Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии

Вопросы

1. Генетика. Определение. Методы диагностики генетических нарушений. Этические проблемы медицинской генетики. Общие этические принципы проведения генетических исследований.

2. Международные и российские документы, регламентирующие генетические исследования.

3. Генная инженерия. Применение в биологии и медицине. Требования ВМА к методам генной инженерии.

4. Клонирование. Определение и суть метода. Возможные области применения. Причины негативного отношения к клонированию человека.

- 16 -

5. Евгеника. Определение. Виды и методы евгеники. Современный взгляд на проблему.

Литература

Основная

1. ВМА. Декларация о проекте геном человека //Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – С. 72-74.

2. ВМА. Заявление о генетическом консультировании и генной инженерии // Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – С. 41-42.

3. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы. - Казань: Дом печати, 1998. - С. 80-102.

4. Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" № 86-ФЗ от 5.06.1996 г.

5. HUGO. Заявление о принципах проведения генетических исследований. - Гейдельберг, март, 1996.

Дополнительная

1. Медицинская этика и деонтология /Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Медицина, 1983. - С. 170-190.

2. Вязицкий П.О., Волчек И.А., Каргинов В.А., Коваленко С.П. Генетическая инженерия в современной медицине //Военно-медицинский журнал. - 1992. - № 5. - С. 37 - 41.

ЗАНЯТИЕ 12

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДИАТРИИ (для педиатрического факультета)

Вопросы

1. Права детей в области охраны здоровья в международных и российских документах.

2. Особенности взаимоотношений в системе врач – ребенок - родители.

3. Особенности медико-биологических испытаний на ребенке.

4. Права ребенка при оказании стационарной медицинской помощи.

5. Этические проблемы выхаживания глубоконедоношенных детей.

Литература

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. Глубоконедоношенные дети как биоэтическая проблема //Российский педиатрический журнал. – 1999. - № 1. – С. 29-32.

2. Вельтищев Ю.Е. Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии: Лекция № 3 //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – Приложение к журналу. - М.: Типография ИПТК "Логос", 1994. – 70 с.

3. ВОЗ. Хартия прав детей, находящихся на излечении в больнице. - 1989.

4. ООН. Конвенция о правах ребенка. – Нью-Йорк, ноябрь, 1989 . - Ст. 23, 24, 25.

- 17 -

5. Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" //Российские вести. – 1993. - № 174 (343). – Ст. 24, 31-33, 43.

6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 20.07.2000). – Ст. 10, 12.

7. Федеральный закон РФ "О лекарственных средствах" № 86-Ф3 от 22 июня 1998. - Ст. 40 (п. 6, 7).

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (для медико-профилактического факультета)

Вопросы

1. Этические проблемы экологии и эпидемиологии. Основные проблемы окружающей среды и демографии. Роль медицинских работников в решении проблем окружающей среды и демографии.

2. Понятие санэпидблагополучия. Меры обеспечения санэпидблагополучия. Права и обязанности граждан РФ по вопросам санэпидблагополучия. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение.

3. Загрязнение окружающей среды, определение понятия. Основные виды загрязнения. Роль врачей в решении проблем окружающей среды.

4. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за экологические правонарушения. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Литература

Основная

1. ВМА. Декларация о роли врачей в решении проблем окружающей среды и демографии //Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – С. 43.

2. ВМА. Заявление о загрязнении окружающей среды //Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – С. 15-16.

3. Закон РФ "Об охране окружающей среды" № 2060-1 от 2 июня 1993 г. - Ст. 11, 12, 81-91.

4. Федеральный закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” № 52-ФЗ от 12 марта 1999 г. - Ст. 1, 5, 6, 55-57.

5. Черкасский Б.Л. Этические и правовые аспекты эпидемиологии // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 1996. - № 1. - С. 9-12.

Дополнительная

1. Деонтология в медицине: В 2 т. /Под ред. Б.В.Петровского. – М.: Медицина, 1988. - Т. 2. - С. 313-337.

- 18 -

2. Ожован М. В., Турятка Н. И., Жалбэ У. П., Кирлич А. Е., Хэбэшеску И. М., Руснак Д. Н., Чеботарь И. Д., Бэбэлэу В. А., Мариян Н. Ф. О деонтологии врача-гигиениста //Здравоохранение (Кишинев). - 1989. - № 1. - C. 27-30.

3. Перель С. С., Мельникова Л. С., Котляр В. М. О правовом регулировании вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России //Здравоохранение Российской Федерации. - 1992. - № 11-12. - C. 13-15.

4. Фонарев Л. С., Гелин С. С. О совершенствовании правового регулирования в области охраны здоровья населения в части обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия //Гигиена и санитария. - 1990. - № 2. - C. 4-8.

5. Чарыев Б. Ч. Деонтология врача санитарно-эпидемиологического профиля // Здравоохранение Туркменистана. - 1991. - № 4. - C. 44-45.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИИ (для стоматологического факультета)

Вопросы

1. Права и льготы пациентов в стоматологии.

2. Этические проблемы терапевтической стоматологии.

3. Этические проблемы ортопедической стоматологии.

4. Особенности этики и деонтологии стоматолога в педиатрии.

Литература

1. Деонтология в медицине: В 2 т. /Под ред. Б.В.Петровского. – М.: Медицина, 1988. – Т. 2. - С. 295-313.

2. Драгобецкий М.К. Взаимоотношения в системах врач - больной и больной – врач в клинике ортопедической стоматологии //Стоматология. - 1989. - № 2. - C. 39-41.

3. Мироненко Г.С. Вопросы медицинской деонтологии и врачебной этики в стоматологии: Лекция для врачей-слушателей /Ленингр. гос. ин-т усоверш. врачей им. С. М.Кирова. - Л.: Типография ЛГИУВ, 1987. - 4 с.

4. Седова Н.Н., Дмитриенко С.В. Ваш бизнес – стоматология (нормативная регуляция в стоматологии). – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001. – 114 с.

ЗАНЯТИЕ 13 ЗАЧЕТ Студентам, не имеющим академических задолженностей, выставляется зачет; имеющим академические задолженности предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок и сдачи зачета по вопросам, составленным по материалам лекций и семинарских занятий.

- 19 -

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие биомедицинской этики. Причины ее возникновения и факторы, способствующие формированию. Общая и частная биоэтика: основные разделы и направления.

2. Основные принципы биомедицинской этики.

3. Этические основы деятельности врача согласно Международному кодексу медицинской этики.

4. Этические и юридические основы информирования пациента о состоянии его здоровья медицинским работником. Стандарты информирования.

5. Основы и правила взаимоотношений между врачом и пациентом.

6. Модели взаимоотношений между врачом и пациентом (суть, принципы, особенности) и их место в различных областях медицинской практики.

7. Взаимоотношения между врачом и пациентом как причина жалоб пациентов и их родственников на медицинское обслуживание и пути их устранения. Халатность и неблагоприятный исход.

8. Этические проблемы аборта и роль медицинского консультирования в вопросах планирования семьи. Различные этические и правовые подходы общества и государства к проблеме аборта. Законодательная база РФ.

9. Стерилизация в современной России: этические проблемы и правовая регуляция.

10. Проблема бездетного брака и этические вопросы при применении новых репродуктивных технологий.

11. Общие этические правила медицинской генетики на этапах консультирования, тестирования, скринирования, пренатальной диагностики и генной терапии.

12. Генная инженерия: понятие, возможные области применения, этические проблемы. Клонирование: за и против.

13. Право на отказ больного от лечения и этические основы эйтаназии. Виды эйтаназии. Альтернативы. Международные и российские документы, регламентирующие проведение эйтаназии.

14. Понятие клинической и биологической смерти. Смерть мозга – этические и медицинские проблемы. Правила констатации факта смерти мозга.

15. Этические проблемы трансплантологии и нейротрансплантологии.

16. Этические проблемы трансфузиологии.

17. Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Психологическая и моральная поддержка больных СПИДом, членов их семей, половых партнеров.

18. Права и социальная защита больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

19. Социальная и правовая защита лиц, подвергающихся риску профессионального заражения ВИЧ-инфекцией.

20. Основные этические принципы проведения эксперимента на человеке. Международные документы, регламентирующие проведение экспериментов.

- 20 -

21. Особенности проведения исследований на различных группах испытуемых (дети, беременные и кормящие женщины, заключенные, психически неполноценные, неизлечимо больные).

22. Этический комитет: задачи, функции, роль и место в системе здравоохранения.

23. Особенности экспериментов на животных. Нормы защиты экспериментальных животных.

24. Ущерб здоровью (или смерть) пациента в результате медицинской деятельности.

25. Врачебные ошибки с позиции медицинской этики. Виды и источники врачебных ошибок. Анализ путей их возникновения и предложения по устранению.

26. Понятие и виды ятрогенных заболеваний. Примеры, пути предупреждения

27. Основные права пациента в международных документах (ВМА, ВОЗ, Совет Европы).

28. Информированное согласие: определение и характеристика. Понятие автономности и компетентности больного.

29. Понятие медицинской тайны. Условия возможности разглашения врачебной тайны без согласия больного.

30. Социальная и правовая защита медицинских работников.

31. Права пациента в России.

32. Этические проблемы различных медицинских специальностей (по факультетам).

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

- 21 -

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом;

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал, касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

О ВРАЧЕ

ВРАЧУ сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других.

Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных.

Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы.

Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки.

Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать.

Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.

- 22 -

Наши рекомендации