Реализация в Казахстане проектов Всемирной организации

Европейское региональное бюро ВОЗ предлагает каждые два-три года издавать в

виде специального раздела планируемой новой публикации - под предварительным

названием “Статистика европейского здравоохранения” - синтезированную сводку всех

данных, получаемых через существующие механизмы. Перед публикацией Региональное

бюро будет проводить широкие письменные консультации с государствами-членами.

Отчетность может осуществляться в следующих формах:

А. оценка итогов работы;

B. подробный план действий;

C.подробный анализ данных и их представление в виде таблиц и графиков;

D. подробный интерпретирующий текст и рабочие резюме.

E. подведение итогов проведенной работы.

10. В рамках какой сети в 22 странах ведется работа по осуществлению политики Здоровье-2020:

А. Глобальная сеть ВОЗ

B. Сети ВОЗ "Регионы здоровья"

C. Сети ВОЗ “Здоровые города”

D. Сеть «Страны третьего мира»

E. Сеть «Ближний восток

Ситуационные задачи:

Задача№1

Аспирант кафедры хирургии медицинского университета, находясь в отпуске, с семьей ехал на собственной машине на дачу. При выезде из города он остановился, так как дорога была перекрыта из-за аварии. Выйдя из машины, он увидел травмированного, лежащего на обочине дороги мужчину в тяжелом состоянии, заметил открытый перелом правой бедренной кости с кровотечением, слышал, как автоинспектор вызывал скорую помощь. Но тут дорогу открыли, и врач, решив, что в данный момент он не может оказать медицинской помощи, продолжил путь.

Вопросы:

1. Обязан ли был врач в данной ситуации оказать медицинскую помощь?

2. Имеются ли основания для привлечения врача к юридической ответственности?

3. Какие причины могут считаться уважительными в случае неоказания медицинской помощи лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с законом?

Задача№2

Больная М., 68 лет, обратилась с заявлением к главному врачу поликлиники с требованием заменить лечащего врача. Она объясняла свое требование тем, что врач невнимателен, недобросовестно относится к своим обязанностям. Главный врач категорически отказал больной в смене врача и предложил обратиться в частную клинику, так как у него все врачи перегружены и не могут быть внимательны к каждому больному.

Вопросы:

1. Оцените правомерность действий главного врача поликлиники.

2. Имеет ли право пациент на выбор лечащего врача?

Задача№3

Узнав из рекламных объявлений местной газеты об успешном применении нового лекарственного препарата, гражданин Д., 59 лет, обратился в эту медицинскую фирму, заплатил за лекарство и стал применять его для лечения. Однако, через неделю в связи с осложнением он прекратил прием и попросил вернуть оставшуюся сумму, ибо все лечение рассчитано на 40 дней. Ему было отказано, и более того предложено, в соответствие с договором, продолжить курс до конца.

Вопросы:
Имеется ли нарушение прав больного и порядка применения новых лекарственных средств?

Раздаточный материал:

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
Информация о ВОЗ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (who.org) является направляющей и координирующей структурой в области международного здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она исполняет ведущую роль при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также мониторинг глобальной ситуации в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения. В 21-м веке охрана здоровья объявлена общей заботой и обязанностью, которая включает обеспечение справедливого доступа людей к основным видам медико-санитарной помощи и общую защиту от транснациональных/трансграничных угроз. Страны-члены обеспечивают деятельность ВОЗ обязательными взносами в регулярный бюджет Организацией, а деятельность определяется Уставом организации и планами (стратегическими, средне- и краткосрочными) и имеет стратегический и технический характер. Выполнение стратегического плана обеспечивается равным правом любого и каждого из 193 государств-членов Организации принимать участие в формировании политики ВОЗ и стратегических направлений ее реализации. Инструментами такого вида сотрудничества служит работа по подготовке и участие в так называемых уставных сессиях Исполнительного комитета (ИК) и Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) и Региональных комитетов (РК).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области здравоохранения. Создана 7 апреля 1948 г.

Управление ВОЗ осуществляется 192 государствами-членами через Всемирную ассамблею здравоохранения, которая состоит из представителей государств-членов ВОЗ.

Офис Специального представителя генерального директора ВОЗ в Москве был образован в декабре 1998 года.

В Уставе ВОЗ здоровье определено как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Цель ВОЗ – достижение всеми народами максимально возможного уровня здоровья.

Направления деятельности ВОЗ в мире

-направлять и координировать международную работу в области здравоохранения

-устанавливать и поддерживать эффективное сотрудничество с правительственными учреждениями, профессиональными группами и иными организациями, занимающимися вопросами общественного здравоохранения

-помогать странам в улучшении медицинского обслуживания и получении соответствующей технической помощи

-осуществлять поддержку административных инициатив в области эпидемиологических и статистических исследований

-разрабатывать соглашения, рекомендации и международные стандарты по вопросам общественного здравоохранения

-предоставлять информацию в области общественного здравоохранения и др.

Направления деятельности

Реализация в Казахстане проектов Всемирной организации - student2.ru

Сотрудники Республиканского научно-производственного центра трансфузиологии, в Астане, Казахстан, во Всемирный день донора крови 2012. Фото: ВОЗ

Приоритетные направления совместной работы приводятся в Двухгодичном соглашении о сотрудничестве (ДСС) на 2012-2013 гг. между Европейским региональным бюро ВОЗ и Министерством здравоохранения Республики Казахстан. Эта рамочная основа для сотрудничества отражает новое перспективное видение Европейского регионального бюро ВОЗ («Улучшить здоровье жителей Европы»), одобренное на шестидесятой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, а также концепции, принципы и ценности, лежащие в основе разработки новой Страновой стратегии ЕРБ ВОЗ и Европейской политики здравоохранения – Здоровье-2020.

Цель ДСС – улучшить здоровье людей, т.е. повысить общий уровень здоровья и сократить неравенства по показателям здоровья среди населения.

Ниже представлены приоритеты на 2012-2013 гг.

Европейская политика здравоохранения – Здоровье-2020

Казахстан планирует обеспечить использование стратегического системного подхода к разработке политики в области здравоохранения на основе принципа «общегосударственного» и «общесекторального» подходов к охране здоровья населения, что обеспечит участие всех соответствующих секторов в работе по устранению коренных причин заболеваний. Такой подход также направлен на то, чтобы обеспечить эффективную направленность политики и стратегии в области здравоохранения на устранение разрыва в показателях здоровья внутри стран и между странами.

Для достижения этих целей необходимо регламентировать оценку деятельности системы здравоохранения и усилить потенциал для ведения непрерывного мониторинга реализации стратегии и ее корректировки.

Укрепление систем здравоохранения и охрана общественного здоровья

Ожидаемые результаты:

-прийти к эффективной, результативной системе здравоохранения, в которой будут выполнены ключевые задачи по охране здоровья;

-обеспечить равный доступ к доступным по цене, качественным и безопасным медицинским услугам для всех групп населения, особенно в отдаленных районах и сельской местности;

-обеспечить способность структуры и функций служб общественного здравоохранения решать существующие в стране проблемы в отношении охраны общественного здоровья (инфекционные болезни, гигиена окружающей среды, неинфекционные заболевания).

Стратегия достижения поставленных задач заключается в синхронизации мер реформирования:

-разработка стратегии в области кадровых ресурсов, являющейся конкурентоспособной и способной адаптироваться к изменениям в приоритетах и направленной на достижение целей, стоящих перед реформированием системы здравоохранения;

-укрепление организаций, ответственных за качество и безопасность технологий здравоохранения;

-укрепление первичной медико-санитарной помощи и диверсификация портфеля услуг для соответствия основным задачам здравоохранения, в том числе по охране психического здоровья.

Неинфекционные заболевания, укрепление здоровья и здоровый образ жизни

Планируется снижение бремени неинфекционных заболеваний за счет сокращения предотвращаемой заболеваемости и смертности вследствие основных причин и увеличения продолжительности жизни. Это подразумевает сокращение распространенности табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков, а также улучшение питания, сокращение заболеваемости, смертности и инвалидности вследствие внешних причин, таких как дорожно-транспортные происшествия, травматизм и самоповреждения, насилие.

Основу достижения поставленных задач составляют:

-улучшение услуг по укреплению здоровья и привлечению сообщества;

-повышение квалификации и возможностей служб первичной медико-санитарной помощи (в том числе квалификации и компетентности персонала) для предоставления целого ряда услуг, включая проведение скрининговых мероприятий, и работа по факторам риска и охране психического здоровья;

-наращивание потенциала по борьбе с потреблением табака и алкоголя, включая обмен международным опытом;

-оперативные исследования новых вмешательств, таких, как вмешательства в области сердечнососудистых заболеваний и другие скрининговые мероприятия для обеспечения усвоения полученного опыта и его применения в совершенствовании мер политики и в обмене международным опытом.

Инфекционные болезни, безопасность общественного здоровья и окружающая среда

Планируется, что результатом явится такая система здравоохранения, которая эффективно реагирует на различные чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении, включая вспышки инфекционных болезней и высокое бремя таких инфекционных болезней, как туберкулез (туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и ВИЧ, а также прочих возбудителей инфекции, приводящих к высокому бремени болезней (гепатит С), и на риски, связанные с санитарным состоянием окружающей среды, а также угрозы, связанные, в том числе, со стихийными бедствиями.

Этот результат будет достигаться за счет укрепления потенциала для служб общественного здравоохранения, включая:

-потенциал для лабораторного надзора за заболеваниями, обладающими эпидемическим потенциалом, и прочими заболеваниями;

-потенциал для обеспечения безопасности пищевых продуктов и борьбы с зоонозами (включая лаборатории и сотрудничество с другими отраслями);

-потенциал для обнаружения и мониторинга устойчивости к противомикробным препаратам;

-поддержание высоких показателей иммунизации и статуса страны, свободной от полиомиелита;

-укрепление потенциала для борьбы с туберкулезом (МЛУ-ТБ) и ВИЧ-инфекцией, в том числе в закрытых сообществах (тюрьмах).

Информация, фактические данные, научные исследования и инновации в области здравоохранения

Планируется повышение качества медицинской информации и анализа ситуации в здравоохранении, а также использование единой информационной системы здравоохранения, способствующей стратегическому и оперативному принятию решений, мониторингу состояния здоровья, в том числе мониторингу тенденций внутри страны и в сравнении с другими странами.

Такого результата можно достичь посредством:

оценки существующей информационной системы здравоохранения и содействия в подготовке плана интегрированной информационной системы здравоохранения, что позволит вести горизонтальный обмен данными по различным национальным базам данных;

развития потенциала эффективного использования /применения Международной классификации болезней (МКБ-10);

использования средств для повышения качества демографической и медицинской статистики.

Проекты ВОЗ

Проекты Всемирной организации здравоохранения, реализованные НЦПФЗОЖ

С 1999 года внедрение проекта «Здоровые города». В 2002 году Казахстан вступил в Европейскую сеть «Здоровые города». Всего в проекте участвуют 13 городов.

С 1998 года внедрен проект «Школы, способствующие укреплению здоровья». В 2013 году всего функционирует 850 школ.

С 2000 года внедрен проект «Здоровые университеты», в настоящее время входит 57 высших учебных заведений.

В 2001 году начат проект «Больницы, способствующие укреплению здоровья», в 2002 году Казахстан был принят в Европейскую сеть. В данном проекте участвует 55 лечебно-профилактических организаций.

С 2002 года реализуется проект «Здоровые рабочие места», принимает участие 48 предприятий из 11 регионов страны.

Проект по сохранению и укреплению здоровья сельского населения в Казахстане реализуется под названием «Здоровые аулы». В данном проекте принимают участие более 300 аулов.

Реализация в Казахстане проектов Всемирной организации

Наши рекомендации