатной, и многие, в том числе и МОК, предпочитали закрывать на нее глаза. Средства же фармакологической подготовки между тем становились все более изощренными.
Следует особо отмстить итоги антидопингового контроля на Панамериканских играх 1983 г. в Каракасе, когда 16 спортсменов были изобличены в применении допинга, а 13 легкоатлетов уехали домой до начала соревнований, чтобы избежать дисквалификации. Это было первое крупномасштабное тестирование на допинг на Американском континенте, показавшее, насколько неблагоприятно обстоят дела в этой области. Скандал в Каракасе разразился за год до Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, что заставило МОК, международное олимпийское спортивное движение активизировать меры по созданию всеобъемлющей программы контроля на допинг.
Этические аспекты использования допинга хорошо были сформулированы председателем Венгерского государственного комитета по делам молодежи и спорта г. Деака.
Опасность допинга состоит в губительном влиянии его на организм спортсмена. Наибольший вред он причиняет юным спортсменам и женщинам.
С точки зрения морали употребление запрещенных препаратов противоречит сущности спорта. Допинг ведет к нарушению принципов честной игры и ставит спортсменов в неравные условия.
Злоупотребления, связанные с приемом допинга, приводят к тому, что спорт начинает терять свою привлекательную силу в глазах общественности. Спортивным руководителям все чаще и чаще приходится свыкаться с мыслью о том,
что все меньше становится спортсменов, достижения которых воспринимались бы безоговорочно любителями спорта.
Те виды спорта, в которых злоупотребление допингом встречается наиболее часто, начинают отталкивать от себя молодых спортсменов, не склонных к употреблению запрещенных препаратов. Вследствие этого большой спорт теряют многих потенциальных чемпионов.
Злоупотребление допингом стало распространенным не только в большом спорте, но и в массовом, а также в некоторых областях спортивного досуга. Допинг не только угрожает большому спорту, но и представляет опасность для обществ в целом.
Употребление допинга ведет к неравенству условий участников соревнований, и это неравенство вытекает не из ypoвня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармацевтической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу. В связи с этим возникают нравственные
и педагогические аспекты в проблеме допинга. На нравственный аспект борьбы с допингом существенное влияние оказывает коммерциализация большого спорта.
По данным на 1989 г., осуществление антидопингового контроля проводилось 22 лабораториями, аккредитованными МОК, что признавалось явно недостаточным. Улучшению положения способствовало создание еще нескольких лабораторий, а также передвижной лаборатории МОК.
В 1988 г. МОК принял этический кодекс антидопинговых лабораторий, что было вызвано грубыми нарушениями спортивной этики. Этим кодексом были определены условия, при которых аккредитованные лаборатории должны принимать или отказывать, в приеме у спортсменов проб мочи для анализов. Этический кодекс содержит три раздела: тестирование во время соревнований, тестирование при подготовке к соревнованиям, а также иные ситуации.
1. Тестирование во время соревнований
Лаборатории должны принимать и делать анализ лишь тех проб, которые поступают из источников, связанных с программами допинг-контроля, проводимыми в рамках соревнований, организованных национальными или международными органами управления спортом. Сюда входят национальные и международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, национальные ассоциации, университеты и иные подобные организации. Это правило применяется в отношении олимпийских и неолимпийских видов спорта.
Лаборатории должны гарантировать, что при выполнении программы допинг-контроля пробы для контроля будут собраны в соответствии с правилами МОК (или аналогичными). Эти правила включают сбор проб А и В, который производятся под наблюдением, определенные условия опечатывания образцов, декларации спортсменов с их подписью, формальности условий хранения и соответствующие санкции.
2. Тестирование при подготовке к соревнованиям
Лаборатории должны принимать пробы, взятые во время тренировок (или при подготовке к соревнованиям) только при одновременном выполнении следующих условий:
и - что пробы были взяты и опечатаны в соответствии с условиями, которые обычно соблюдаются во время собственно соревнований (по п.1 выше);
Ь - - если взятие проб является частью программы национальных или международных органов управления спортом (по
п.1 выше);
с если в случае положительного результата тестирования будут применены соответствующие санкции.
Лаборатории не должны принимать пробы от отдельных спортсменов на индивидуальной основе или от отдельных лиц, действующих по собственной инициативе.
Более того, лаборатории не должны принимать пробы с целью их скрининга или для выявления вещества от коммерческих или иных источников Б тех случаях, когда условия, перечисленные в пунктах а, Ь и с выполняются неодновременно.
Эти правила применяются в отношении олимпийских и неолимпийских видов спорта.
3. Иные ситуации
Иногда лаборатории получают запрос произвести анализ пробы па определение запрещенного лекарства или эндогенного вещества от госпитализированного или больного лица, с целью помочь лечащему врачу в определении диагноза. В таких случаях в ответе на запрос директор лаборатории должен объяснить предварительную процедуру и дать соглашение на анализ пробы лишь в случае наличия сопроводительного письма, поясняющего, что анализ делается с целью медицинского диагностирования или с терапевтическими целями. В сопроводительном письме должно быть также дано объяснение медицинского обоснования для тестирования.
И наконец, главы лабораторий и/или их заместители не должны давать пояснений или обсуждать в средствах массовой информации индивидуальные результаты тестирования. Директора лабораторий не должны давать советов спортсменам или иным лицам относительно того, как избежать положительного результата при анализе пробы на допинг.
Лабораториям дано право участвовать в исследовательских про граммах при условии, что директор лаборатории убежден в их целесообразности и что эти программы получили одобрение с этической точки зрения.
Следует отметить, что процедура допинг-контроля является очень дорогой и сплошной контроль за употреблением допинговых препаратов для всех участников всех соревнований не под силу спортивным организациям. Таким образом, проблема допинга становится в значительной степени организационной проблемой.
В середине 1980-х гг, во многих странах мира (в Австрии, Англии, Венгрии, США, Италии и др.) были созданы национальные комитеты по борьбе с допингом, разработаны соответствующие программы, санкции и меры наказания
спортсменов за использование допинговых препаратов. В некоторых странах произошла кооперация спортивных и государственных органов в целях противодействия распространению допинга в спорте. Наметилась тенденция к взаимодействию между отдельными странами, не располагавшими достаточными финансовыми средствами в организации и оснащении совместных антидопинговых лабораторий. Введение внепланового допинг-контроля в период тренировки расценивалось большинством стран как необходимая и эффективная мера, хотя он и создавал дополнительные организационные, технические и финансовые проблемы.
С целью совершенствования организации и повышения эффективности мероприятий по борьбе с допингом был создан Международный антидопинговый комитет, В его состав входили представители международных спортивных федераций (МСФ), национальных олимпийских комитетов (МОК), медицинской комиссии МОК, спортсмены, члены медицинских комиссий МСФ и МОК.
Сложившаяся в настоящее время система антидопингового контроля явилась результатом сложной и длительной организационной, методической работы, укрепления правовой базы, применения новейших технологий по обнаружению запрещенных фармакологических препаратов и других аспектов. Решению этих вопросов способствовало принятие важных документов МОК, других международных организаций, ь том числе резолюции ООН.
В настоящее время признается, что борьба с допингом в первую очередь должна осуществляться через педагогический процесс, воспитание спортсменов в духе неприятия допинговых препаратов и нарушений норм спортивной этики, соблюдения принципов честной борьбы. Важнейшим аспектом в воспитательном процессе является нравственный. Нормативно он оформлен в этику.
В этой связи можно привести слова президента антидопинговой программы Олимпийского комитета США Р.Хел-микса, произнесенные много лет назад: «Допинг является проблемой, которая не может ограничиваться одной страной или видом спорта. Мы имеем дело с бедствием, затрагивающим весь спортивный мир, и искоренить его можно только воспитательной и разъяснительной работой. Важность контроля и наказания является делом второстепенным*.
При рассмотрении нравственных аспектов использования допинга и в борьбе с ним в современном спорте высших достижений следует учитывать, что нравственность формируется
под влиянием социально-экономических, политических факторов, различных элементов духовной культуры, а потому рассмотрение нравственных проблем спорта не может вестись без учета взаимодействия и взаимовлияния нравственности с другими общественными подсистемами, без учета динамики происходящих в этих подсистемах изменений (И,И. Тимофеева, 1989; Л. Куратов и соавт., 1989; Е.К. Гончарова, 1995),
В результате длительной организационной работы, консультаций, проведенных МОК с представителями международных спортивных федераций, национальными олимпийскими комитетами, Международный олимпийский комитет утвердил Медицинский кодекс МОК, положение о котором содержится в правиле 48 Олимпийской хартии.
В Медицинском кодексе МОК отражены положения, запрещающие употребление допинга, приведен список запрещенных классов веществ и методов, отражена обязанность спортсменов проходить медицинский контроль и осмотр, перечислены положения о санкциях, применяемых в случае нарушения Медицинского кодекса. Медицинский кодекс по существу направлен на защиту здоровья спортсменов, на обеспечение соблюдения этических принципов, отраженных в честной игре, духе одимпизма, В Медицинский кодекс МОК включены положения, дающие право на подачу апелляции в случае принятия некоторых решений.
В соответствии со статьей 11, Медицинский кодекс МОК относится ко всем спортсменам, тренерам, официальным представителям, врачам и медицинскому персоналу, работающим или осуществляющим медицинскую помощь спортсменам, которые участвуют или готовятся к участию в Олимпийских играх, а также к тем соревнованиям, которым МОК предоставляет свой патронаж или поддержку, ко всем соревнованиям, проводящимся в рамках олимпийского движения, особенно тем, которые организуются под прямым руководством или при участии международных спортивных федераций или национальных олимпийских комитетов, признанных МОК.
Предполагается, что любое лицо, которое регистрирует-ся, готовится или иным образом участвует в соревнованиях, указанных выше, дает согласие соблюдать Медицинский кодекс МОК,
В настоящее время организация и проведение программы допинг-контроля во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр находится в компетенции Медицинской комиссии соответствующего организационного комитета. Проведение допинг-контроля базируется на объективных,
научно обоснованных критериях и удовлетворяет международным правовым нормам. Программа контроля включает различные аспекты, в том числе ознакомление спортсмена с процедурой и условиями ьзятия проб, их транспортировку, лабораторные исследования и т,д. Регламентируются время и
место проведения контроля.
Регламент процедуры допинг-контроля, например, на Олимпийских и Паралимпийских играх 2002 г. в 5а11 ЬаКе Сцу был представлен в ряде документов: 01утрю Моуетеп! ОСФШЕ Сойе (Кодекс допинг-контроля олимпийского движения), ]Шегпа1юпа1 Рага1утр1с МесНса! Порте Сойе (Международный кодекс Паралимпийского движения); 5аН ЬаКс 2002 Оорте СоШго! Сшйе — Руководство по допинг-контролю на зимних Олимпийских играх 2002 года (Руководство разъясняет процедуру контроля для официальных представителей национальных сборных команд); Оорш§ Соп1го! ОрегаНопз Маша! Руководство по проведению допинг-контроля (Руководство включает методические аспекты и нормативные акты для специалистов, осуществляющих допинг-контроль); РгоЮсоЬ апс! ЗроП Ре^егаЦопз А^геетеШз — протоколы и соглашения спортивных федераций (содержат коды и номера тестов, порядок их проведения, специфические требования для каждого вида спорта),
В целом процедура допинг-контроля включает восемь последовательных этапов: выбор спортсменов, заполнение спортсменом соответствующих документов, выбор сопровождающего (доверенного) лица, взятие проб мочи, подготовка проб и сопроводительных документов дли транспортировки, проведение лабораторного анализа, интерпретация результатов. Эти этапы и их регламент строго соблюдаются каждый раз при прохождении контроля.
Выполнение анализа проб мочи производится, как уже упоминалось выше, лабораториями, аккредитованными МОК. Приведенные ниже процедуры регламентированы Медицинским кодексом МОК.
Процедура аккредитации лаборатории
Аккредитация лаборатории осуществляется Исполкомом МОК по рекомендации Медицинской комиссии МОК. Свидетельством такой аккредитации является Сертификат, подписанный президентом МОК, председателем Медицинской комиссии МОК либо генеральным директором МОК. В Сер-1^2_____________________Глава V________________________
тификате содержится название лаборатории и сроки действия данного Сертификата, Сертификаты могут выдаваться после начала срока введения его в действие, с эффектом обратной силы. МОК оставляет за собой право отменить Сертификат по своему усмотрению, даже во время его действия.
Гарантийные письма
От лабораторий, намеревающихся получить аккредитацию, требуется предоставление гарантийного письма национальных органов власти, таких как НОК, орган управления спортом или иных органов, или какое-либо другое гарантийное письмо, которое, по их мнению, должно быть рассмотрено Медицинской комиссией МОК. Окончательное решение относительно рассмотрения гарантийного письма принимается Медицинской комиссией МОК, при этом учи-тываются такие факторы, как продолжительность, объем работ, долговременное финансовое обеспечение, административные обязательства вышестоящего учреждения, научно-исследовательская деятельность, и такие достижения, как, например, публикации старшего служебного персонала.
Необходимое оборудование:
газовый хроматограф (СС);
- жидкостной хроматограф высокого давления (НР1-С);
- средства для тонкослойной хроматографии (ТЬС); масс-спектрометр (М5), соединенный с газовым хроматографом (ОС);
- доступ к иммуноанализирующему оборудованию.
Краткое изложение аналитических процессов
Указанные ниже процессы наиболее целесообразны в следующих случаях.
Для определения азотсодержащих допинговых агентов, выделяемых Б свободной фракции: скрининг на газовом хроматографе (ОС) с селективным азотным детектором ^РО) и капиллярной колонкой, поперечно сшитой с фазой умеренной полярности, например 5Е54, Могут быть использованы подходящие альтернативные системы ОС.
Для определения азотсодержащих допинговых агентов, выделяемых в виде коньюгатов: скрининг на газовом хроматографе (ОС) после гидролиза и экстракции при рН 9,5, дерива-тизация, детектирование на поперечно сшитой капиллярной колонке с селективным азотным детектором или селективным анализом ионов (детектирование специфической массы).
______________________Допинг-контроль...___________________133
Для определения концентрации кофеина: жидкостной хроматограф высокого давления.
Для определения анаболических стероидов:
1) для свободных стероидов: после экстракции при рН 9П0 — дериватизация и детектирование методом 51М; 2) щя конью-гированных стероидов; после энзиматического гидролиза, экстракции, триметилсилилирования детектирование методом 31М. В качестве альтернативы можно применить экстракцию свободной и копьюгированной фракций, например с помощью ХАО-2, с последующим разделением на две фракции, обрабатываемых и анализируемых способом, описанным выше.
Для определения кислотных веществ, например диуретиков и пробенецида: экстракция и дериватизация, газовая хроматография с азотоселективным детектированием, метод 51М, или жидкостная хроматография высокого давления.
Для определения бета-блокаторов: СО и/или ОС /М5
скрининг.
Для определении ЬСО: надежный иммунологический метод для детектирования и количественного анализа НСС. Для подтверждения требуется провести второй, отличный от первого, иммунный анализ.
Лаборатории, намеревающиеся получить аккредитацию МОК, должны иметь ч виду, что для точного выявления запрещенных веществ требуется шсс-спектрометрический анализ (помимо случаев определения пептидных гормонов и гли-ко протеин о и).
Аккредитация аналитических лабораторий
Аналитические лаборатории, которые намерены получить аккредитацию, должны удовлетворять следующим требованиям и дать ответы на вопросы, предложенные Медицинским директором МОК,
Предварительные требования
Дать список веществ, которые лаборатория может выявить и определить. Минимальное количество веществ в этом списке должно быть не меньше того количества запрещенных веществ разных классов, которое приводится в перечне Медицинского кодекса МОК (и их метаболитов).
Дать список имеющихся в распоряжении стандартных соединений (допингов и их метаболитов).
Дать список веществ, для которых изучена динамика выведения (доза и т.д.), которые проводились на добровольцах.
134_____________________Глава V________________________
Там, где это возможно, показать минимальную концентрацию, которую удалось обнаружить (основываясь на динамике выведения с разумным числом опытов). Также должно быть указано время, прошедшее после приема лекарства, в течение которого эта концентрация была обнаружена (и подтверждена).
При каждой процедуре скрининга нужно указать максимальное время, потребовавшееся для получения результата анализа одного образца.
При невозможности использовать анализы мочн добровольцев (в случае исследования проб, например, на героин) эти пробы можно получить в сотрудничающих с лабораторией наркологических реабилитационных клиниках.
Процедуры, предваряющие аккредитацию
До проведения официального аккредитационногО теста лаборатория, намеревающаяся получить аккредитацию, должна успешно произвести анализ трех комплектов из десяти образцов в течение от шести до двенадцати месяцев. Соответствующая документация (необработанные данные) по результатам должна быть отослана Медицинскому директору МОК,
Процедура аккредитации
Лаборатория, намеревающаяся получить аккредитацию, должна провести анализ десяти контрольных проб в присутствии представителя Медицинской комиссии МОК.
Контрольные пробы будут содержать вещества, образцы которых перечислены в списке запрещенных. Наряду с мочой, содержащей более одного (но не более трех) элемента допинга, может быть представлена для анализа и «чистая» моча. Например, в пробе могут содержаться диуретик и метаболит плюс метаболиты анаболических стероидов, выделяемые как продукты биотрансформации.
Лаборатория должна правильно найти и определить элементы допинга и их соответствующие метаболиты в течение трех дней,
В отчет, копии которого должны быть посланы экспресс-почтой председателю Медицинской комиссии МОК и Медицинскому директору МОК в течение трех недель после окончания аккредитационного теста, должны быть включены:
1) протоколы: полное описание аналитических процедур, со ссылками на литературу;
2) копии результатов скрининга и сырые данные, использованные при обобщении результатов.
______________________Допинг-контроль.,.___________________135
До посещения лаборатории представитель Медицинской комиссии МОК должен быть снабжен всей документацией по пробам, которые будут использованы при аккредитации данной лаборатории. Если лаборатория провела анализы правильно ь течение трех дней, представитель Медицинской комиссии М ЭК обсудит эти результаты с сотрудниками лаборатории. (Представитель МОК затем представляет письменный отчет Медицинской комиссии МОК. в форме, предложенной Медицинским директором МОК. Экземпляр конфиденциального отчета будет послан в лабораторию.
После рассмотрения этих данных и других факторов Медицинская комиссия МОК оглашает свое решение через Председателя Медицинской комиссии МОК. Лаборатория получает письменное извещение о результатах в течение диух месяцев после подачи документов.
При проведении Олимпийских игр, на крупных региональных ил и континентальных соревнованиях должны выполняться специальные условия, изложенные ниже.
Лаборатории может быть представлена временная аккредитация в соответствии с условиями, определяемыми Медицинской комиссией МОК.
Процедуры реаккредитации
Не менее чем за один месяц до реаккредитации лабораторий Медицинский директор МОК рассылает лабораториям документ, описывающий детали процедуры и условия реаккредитации.
Частью процедуры реаккредитации будут:
требование произвести анализ до шести проб и доложить о результатах председателю Медицинской комиссии МОК, копию выслать Медицинскому директору МОК;
сделать полный документальный отчет, включая сырые данные;
— заполнить и вернуть вопросник, подготовленный Медицинской комиссией МОК, с целью получить информацию о статусе лаборатории в настоящее время, сотрудниках, инструментарии, помещении и др.
Решение относительно реаккредитации будет приниматься на основании этих и других обстоятельств.
Программа профессионального тестирования
После аккредитации лабораториям будет периодически предлагаться сделать анализ одного набора из четырех проб. Аккредитованные лаборатории должны принимать участие в Программе профессионального тестирования МОК (РТ), 136______________________Глава V________________________
которая будет осуществляться с регулярными интервалами между процедурами реаккредитации. Результаты и документация должны высылаться Медицинскому директору МОК.
Механизм проверки
При определенных обстоятельствах Медицинская комиссия МОК оставляет за собой право провести инспекцию аккредитованной лаборатории. Уведомление об инспекции должно быть послано директору инспектируемой лаборатории Медицинским директором МОК в письменной форме.
