Ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря с микцией

Министерство здравоохранения России

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Техника взятия материала для лабораторных исследований.

Подготовка к рентгенологическому

И интраскопическому обследованиям.

Учебно-методические рекомендации

к клиническому практическому занятию № 2.11

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета

по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

.

Иркутск

ИГМУ

УДК [612.08-616—73.7]-053.2(075.8)

ББК 57.3-4я73

С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 3 от 15.11.2012 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед.наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Решетник Л.А. – зав. каф.детских болезней с детскими инфекциями ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. Врач РФ

Киклевич В.Т. - д-р мед.наук, проф. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Техника взятия материала для лабораторных исследований. Подготовка к рентгенологическому и интраскопическому обследованиям./сост.: В.Г. Савватеева;ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 9с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами.

Рекомендации предназначены для студентов педиатрического факультета медицинского вуза. Учебное пособие содержит аннотации к темам, ситуационные задачи, тестовый контроль.

УДК [612.08-616—73.7]-053.2(075.8)

ББК 57.3-4я73

© Савватеева В.Г., 2012

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012

Содержание

№ № Наименование Стра-ница
Актуальность темы
Учебные и воспитательные цели
Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки
Вопросы для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
Исходный контроль знаний
Краткая аннотация
 
 
 
 
 
 
 
Тестовый контроль итоговый
Ситуационные задачи
Список литературы

Тема:Техника взятия материала для лабораторных исследований. Подготовка к рентгенологическому и интраскопическому обследованиям.

Актуальность темы:

Высокая частота поражений пищеварительной системы у детей диктует необходимость изучения современных лабораторно-инструментальных методов исследования этой системы. Знание характеристик основных лабораторно-инструментальных методов исследования ЖКТ, умение оценивать результаты является обязательным для диагностики заболеваний пищеварительного тракта у детей различного возраста.

3.Учебные и воспитательные цели:

3.1.Общая цель занятия – уточнить, дополнить и закрепить знания студентов по лабораторно-инструментальным методам исследования органов пищеварения у детей.
3.2.Частные цели занятия:

Студент должен знать:

-эндоскопические методы исследования пищеварительной системы у детей;
-рентгенологическое исследование органов пищеварения у детей: исследование пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника;

-методы функционального и биохимического исследования печени и желчевыводящих путей у детей: фракционное дуоденальное зондирование; значение определения билирубина, исследования углеводной, белково-синтетической, экскреторной, жировой, дезинтоксикационной функции печени; рентгенологическое исследование гепато-билиарной системы;

-клинико-лабораторные синдромы поражения печени;

-методы исследования кишечного пищеварения и абсорбции у детей;

-копрологическое исследование.

Студент должен уметь:

-оценить результаты фракционного дуоденального зондирования;

-оценить результаты копрологического исследования;

-оценить результаты биохимического анализа крови (общий белок и белковые фракции, билирубин, АСТ, АЛТ, ЛДГ, ЩФ, холестерин, глюкоза, общие липиды, мочевина);

-оценить рентгенограммы детей различного возраста с поражениями ЖКТ.

-определить симптомы Мерфи, Георгиевского, Мюсси, Ортнера-Грекова, Лепине, Менделя, наличие свободной жидкости в брюшной полости;

-провести перкуссию границ печени, селезенки;

-определить размеры печени по Курлову;

-провести аускультацию живота.

Аннотация

Достоверность и информативность результатов рентгенологических, эндоскопических и ультразвуковых методов исследования органов пищеварительной системы в немалой степени зависят от качества подготовки больных к проведению этих исследований. Так, рентгенологическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки позволяет уточнить форму этих органов, их положение, состояние рельефа слизистой оболочки, тонус, перистальтику и играет важную роль в распознавании язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, опухолей и других заболеваний.

Раньше перед рентгенологическим исследованием желудка во всех случаях считалось необходимым проведение специальной подготовки – соблюдения диеты с исключением продуктов, способствующих метеоризму, постановки очистительных клизм накануне вечером и утром в день исследования. Сейчас общепринятой является точка зрения, что больные с нормальной функцией кишечника не требуют никакой специальной подготовки к рентгенологическому исследованию желудка.

Только при резко выраженном метеоризме и упорных запорах рекомендуется очистительная клизма за 1,5–2 ч до исследования. При наличии в желудке больного большого количества жидкости, слизи, остатков пищи (например, при органическом сужении выходного отдела желудка) следует промыть желудок за 2–3 ч до исследования.

