Мотивационная характеристика темы
При действии механических, химических, физических, биологических патогенных агентов повреждение клеток является одним из первых этапов развития заболевания. В повреждённых клетках, тканях, органах изменяется обмен веществ, нарушается жизнедеятельность и их функции. Повреждением сопровождается любое заболевание, патологический процесс. Являясь отражением собственно патологической стороны болезни, повреждение клеток в то же время включает защитно-компенсаторные механизмы, направленные как на устранение самого патогенного фактора, так и последствий его действия. Развитие морфологических, функциональных и биохимических методов исследования позволяет раскрыть основные закономерности процесса повреждения клетки и на основе этого понять сущность многих заболеваний.
Кислородное голодание сопровождает почти все болезни человека. Непосредственной причиной смерти при самой различной патологии является кислородное голодание. Так как гипоксия универсальный механизм повреждения и гибели клеток, изучение патогенеза гипоксии, защитно-приспособительных механизмов и патологических изменений в организме важно как у взрослых, так и у детей, включая новорожденных.
2. Цели:
2.1. Изучить виды, механизмы и последствия повреждения клеток.
2.2. Изучить основные типы эндогенного общего, местного и экзогенного кислородного голодания. Общие закономерности возникновения, развития и исхода гипоксических состояний.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знать о значении кислорода для организма, транспорте газов кровью, газообмене между кровью и тканями, парциальном напряжении кислорода и углекислого газа в артериальной и венозной крови, кислородной ёмкость крови (КЕК), строении клетки, функции ядра, рибосом, митохондрий, лизосом, структуре клеточной мембраны, механизмах трансмембранного транспорта, механизмах свободнорадикального окисления.
Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, биологической химии, нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1. Причины и механизмы развития различных видов кислородного голодания. | 1. Оценивать значение реактивности организма в зависимости от возраста человека и его устойчивости к кислородному голоданию. |
2. Изменения, возникающие при гипоксии в организме. | 2.Определить тип и степень гипоксии. |
3. Механизмы срочных компенсаторных реакций при гипоксии. | 3. Оказать при гипоксии необходимую экстренную помощь больному. |
4. Механизмы долговременной адаптации организма к гипоксии. | 4. Предупреждать развитие и ликвидировать основные последствия повреждения клеток. |
5. Особенности реактивности организма ребёнка, которые могут влиять на чувствительность к гипоксии. | 5. Дифференцировать патологические и защитно-компенсаторные реакции при гипоксии и повреждении клетки. |
6. Причины, виды, механизмы развития, исходы и проявления повреждения клеток. | |
7. Этиологические факторы повреждения, связанные с экологическими нарушениями и производственной деятельностью человека. | |
8. Основные отличия некроза и апоптоза |
Логическая структура темы: «Кислородное голодание»
Логическая структура темы: «Повреждение клетки»
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.
5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
Задания | Указания к заданию |
1. Изучить классификацию гипоксии по И.Р.Петрову. Виды компенсаторных реакций, механизмы их развития. | 1.1.В виде таблицы дать названия каждого вида эндогенного общего и местного кислородного голодания с объяснением механизмов развития. 1.2. Перечислить и объяснить механизмы развития срочных и поздних компенсаторных реакций при гипоксии в виде схем |
2. Изучить: а) изменения в клетке при лёгкой, средней и тяжёлой степени повреждения; | 2. В виде схем показать: а) механизмы развития морфологических и функциональных нарушений, причины дисбаланса ионов и воды, последствия, изменения мембранного потенциала клетки, последствия. |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут