Острый гнойный лактационный мастит
Лактационный мастит - воспаление молочной железы в послеродовом периоде на фоне лактации. Обычно заболевание возникает в первые 2—3 нед после родов. Значительно чаще (77,6%) маститом болеют первородящие женщины.
Этиология
Возбудителем гнойного мастита в 90,8% случаев является золотистый стафилококк. Молочные железы обычно инфицируются в родильном стационаре, где стафилококк может длительно (до 130 дней) сохранять свою вирулентность в воздухе, на белье и различных предметах. Входными воротами инфекции могут быть устья молочных протоков, реже - трещины и экскориации сосков. Единого
мнения о непосредственном источнике инфицирования молочных желез нет. Однако большинство авторов считают, что им является новорожденный, который передает инфекцию матери при кормлении. Ребенок же инфицируется от медицинского персонала, белья и предметов ухода за ним. Возможно инфицирование молочных желез и без участия новорожденного. При сочетании значительного обсеменения молочной железы патогенной микрофлорой с какими-либо неблагоприятными факторами (лактостаз, снижение иммунологической реактивности организма родильниц и др.) реальна угроза развития мастита.
Патогенез
Лактостаз возникает при несоблюдении режима кормления ребенка грудью, недостаточном или нерегулярном сцеживании молочных желез и во всех случаях, когда сцеживание молока затруднено. В 85,8 % случаев он предшествует маститу. При лакто-стазе количество микробов в молочных протоках увеличивается в несколько раз, одновременно нарушаются венозное кровообращение и лимфоот-ток в молочной железе. Если лактостаз не купирован в течение 3-4 сут, то в большинстве случаев возникает мастит.
Трещины сосков обнаружены нами у 13,5% больных гнойным маститом. Основными причинами их возникновения являются несоответствие между избыточным отрицательным давлением в ротовой полости ребенка и растяжимостью ткани соска, а также длительный и частый контакт соска с лифчиком, промокшим молоком. Молоко вызывает раздражение и мацерацию кожи, что способствует образованию или прогрессированию имеющихся микроповреждений соска и трещин. Кроме того, на появление трещин оказывают влияние втянутые соски, их неподвижность и недостаточная эрекция, несоблюдение времени кормления ребенка. Трещины сосков существенно нарушают функцию молочных желез, вынуждают женщин из-за болей недостаточно сцеживать их, что в свою очередь приводит к лактостазу. У всех больных гнойным маститом снижена реактивность иммунной системы.Известно, что при нормально протекающей беременности происходят существенные изменения в иммунной системе женщин, характеризующиеся ее угнетением, возрастанием активности факторов, блокирующих реакции клеточного иммунитета. Эти изменения являются закономерной реакцией, способствующей длительному сосуществованию двух генетически разных организмов -матери и плода, обеспечивающей нормальное течение беременности и родов. Все показатели реактивности иммунной системы родильницы восстанавливаются к 7-м суткам после родов. Однако при осложненном течении беременности или родов, а также при экстрагенитальной патологии происходят еще более глубокие и длительные по времени изменения иммунной системы родильницы. В то же время, как установлено нами, у больных гнойным маститом беременность или роды в 84,4% случаев протекали с различными осложнениями. Неблагоприятным фактором для нормального восстановления иммунологической реактивности является интоксикация, обусловленная развитием гнойного мастита.
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
Классификация
По характеру воспалительного процесса различают негнойные (серозный и инфильтративный) и гнойные (абсцедирующий, инфильтративно-аб-сцедирующий, флегмонозный и гангренозный) формы острого лактационного мастита. В зависимости от локализации очага воспаления мастит бывает подкожным, субареолярным, интрамам-марным, ретромаммарным и тотальным, когда поражаются все отделы молочной железы.
Клиническая семиотика
Клинику и течение воспалительного процесса при мастите определяют особенности анатомического строения и резкое усиление функциональной активности молочной железы в послеродовом периоде. Молочная железа имеет дольчатое строение, большое количество естественных полостей, широкую сеть молочных протоков, обилие жировой клетчатки. Поэтому воспалительный процесс плохо отграничивается и имеет склонность к распространению на соседние участки. Кроме того, для мастита характерен быстрый переход серозной и инфильтративной стадии в гнойную, а также затяжной характер течения гнойно-воспалительного процесса.
Заболевание начинается остро. В первые часы развития мастита появляется чувство тяжести в молочной железе, затем - боль. Ухудшается самочувствие больных, появляется слабость, повышается температура тела до 37,5—38,0°С. Железа незначительно увеличивается в объеме, гиперемия кожи умеренная или едва заметная. Сцеживание молока болезненное и не приносит облегчения, количество молока уменьшается. При пальпации определяются болезненность и умеренная инфильтрация тканей железы без четких границ, дольки ее теряют зернистую структуру. При прогрессировании процесс переходит из серозной стадии в инфильтра-тивную, когда в молочной железе начинает пальпироваться болезненный инфильтрат с четкими границами. Гиперемия кожи не усиливается, отека ее нет. При неэффективном или несвоевременном лечении через 3-4 дня от начала заболевания воспалительный процесс приобретает гнойный характер.При этом значительно ухудшается самочувствие больных, нарастает слабость, снижается аппетит, ухудшается сон. Температура тела чаще в пределах 38-40°С. Появляются озноб, потливость, бледность кожных покровов. Значительно усиливаются боли в молочной железе, которая напряжена, увеличена в размерах, с выраженной гиперемией и отечностью кожи. Инфильтрат резко болезненный при пальпации, увеличивается в размерах. В центре инфильтрата может появиться участок размягчения, а при наличии крупной гнойной полости — флюктуация. Молоко сцеживается с трудом, небольшими порциями, часто с ним выделяется гной. Количество лейкоцитов в крови повышается до 10 000-20 000, у 72,2% больных был снижен гемоглобин до 80-90 г/л, в моче появляются белок и гиалиновые цилиндры.
Диагностика
Основанием для оперативного лечения являются сочетание высокой температуры тела и наличие плотного болезненного инфильтрата в тканях мо-
лочной железы. В то же время следует отметить, что при лактостазе температура тела может повышаться до 39—40°С. Это объясняется повреждением молочных протоков, всасыванием молока и его пиро-генным действием. Диагностика гнойного мастита на фоне выраженного лактостаза иногда затруднительна. Поэтому при лактостазе вопрос об оперативном лечении следует решать в течение 3—4 ч после тщательного сцеживания молока. Перед сцеживанием обязательно делаем ретромаммарную но-вокаиновую блокаду и внутримышечную инъекцию 2 мл но-шпы (за 20 мин) и 0,5 мл окситоцина или питуитрина (за 1-2 мин). Если имеется только лактостаз, то после опорожнения молочной железы боли в ней исчезают, пальпируются небольшого размера безболезненные дольки с четкими контурами и мелкозернистой структурой, снижается температура тела. Если на фоне лактостаза имеется гнойный мастит, то после сцеживания в тканях железы продолжает определяться плотный болезненный инфильтрат, сохраняется высокая температура тела, самочувствие больных не улучшается.
При длительности заболевания менее 3-х сут температуре тела до 37,5°С, удовлетворительном состоянии больных, наличии инфильтрата в пределах одного квадранта железы и отсутствии других местных признаков гнойного воспаления возможна консервативная терапия. При отсутствии положительной динамики в течение 2-х сут консервативной терапии показано оперативное лечение.
При длительности заболевания более 3-х сут консервативная терапия возможна только при удовлетворительном состоянии больных, нормальной температуре тела, наличии инфильтрата, занимающего не более одного квадранта железы без местных признаков гнойного воспаления, неизмененных показателях общего анализа крови и отрицательных данных пункции инфильтрата. При отсутствии положительной местной динамики процесса в течение максимум 3-х сут от начала лечения, также показана операция - иссечение нерассасывающегося инфильтрата, в толще которого в этих случаях часто обнаруживают мелкие абсцессы с густым гноем.
При выраженных симптомах воспаления диагностика мастита не вызывает затруднений. В то же время, по нашим данным, в 13,8% случаев из-за недооценки ряда симптомов, характерных для гнойного процесса и переоценки отсутствия таких симптомов, как флюктуация и гиперемия кожи, больные лечились в поликлинике консервативно на протяжении от 5 дней до 2 мес после развития у них гнойного мастита. В 9,8% случаев в результате длительной антибактериальной терапии при имевшемся абсцедирующем или инфильтративно-аб-сцедирующем мастите возникает "стертая" форма заболевания, когда клинические проявления не соответствуют истинной тяжести воспалительного процесса в тканях молочной железы. В этих случаях температура тела бывает нормальной или слегка повышается к вечеру, а отдельные местные признаки гнойного воспаления не выражены или отсутствуют. Однако молочная железа остается умеренно болезненной как в покое, так и при пальпации, а в тканях ее определяется инфильтрат. Из анамнеза удается выяснить, что в первые дни заболевания температура тела была у таких больных высокой, у
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
многих определялись гиперемия кожи и выраженный отек молочной железы. Эти признаки воспалительного процесса купировались при назначении антибиотиков, но инфильтрат сохранял прежние размеры или постепенно увеличивался.
При инфильтративно-абсцедирующем мастите, который встречается в 53,8% случаев, инфильтрат состоит из множества мелких гнойных полостей по типу "пчелиных сот" и симптом флюктуации определяется только у 4,3% больных. По этой же причине при диагностической пункции инфильтрата редко удается получить гной. Ее диагностическая ценность значительно повышается при "стертой" форме абсцедирующего мастита.
Лечение
Больные с гнойным маститом должны быть госпитализированы в стационар, где под наркозом выполняется операция. Основными принципами хирургического лечения острых гнойных лактационных маститов являются выбор рационального доступа к гнойному очагу, его радикальная хирургическая обработка, наложение дренажно-промывной системы, закрытие раны первичным швом, постоянное капельное промывание раны раствором антисептиков в послеоперационном периоде.
При выборе доступа к гнойному очагу учитываются локализация и распространенность процесса, анатомические и функциональные особенности молочной железы. С нашей точки зрения, следует полностью отказаться от радиальных разрезов,при выполнении которых в верхних квадрантах остаются рубцы, недостаточно скрываемые одеждой, а в нижних часто возникает рубцовая деформация молочной железы. В зависимости от локализации процесса целесообразно выполнять следующие разрезы: параллельно и несколько отступя от края ареолы (при субареолярном мастите и локализации гнойника в верхневнутреннем квадранте); параллельно и на 2 см выше нижней переходной складки молочной железы (при локализации гнойника в нижних квадрантах); по ходу нижней переходной складки (при ретромаммарном мастите); дугообразно по наружному основанию молочной железы (при локализации процесса в наружных квадрантах).
После выполнения разреза иссекают все нежизнеспособные гнойно-некротические ткани,что ускоряет купирование воспалительного процесса. Критерием полноценно выполненной некрэктомии является появление капиллярного кровотечения из здоровых тканей. Дополнительно гнойную полость промываем растворами антисептиков и вакуумируем электроотсосом. Далее накладываем дренажно-промывную систему, состоящую из разнокалиберных полихлорвиниловых трубок (микроирригатор и дренаж), имеющих боковые отверстия для орошения гнойной полости растворами антисептиков и оттока промывной жидкости. Микроирригатор проводим через верхний полюс полости, дренаж - через нижний. Положение трубок относительно друг друга может быть различным в зависимости от формы и локализации гнойной полости в молочной железе.