Интересные факты о музыкотерапии
· Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
· Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
· Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.
===================================================
Фототерапия.
Многие люди не задумываются о том, почему они хранят фотографии. Фотографии всегда таят в себе истории, независимо от их художественной ценности. Каждая фотография рассказывает историю по-своему в зависимости от того, кто неосознанно придаёт ей смыслы в процессе изучения.
Это делает обычные снимки не только превосходными естественными катализаторами социального общения, но также полезным инструментом в ситуации, когда вербальная коммуникация не является достаточно эффективной (например, в процессе психотерапии). Моменты, запечатлеваемые на снимках, настолько обычны, что люди редко задумываются над тем, что происходит, когда они пытаются осознать увиденное.
Фактическое значение любой фотографии — не столько в её визуальных фактах, столько в том, что эти детали вызывают в уме (и сердце) каждого зрителя. Смотря на снимок, люди спонтанно создают представление, и это может иметь или не иметь значение, исходя из того, что фотограф первоначально намеревался передать.
Таким образом, значение фотоснимка (и заключённое в нём "эмоциональное сообщение") зависит от того, кто смотрит, потому что восприятие людей и уникальные события жизни автоматически создают и определяют то, что они видят как реальность. Поэтому,реакции людей на фотографии, которые они находят особенными, могут фактически показать много о человеке, если задавать правильно вопросы.
В этом может помочь фототерапия — одна из форм арт-терапии, применяемая современными психологами и психотерапевтами. В фототерапии используют как работу с готовыми снимками (из личного фотоархива клиента или из журналов, открыток, просторов Интернета), так и активное создание клиентом авторских снимков.
Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть:
· сочинение историй,
· применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, создание коллажей, инсталлирование готовых снимков в пространство),
· изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними,
· сценическое представление и работа с костюмами и гримом,
· движение и танец,
· художественные описания и т.д..
То есть при дальнейшей работе с фотографией может применяться весь спектр психотерапевтических методик — арт-терапии, сказкотерапии, психодрамы и др.
В фототерапии используются следующие виды изображений:
1. Фотографии, найденные или созданные клиентомс помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и так далее.
2. Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно.
3. Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка.
4. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору.
5. Техника "фото-проекций", которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия.
Важно понимать, что фототерапия, как и любой другой вид арт-терапии, не учитывают эстетическую ценность творчестваклиентов; успех фототерапии заключается в применении фотографии скорее как средства коммуникации, чем эстетических феноменов.
Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи. Обычно клиенты показывают свои снимки психотерапевту, уже зная из опыта, что для их создания не требуется специальных художественных навыков. Поскольку почти все фотографируют или хранят личные снимки, то просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психотерапии часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение — это нормальная социальная практика. Фототерапия рассматривает фотографиюименно как коммуникацию, поэтому ни клиент, ни психотерапевт не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники.
Лучший способ понять фототерапевтическую практику — это помнить, что фотографии обладают метафорическим, символическим языком и говорят с бессознательным без единого слова. Поэтому любой снимок может быть полезен в качестве стимула и катализатора в успешном процессе консультирования.
Фототерапия как и другие арт-терапевтические методы отличается мягкостью и бережностью по отношению к внутреннему миру человека. Это прекрасный способ самопознания и саморазвития, потому что посредством образов мы получаем прямой путь к бессознательному, а следовательно, можем открыть безграничные внутренние ресурсы для движения вперёд
===================================================
Игротерапия.
Все из нас прекрасно представляют себе, что такое игра, и никто не сомневается в её целебных свойствах: не случайно в санскрите смысл слова "игра" связан с понятием радости. Благодаря современным научным изысканиям удалось продёрнуть сквозь нити психотерапевтической основы "игровой" уток — так родился на свет метод игротерапии.
История игротерапии
Мало кто подозревает о том, что идеологи игротерапии ещё в начале XX века выдвигали самые разнообразные теории по поводу описываемого феномена. Так, известный философ Йохан Хёйзинга полагал, что толчком для своевременного развития всей человеческой цивилизациипослужила игра как таковая. По его мнению, игра является исторической универсалией, на которой, как на дрожжах, в своё время взросли первые ростки культуры.
Впоследствии основатель психоанализа Зигмунд Фрейд весьма эффективно использовал игру для работы с пятилетним Гансом, что и описал впоследствии в своей работе "Анализ фобии пятилетнего мальчика". По мнению патриарха психотерапии, именно игра, в основе которой лежит принцип удовольствия, является стимулом для становления и развития личности. Впоследствии Якобу Морено удалось создать метод психодрамы, располагающий арсеналом, в котором числились и ролевые игры.
Опираясь в том числе на данные наработки, Роза Дмитриченко ещё с середины 80-х годов XX веканачала активно разрабатывать метод игротерапии, позволяющий клиенту (будь то взрослый или ребёнок) самостоятельно рассматривать, трогать, щупать, и пробовать на вкус то, что породило тот или иной страх, болезнь, либо же зависимость. Он успешно прижился в лоне отечественной психотерапии и снискал много положительных отзывов.
По своим правилам
Советские психологи подразумевали под игрой определённую форму деятельности, целью которой являлось воссоздание при помощи подручных средств общественного опыта. Сегодня у игротерапии есть множество разновидностей: куклотерапия, песочная терапия, имаготерапия… Все данные разновидности объединяет то, что они нацелены на преобразование окружающей действительности.
Это верно и для авторского метода Розы Дмитриченко. Оперируя игрушками, а также другими бытовыми мелочами, клиент, будь то взрослый, или же ребёнок, воссоздаёт в своём личном пространстве те сценарии, которые его беспокоят и тревожат. Именно поэтому данный метод именуется "психодрамой на столе". Впоследствии терапевт, рассматривая и анализируя данные сценарии, делает возможным знакомство с ними и их доскональную проработку.
Вне зависимости от того, какие рабочие материалы использует терапевт, краски, кубики, или же пластилин, цель его работы заключается в том, чтобы запечатлеть витающий в воздухе живой дух Игры с большой буквы. Главное в данном случае — позволить клиенту лёгко и ненавязчиво воспроизводить те или иные модели поведения, и через это получить доступ к его творческому бессознательному, работая с которым, возможнокорректировать и видоизменять те или иные установки.
Весь мир — театр
Несмотря на то, что игротерапия издавна применялась по отношению к детям, ещё неспособным ввиду возраста освоить "взрослые" техники психотерапевтической работы, этот вид психотерапии целителен и для взрослых. Специалисты в области транзактного анализа считают, что, будучи разновидностью арт-терапии, игротерапия апеллирует к чувствам нашего внутреннего ребёнка.Взывая к его живой непосредственности, обращаясь к его эмоциям, мы получаем возможность проработать многие глубинные проблемы.
Благодаря этому оказывается возможным наладить партнёрские взаимоотношения, преодолеть послеродовую депрессию, побороть различные нервно-психические расстройства — и это относится как к детям, так и ко взрослым. Что же касается конкретно детей, то игротерапия позволяет успешно работать с одарёнными ребятами и находить специальные подходы к малышам, отстающим в развитии, исцелять ранние травмы, преодолевать трудности в обучении — словом, спектр областей её применения безграничен.
Важно, что возможность включаться в игру и наслаждаться ей не связана с показателями возраста личности. Ведь "весь мир — театр, а люди в нём актёры", как говорил Уильям Шекспир. Поэтому игротерапия целительна для всех возрастов, главное — не бояться играть, и отдаваться игре со всей страстью.
===================================================
Сказкотерапия.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Однако сказкотерапия как метод современной психотерапии появился относительно недавно, и дать ему более или менее точное определение сложно в связи с тем, что в различных контекстах оно используется по-разному. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни. Постараемся описать суть метода и области его применения.
Существуют разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение с клиентом выбранной им "любимой" сказки; написание собственной сказки клиентом и дальнейшее обсуждение ее со сказкотерапевтом; инсценировка сказки (как актерская, так и кукольная), арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной сказки; песочная сказкотерапия и многое другое.
На сказкотерапевтической сессии работа специалиста ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов клиента, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете клиентских сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния клиента на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет клиент в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для клиента — это определяет ход сеанса сказкотерапии.
Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям:
1. Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
2. Прогностическоенаправление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.
3. Психокоррекционное (терапевтическое)направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.
Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений психотерапии: психодраммы, гештальт-терапии, арт-терапии, песочной терапиии пр.
Сказкотерапия — это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых клиент не хочет / не может говорить открыто.
Уникальность этого метода психотреапии в том, что клиент находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к терапевту. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности
==================================================
Изотерапия.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Режим работы левого полушария — аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.
Режим работы правого полушария — интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей.
Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей — это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.