В качестве контрастного вещества при рентгенологическом исследовании желудка и двенадцатиперстной кишки используют взвесь сульфата бария, которую готовят из расчета 100г порошка на 80мл воды. Для рентгенологического исследования желчного пузыря и желчевыводящих путей применяют чаще всего два основных метода: холецистографию (рентгенологическое исследование желчного пузыря с предварительным пероральным приемом рентгеноконтрастного препарата) и холеграфию (рентгенологическое исследование желчных протоков с внутривенным введением контрастного вещества).

Перед проведением холецистографии и холеграфии пациент в течение трех дней должен соблюдать диету для предупреждения метеоризма. Скопления газа в кишечнике дают при рентгенологическом изображении округлые очаги просветления и могут накладываться на тень желчного пузыря, затрудняя правильную трактовку данных.

Обязательных очистительных клизм, равно как и так называемых «жирных завтраков» накануне исследования, не требуется. Очистительную клизму ставят лишь при выраженном метеоризме.

При холецистографии больной накануне исследования принимает рентгеноконтрастный йодсодержащий препарат (холевид и др.) из расчета 1г на 20кг массы тела больного, запивая сладким чаем, по 0,5г через каждые 5мин в течение получаса. Контрастное вещество, попадая в печень, выделяется с желчью и накапливается в желчном пузыре.

При этом максимальная концентрация препарата в желчном пузыре наблюдается через 15–17ч после приема.

Поэтому, если холецистография назначена на 9-10ч утра, то препарат следует принять накануне вечером в 17–19ч. Больных предупреждают о возможности появления у них тошноты и жидкого стула после приема этих препаратов.

На следующий день делают рентгенограммы желчного пузыря.

При анализе рентгенограмм оценивают интенсивность тени желчного пузыря, его форму, величину, положение, наличие или отсутствие деформации и конкрементов (камней) и др. Для уточнения двигательной функции желчного пузыря больному дают желчегонный завтрак (2 сырых яичных желтка или 20г сорбита в 100–150мл воды), после чего через 30–45мин (лучше серийно, через каждые 15мин) делают повторные снимки и определяют сократительную способность желчного пузыря. При проведении холеграфии контрастное вещество (билигност, билитраст и др.) вводят внутривенно.

С учетом возможности аллергических реакций вначале вводят пробную дозу (1–2 мл) 50% раствора билигноста или билиграфина, подогретого до температуры тела. При отсутствии через 5-10мин аллергических реакций (зуда, озноба) медленно вводят основную часть препарата.

Интенсивное наполнение протоков происходит после дополнительного введения больному 0,5мл 1 % раствора морфина. Снимки проводят через 20, 30–40 и 45–60мин после введения контрастного препарата.

На рентгенограммах оценивают размеры, контуры, просвет внутри– и внепеченочных желчных протоков, наличие или отсутствие в них конкрементов, уточняют концентрационную и сократительную функции желчного пузыря.

Для более точного определения состояния общего желчного протока холеграфию часто дополняют проведением рентгенологического исследования двенадцатиперстной кишки (дуоденография).

Холецистографию не проводят при тяжелых поражениях печени, повышенной чувствительности к йоду, а холеграфию, кроме того,– при острых воспалительных заболеваниях желчных протоков, протекающих с повышением температуры (холангитах), выраженной гиперфункции щитовидной железы. Рентгенологическое исследование толстой кишки (ирригоскопия) проводят с помощью контрастной клизмы.

Это исследование позволяет определить форму, положение, состояние слизистой оболочки, тонус и перистальтику тех или иных отделов толстой кишки и играет большую роль в распознавании различных заболеваний – опухолей, полипов, дивертикулов, кишечной непроходимости. Накануне исследования больному дают перед обедом 30г касторового масла, вечером ставят очистительную клизму, лучше дважды с интервалом в 1ч. Больной не ужинает.

Утром больному дают легкий завтрак и снова ставят две очистительные клизмы. Иногда больному перед ирригоскопией забывают дать касторовое масло, в результате чего, несмотря на очистительные клизмы, он оказывается неподготовленным к исследованию, поскольку с помощью клизм освобождаются только нижние отделы толстой кишки.

В качестве контрастного вещества используют взвесь сульфата бария (400г порошка на 1600мл воды), которую лучше всего готовить в электросмесителе. Подогретую до температуры тела взвесь вводят с помощью клизмы.

Эндоскопические методы исследования позволяют с помощью специального оптического прибора (эндоскопа) осмотреть слизистую оболочку пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки (эзофагогастродуоденоскопия), прямой и сигмовидной кишки (ректороманоскопия), толстой кишки (колоноскопия), органы брюшной полости (лапароскопия).

А также провести в необходимых случаях биопсию (взять кусочек ткани) с последующим гистологическим исследованием, осуществить лечебные манипуляции (например, обкалывание язвенного дефекта лекарственными препаратами, облучение его гелий-неоновым лазером, удаление небольших полипов, конкрементов, находящихся в общем желчном протоке и т.д.). Специальной подготовки больных для эзофагогастродуоденоскопии не требуется. Плановую гастроскопию проводят утром, натощак. Экстренную гастроскопию (например, при желудочном кровотечении) выполняют в любое время суток. За 30мин до исследования больному вводят подкожно 1мл 0,1% раствора атропина, непосредственно перед исследованием проводят местную анестезию слизистой оболочки глотки раствором дикаина. После эзофагогастродуоденоскопии в течение 1–1,5ч больным не разрешают принимать пищу (до полного восстановления нормального глотания). Если бралась биопсия, пищу в этот день дают холодной.

Подготовка к ректороманоскопии включает в себя постановку очистительных клизм накануне вечером и утром за 1,5–2 ч до исследования. При острых воспалительных заболеваниях, например дизентерии, а также при значительной кровоточивости слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки исследование проводят без предварительной подготовки.

Подготовка к колоноскопии аналогична подготовке при ирригоскопии. Накануне исследования днем больному дают 30–50мл касторового масла, вечером и утром (за 2ч до исследования) повторно ставят очистительную клизму. При необходимости проведения экстренной колоноскопии (при подозрении на непроходимость толстой кишки) подготовку ограничивают сифонной клизмой. Через Ѕ-1 ч после нее проводят колоноскопию.

Для диагностики заболеваний органов пищеварения используют ультразвуковое исследование (эхографию), применение которого основано на том, что разные среды организма обладают неодинаковыми акустическими свойствами и по-разному отражают излучаемые аппаратом ультразвуковые сигналы. С помощью ультразвукового исследования можно определить положение, форму, размеры, структуру различных органов брюшной полости – печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, выявить опухоли, кисты и т.д. Как правило, эхографию органов брюшной полости проводят натощак. Подготовка к ней сводится к борьбе с метеоризмом, так как скопление газов в петлях кишечника затрудняет ультразвуковую визуализацию органов. С целью устранения метеоризма в течение 2–3 дней перед исследованием больным назначают прием активированного угля или карболена (по 0,5–1,0г 3–4 раза в день), а также (по показаниям)– прием ферментных препаратов, например, фестала.

Конкретные цели Исходный уровень знаний-умений
Уметь
1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка острых респираторных инфекций, острых бронхитов. 1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).
2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска. 2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).
3. Выявить самые информативные признаки острых респираторных инфекций, острых бронхитов при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании. Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).
4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий. 4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии: диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии); медикаментозной (кафедра фармакологии); физиотерапии и лечебной физкультуры (кафедра физиотерапии и ЛФК).
5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.

При наблюдении за ребенком в стационаре, особенно в условиях специализированных отделений, медицинской сестре большое внимание приходится уделять подготовке детей к проведению разнообразных инструментальных обследований, необходимых для постановки точного диагноза и назначения правильного лечения.

Рентгенологическое исследование желудка и тонкой кишки.При плановом рентгенологическом исследовании желудка и тонкой кишки за 2-3 дня из диеты исключают продукты, способствующие газообразованию и вызывающие метеоризм: черный хлеб, картофель, бобовые, квашеную капусту, молоко, большое количество фруктов. Накануне исследования ужин должен быть не позднее 20 ч. Утром в день исследования ребенок не должен пить и есть. Вечером накануне и утром в день исследования (не позднее чем за 2 ч до его начала) ставят очистительную клизму. При наличии большого количества газов клизму повторяют за 30 мин перед исследованием. В экстренных случаях (подозрение на кишечную непроходимость, кровотечение и т.п.) подготовка к рентгенологическому исследованию верхних отделов пищеварительного тракта не проводится.

Рентгенологическое исследование пищевода.Подготовка к исследованию аналогична той, которую проводят перед исследованием желудка и тонкой кишки. Для выявления несостоятельности пищеводно-желудочного перехода ребенка обследуют в положении Тренделенбурга, при котором таз расположен выше головы.