Специальные требования
Лаборатории, намеревающиеся получить аккредитацию на предстоящие Олимпийские игры, региональные или континентальные соревнования, должны, во-первых, пройти процедуру аккредитации за 12 месяцев до соревнований. Во-вторых, и качестве части процедуры аккредитации за четыре месяца до начала соревнований лаборатория должна передать Медицинской комиссии МОК в письменной форме информацию о следующих приготовлениях, выполненных лабораторией в связи с Олимпийскими играми или региональными и континентальными соревнованиями;
1) данные об ученых, привлекаемых со стороны (при необходимости);
2) список сотрудников (с указанием должности), которые будут работать в лаборатории;
3) информацию о количестве проб, которые могут быть анализированы;
4) протокол аналитических методов (процедурное руководство);
5) краткое изложение методики принятия решения при положительном или отрицательном заключении о результате пробы.
Основываясь на этой информации, Медицинская комиссия МОК определяет, предоставит ли она специальную аккредитацию лаборатории на период проведения данных Игр.
Реаккредитация и профессиональное тестирование
В добавление к ежегодным процедурам реаккредитации Медицинская комиссия МОК разработала программу профессионального тестирования (РТ), которая является частью (в сочетании с инспектированием лаборатории) предварительной оценки лаборатории, намеревающейся получить аккре-
______________________Допинг-контроль..._________________137
дитацию, и частью процесса постоянной аттестации эксплуатационных данных лаборатории, необходимых для поддержания аккредитации.
Кодекс этики
Чтобы поддерживать статус лаборатории, аккредитованной МОК, ее директор должен ежегодно в письменной форме подтверждать свое согласие со всеми положениями Кодекса этики Медицинской комиссии МОК, разработанного для аккредитованных лабораторий.
Состав образцов для аккредитации и профессионального тестирования
Пробы, предназначенные для профессионального тестирования, аккредитации и реаккредитации, получают после приема одного или более допинговых агентов в определенных дозах. Каждая проба может содержать одно или несколько соединений (возможно, несколько метаболитов)- Помимо этого, в них могут присутствовать незначительные концентрации никотина и кофеина. После принятия испытуемым фармацевтической дозы вещества его мочу собирают, накопленная моча комбинируется таким образом, чтобы могли быть получены следующие пределы концентраций (в пропорции: единица веса/мл мочи):
а — для стимуляторов: 0,5—50 мкг/мл (кроме случаев стрихнина • 0,2 мкг/мл и пипрадола —- 0,1 мкг/мл);
Ь — для наркотиков: 0,1—50 мкг/мл (для морфина —* 1,0-
50,0 мкг/мл);
с — для анаболических стероидов: приблизительно Юнг/мл
для основного метаболита;
и — для бета-бл о катеров: 0,5—50,0 мкг/мл;
е — для диуретиков: 0,2—2,0 мкг/мл;
/ там, где это нужно, может быть использована моча, в которую добавлено допинговое вещество.
Эти пределы концентраций выбраны для того, чтобы дать возможность определить присутствие вещества (и/или метаболита) рекомендованной МОК техникой скрининга. Эти уровни, как правило, находятся в пределах концентраций, которые могут образоваться в моче спортсменов, употребляющих запрещенные вещества. В некоторых случаях в состав образца будет входить исходное вещество, а также главный метаболит, как было сказано выше. В некоторых случаях в один образец будет входить не менее одного класса веществ (но обычно не более трех веществ в одном образце), чтобы наиболее 138_____________________Глава V________________________
приемлемо представить тип образца, обычно встречаемого в лабораторной практике. В пределах особого цикла профессионального тестирования реальный состав образцов, направляемых в различные лаборатории, будет меняться.
Предполагается, что эти концентрации и типы веществ будут периодически меняться в силу таких факторов, как изменения в технологии выявления и характера злоупотребления. Ниже приводится общепринятый перечень запрещенных классов веществ с примерами.
И наконец, следует отметить, что пределы концентраций, указанные выше, представляют собой пределы ожидаемые, возможные при реальных обстоятельствах, после того как спортсмен принял или ему было введено запрещенное вещество- Они не должны интерпретироваться ни в качестве максимальных значений, ни в качестве предельных для детектирования и/или количественного определения.