Рентгенологическое исследование толстой кишки.Исследование проводят спустя 24 ч после введения контрастного вещества через рот. Такой осмотр толстой кишки не требует специальной подготовки. Основным способом исследования является ирригоскопия, когда толстую кишку заполняют бариевой взвесью через прямую кишку. В течение 2-3 дней исключают из рациона продукты, вызывающие газообразование, особенно фрукты, овощи и молоко. Пища должна

быть отварной и легкоусвояемой. При наличии упорного метеоризма ребенку дают 3 раза в день настой ромашки, после ужина ставят газоотводную трубку. Накануне ирригоскопии перед обедом больной принимает касторовое масло (от 5 до 15 г в зависимости от возраста), вечером с интервалом в 1 ч ему дважды ставят очистительную клизму. Утром дают легкий завтрак и дважды с перерывом в 30 мин делают очистительные клизмы. При необходимости за 1 ч до исследования вставляют газоотводную трубку.

Рентгенологическое исследование желчевыводящих путей.Исследование желчных путей (холецистография) осуществляется путем введения в организм контрастного вещества и выполнения серии последующих рентгеновских снимков. Различают оральную (в настоящее время не проводится в связи с приостановкой выпуска йодсодержащих веществ в таблетках) и внутривенную холецистографию.

Для этого рентгеноконтрастное вещество вводят внутривенно. Накануне исследования проверяют чувствительность больного к контрастному веществу. Появление зуда, сыпи, озноба, головной боли, повышение температуры тела и прочие симптомы свидетельствуют о непереносимости препаратов йода. В этом случае холецистография не проводится. В остальном подготовка аналогична подготовке к оральной холецистографии.

Рентгенологическое исследование мочевыводящей системы.Для рентгенологического исследования почек и мочевых путей внутривенно вводят контрастные йодсодержащие вещества. Чувствительность к этим препаратам проверяют внутривенным введением 0,5-1,5 мл вещества накануне исследования.

Медицинская сестра должна наблюдать за возможным появлением побочных реакций, которые заключаются в возникновении чувства жара, головокружения, тошноты, рвоты, сердцебиения, появления крапивницы, и сообщить о них лечащему врачу.

 

С целью снижения газообразования в кишечнике, которое может помешать исследованию, исключают продукты, содержащие в большом количестве клетчатку, а также молоко. Вечером и утром за 2 ч до исследования ставят очистительные клизмы. Перед исследованием ребенок должен помочиться. Если при выполнении обзорного снимка в кишечнике определяется большое количество газа, то очистительную клизму необходимо повторить.

Эзофагогастродуоденоскопия.Подготовка ребенка заключается в том, что утром в день исследования нельзя употреблять пищу и

пить жидкость. В экстренных случаях, например при желудочнокишечном кровотечении или попадании инородного тела внутрь, эзофагогастродуоденоскопия проводится без учета приема пищи ребенком. После окончания процедуры прием пищи разрешается через 1-11/2 ч.

Колоноскопия.При плановом исследовании подготовку начинают за 2-3 дня, при этом из рациона исключают продукты, способствующие газообразованию. Назначают аглиадиновую диету, состоящую из мяса, рыбы, белкового омлета, риса, гречки. Накануне исследования после обеда дают касторовое масло, вечером дважды с интервалом в 1-1,5 ч ставят очистительную клизму. Ужин разрешают детям младшего возраста, страдающим сахарным диабетом и тяжелыми формами нарушенного кишечного всасывания. Утром за 1-2 ч до колонофиброскопии делают очистительную клизму, после которой детям с метеоризмом ставят газоотводную трубку на 10-15 мин. Для подростков вариантом подготовки к исследованию может быть назначение «Эндофалька» peros (назогастрально) по схеме: 200 мл каждые 10 мин или около 1 л в час. Обычно принимают до 3 л свежеприготовленного раствора вечером или за 4 часа до проведения колоноскопии. При необходимости по экстренным показаниям в случае желудочно-кишечного кровотечения колонофиброскопию делают без подготовки.

 

Ректороманоскопия.Подготовка ребенка заключается в применении очистительной клизмы вечером и утром перед исследованием. В случае упорных запоров в течение нескольких дней дают солевые слабительные (15 % раствор сульфата магния по 0,5-1,0 столовой ложки 3 раза в день), ежедневно ставят клизмы.

Капсульная эндоскопия.Подготовка к исследованию не представляет каких-то особых сложностей для ребенка, тем более для подростка. Основное требование - не следует принимать пищу за 8 ч до начала исследования и в течение 2 ч после приема капсулы. Далее во время проведения исследования, которое занимает примерно 8 ч, обследуемый ребенок может вести обычный образ жизни - играть, читать, принимать пищу и т.д.

Видеокапсула - маленькая, цилиндрической формы «таблетка» размером 11x26 мм, изготовленная из биополимера, то есть материала, который не подвергается изменениям в желудочно-кишечном тракте. Предполагается ее одноразовое применение. Медицинская сестра надевает на исследуемого пояс с регистрирующим устройством, на определенные точки живота по специальному шаблону при-

крепляет 8 датчиков. Капсулу глотают, как обычную таблетку, она продвигается по пищеварительному тракту благодаря перистальтике и выходит из организма естественным путем. Во время продвижения капсулы осуществляется видеосъемка с частотой 2 кадра в секунду. Полученная информация через принимающие сенсоры передается на записывающее устройство.

Эндоскопическое исследование с использованием видеокапсулы имеет ограничения при использовании у больных с подозрением на кишечную непроходимость, при наличии водителя сердечного ритма и других электромеханических имплантатов. Необходимо помнить об опасности нахождения обследуемого вблизи мощных источников электромагнитного излучения (магнитно-резонансный томограф) из-за возможности повреждения желудочно-кишечного тракта и самой капсулы.

 

Лапароскопия.Подготовка ребенка к лапароскопии заключается в проведении предварительного рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта, определении свертываемости крови, протромбинового индекса и времени кровотечения. Накануне вечером ставят очистительную клизму, утром больного не кормят.

Бронхоскопия.Исследование проводится после легкого завтрака, через 2-3 ч или натощак.

После проведения эндоскопических исследований могут возникать осложнения: обморочное состояние, нежелательные (побочные) реакции на введение анестезирующих веществ, кровотечения. Медицинская сестра должна внимательно следить за состоянием детей и при появлении неблагоприятных симптомов поставить в известность врача.

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости.Подготовка к исследованию осуществляется с целью уменьшения метеоризма и включает 2-дневное соблюдение диеты с ограничением продуктов, содержащих значительное количество клетчатки (черный хлеб, бобовые, сырые овощи и фрукты и пр.), по показаниям молоко. Накануне назначают карболен (от 3 до 5 таблеток в сутки), полифепан (1/2 чайной ложки гранул заливают 1/4 стакана воды), эспумизан, полиферментные препараты. Исследование проводят утром строго натощак. Очистительную клизму ставят по назначению врача, обычно непосредственно в день исследования.

Детей до 3 лет не обязательно исследовать в утренние часы. Обычно достаточно выдержать паузу в приеме пищи, то есть подождать после последнего приема пищи 3-4 ч, для детей от 3 до 6 лет - 4-5 ч, для детей старше 6 лет - не менее 6 ч.

Ультразвуковое исследование органов грудной полости.Специальной подготовки не требуется. Исследование проводят в утреннее время, желательно натощак.

Ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря с микцией.

 

Исследование проводится натощак. Мочевой пузырь должен быть заполнен в начале исследования только до появления первых позывов к мочеиспусканию. Перерастянутый мочевой пузырь нарушает нормальный процесс мочеиспускания и искажает результаты ультразвукового исследования. В любом случае перед исследованием ребенок не должен мочиться, а вопрос о времени микции будет решать врачисследователь.

Ультразвуковое исследование матки, яичников у девочек.Обязательная очистительная клизма накануне исследования, но без применения слабительных средств. В течение всего дня перед исследованием девочка должна пить активированный уголь или другие сорбенты, чтобы удалить имеющиеся в кишечнике газы. Мочевой пузырь на момент исследования должен быть максимально наполнен.

Радиоизотопные методы исследования.Исследования с применением указанных методов осуществляеют в специализированных отделениях. Методики радиографии и динамической сцинтиграфии обычно не требуют специальной подготовки больного. Исследование легких, сердца, печени, почек и других органов обычно проводится утром натощак. Однако при использовании радиофармацевтических препаратов, содержащих некоторое количество свободного 131I, например гиппурана, рекомендуется до обследования блокировать щитовидную железу приемом 3-5 капель раствора Люголя 3 раза в день в течение 3х дней.

Наши рекомендации