Стоимость аккредитации и реаккредитаири
Для оказания частичной помощи финансированию программ аккредитации и профессионального тестирования Медицинская комиссия МОК время от времени будет вводить плату за аккредитацию и реаккредитацикх Помимо этого, лаборатории должны брать на себя дорожные расходы и расходы по размещению представителя (л ей) Медицинской комиссии МОК в случае инспекционной поездки,
Процедура сбора проб во время допинг-контроля
Выбор спортсменов для контроля
Допинг-контроль осуществляется во всех видах спорта.
Медицинская комиссия МОК во взаимодействии с соответствующими международными федерациями и оргкомитетом по проведению Олимпийских игр определяют, какое количество спортсменов каждого вида спорта должны пройти допинг-контроль в течение одного дня. Вопрос пропускной способности лаборатории должен стать предметом внимательного рассмотрения.
Медицинская комиссия МОК совместно с представите-лями международных федераций должны определить количество спортсменов в каждом виде спорта, которые должны пройти допинг-контроль в зависимости от полного количества, определяемого предыдущим подпунктом, В целом в их
______________________Допинг-контроль...___________________139
число войдут первые четыре спортсмена из финальной классификации и другие - - по жребию.
До начала Олимпийских игр международные федерации, участвующие в них, должны информировать Медицинскую комиссию МОК о способе выбора спортсменов, которые будут проверены по жребию.
Медицинская комиссия МОК имеет право потребовать от любого спортсмена пройти допинг-контроль в любое время в
течение Игр.
Спортсмен может быть подвергнут процедуре допинг-контроля более одного раза в любое время в течение Игр.
Соответствующие Национальные олимпийские комитеты (далее — Делегации) несут ответственность за переьозку своих спортсменов от пункта допинг-контроля в Олимпийскую деревню после завершения процедуры допинг-контроля.
Уведомление спортсмена и регистрация для допинг-контроля
Непосредственно после соревнования или после определения заключительных результатов спортсмену, выбранному для допинг-контроля, вручается Уведомление о допинг-контроле Службой эскорта допинг-контроля, назначаемой Оргкомитетом по проведению Игр. Кроме этого, Служба эскорта вручает спортсмену Пропуск допинг-контроля, по которому тот может попасть в Пункт допинг-контроля. С это1чо момента Служба эскорта физически находится рядом со спортсменом, непрерывно держит его в поле своего зрения, сопровождает его/ее в комнату ожидания в Пункте допинг-контроля, указанную в Уведомлении о допинг-контроле. Спортсмен должен немедленно явиться со своей аккредитациопной картой и Пропуском допинг-контроля в Пункт допинг-контроля или не позднее чем через час после того, как ему было вручено Уведомление о допинг-контроле.
Любое лицо (тренер команды, врач или сопровождающий команду Делегации) может сопровождать спортсмена в Пункт допинг-контроля и наблюдать за всеми процедурами, кроме мочеиспускания. Служба эскорта может выдать этому лицу Пропускдопинг-коптроля, чтобы он/она мог попасть в Пункт. Это сопровождающее лицо должно иметь соответствующую аккредитацию, оно должно также быть членом данной Делегации, кроме случаев, когда, при определенных обстоятельствах, спортсмен предпочтет выбрать в качестве сопровождающего лица другого члена НОК.
140______________________Глава V________________________
В Уведомлении допинг-контроля должны значиться имя спортсмена, номер его аккредитации и стартовый номер, если это возможно, а также его заявление о том, что он может явиться в Пункт допинг-контроля с сопровождением. Спортсмен должен быть предупрежден о возможных последствиях в случае, если он не сможет явиться в Пункт допинг-контроля в пределах указанного срока.
После вручения Уведомления допинг-контроля Служба эскорта проставляет в нем время, и спортсмен расписывается в форме. Уведомление должно быть в двух экземплярах, одна копия хранится у спортсмена, оригинал возвращается Службой эскорта в Пункт допинг-контроля.
По прибытии в Пункт допинг-контроля спортсмен и сопровождающее его лицо должны предъявить свои Пропуска. Спортсмен в присутствии Службы эскорта должен вручить Уведомление представителю службы допинг-контроля, который делает в нем запись о времени прибытия спортсмена, подписывает его и устанавливает личность спортсмена по его фотографии, имени и аккредитационному номеру на аккре-литационной карточке.