Промывание желудка с помощью тонкого желудочного зонда
Оснащение:
- Тонкий желудочный зонд (диаметр 5-9мм)
- Вазелиновое масло или глицерин
- Раствор для промывания (10 литров) Т0= 30-330С (солевой раствор - 2 ст.л. на 5 л воды, светлый раствор перманганата калия, раствор соды (2 ст.л. на 5 л воды).
- Стаканчик с водой (50мл) и трубочкой для питья
- Шприц Жане
- Полотенце, салфетки
- Перчатки
- Емкость для промывных вод (таз, ведро и т.д.)
Последовательность действий:
1. Убедиться, что пациент понимает ход и цели предстоящей процедуры.
2. Надеть фартук и перчатки.
3. Ввести тонкий зонд через ротовое отверстие (см. промывание желудка с помощью толстого зонда) или через нос:
4.Введение тонкого желудочного зонда через нос:
- Определить наиболее проходимую ноздрю (продышать сначала одной ноздрей закрыв другую, и наоборот).
- Определить расстояние необходимое для введения зонда ( см. промывание желудка с помощью толстого зонда)
- Помочь пациенту принять нужное положение (высокое положение Фаулера).
- Прикрыть грудь больного полотенцем.
- Вымыть руки и надеть перчатки.
- Хорошо смазать слепой конец зонда вазелиновым маслом или глицерином.
- Слегка запрокинуть голову больного назад.
- Ввести зонд в носовой проход на 15-18 см, затем попросить его наклонить голову вперед.
- Продвигать зонд по задней стенке глотки, предлагая пациенту производить глотательные движения.
- Как только зонд будет проглочен, убедиться, что пациент может свободно дышать и говорить.
- Продолжать мягко продвигать зонд во время каждого глотательного движения до нужной отметки. При этом пациенту можно дать стакан с водой и трубочкой для питья, и попросить пить маленькими глотками немного наклонив голову вперед. Это поможет в продвижении зонда.
В случае если возникает сильное сопротивление или же больной начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
- Убедиться, что зонд попал в желудок:
Используя шприц Жане ввести в желудок 20 мл воздуха, при этом выслушивая с помощью фонендоскопа или непосредственно прислонив ухо к брюшной стенке в области желудка характерные звуки.
Набрать содержимое из желудка в шприц
- Набрать в шприц раствор для промывания, присоединить к зонду и ввести в желудок.
- Потянуть поршень шприца на себя, тем самым высасывая жидкость из желудка. Набранный шприц отсоединить от зонда и вылить содержимое в емкость для промывных вод.
- Повторять введение воды в желудок и её извлечение, пока не будет исчерпана вся запасенная вода (5-10 литров или 10-15% от массы тела).
Просмотрите видеоролик:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИМЕР ПЛАНА СЕСТРИНСКОГО УХОДА
Вы медсестра терапевтического отделения. Пациент Л., 30 лет, на общем режиме. После посещения друзей, почувствовал тошноту, слабость, боли в желудке, открылась рвота. Объективно: пациент в сознании, бледен, в холодной испарине, рвотные массы не переваренной пищей.
―Определите проблемы пациента.
―Сформулируйте цели.
―Составьте план ухода.
Нарушенные потребности, проблемы пациента | Цели | Сестринские вмешательства | мотивация | Оценка результатов сестринского ухода |
Потребность в приеме пищи и воды: - тошнота - рвота -аспирация рвотными массами (потенциальная) - боли в желудке | Кр.: - уменьшить тошноту - рвоты не будет - не допустить аспирации рвотными массами | Нез.: - вызвать врача (через 3 лицо) - создать комфортное состояние (отгородить ширмой, проветрить палату) -придать удобное положение (сидя), если тяжело сидеть, то уложить на бок, подложить клеёнку с пеленкой под угол рта, у кровати поставить ёмкость для сбора рвотных масс -после каждого акта рвоты давать полоскать рот кипячённой водой -контроль АД, пульса, Т0С - приготовить оснащение для промывания желудка - контроль передач | Для улучшения комфортного состояния пациента - во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути Для улучшения комфортного состояния пациента -если назначит врач - во избежание повтора отравления | Аспирации не произшло АД 110/70 мм рт ст. пульс = 60 в 1 мин. Т0С= 36,60С |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СТАНДАРТНЫЕ ПЛАНЫ УХОДА.
При тошноте и рвоте:
проблемы | цели | Сестринские вмешательства |
- тошнота и (или) рвота вследствие (если возможно указать причину) | Кр.: - улучшение состояния или уменьшение тошноты Кр.:- рвоты не будет | 1. обеспечить пациента пакетом (лоток, таз) для рвоты, полотенцем (салфетки) и раствором для полоскания полости рта 2. наблюдать за количеством, цветом и характером рвотных масс 3. в любых обстоятельствах поддерживать для пациента обстановку уединения и поддержания достоинства, обеспечить комфортные условия (уменьшить шум, свет, температуру воздуха до комфортной) 4. приготовить приспособления для аспирации рвотных масс, в случае асфиксии. Проводить профилактику аспирации (см. стандартный план). 5. избегать обезвоживания организма (см. стандартный план), в случае имеющегося риска. 6. давать пациенту противорвотные средства по назначению врача. 7. ограничить приём пищи до установления причины рвоты. 8. осуществлять регулярное наблюдение за пациентом (если потребуется, оставаться рядом с пациентом), оказывать ему поддержку, успокаивать. |
Стандартный план ухода при риске обезвоживания:
проблемы | цели | Сестринские вмешательства |
(п)- обезвоживание | Кр.:пациент будет потреблять ---- литров жидкости в день | Поддерживать потребление жидкости через рот в соответствии с рекомендациями врача. Регистрировать количество жидкости введенной в/в и потребление через рот. Вводить пациенту жидкость в\в , если он не в состоянии потреблять жидкость через рот, в соответствии с назначенными дозами и скоростью. Контролировать место введения жидкости на предмет признаков флебита. При в\в введении жидкости следить за возможной перегрузкой организма или возможным обезвоживанием (контролировать пульс, АД, дыхание, суточный диурез. Фиксировать результаты контроля. |
Стандартный план ухода при риске аспирации рвотными массами (пациент ослаблен и не может сидеть или находится в бессознательном состоянии:
проблемы | цели | Сестринские вмешательства |
(п) –аспирация рвотными массами | Кр.:аспирации не произойдет | Повернуть пациента в постели на бок (если невозможно изменить положение пациента, повернуть на бок его голову). Шею и грудь накрыть полотенцем. Подставить ко рту пациента почкообразный лоток. После каждого акта рвоты отсасывать рвотные массы из полости рта грушевидным баллоном (электроотсосом) и обрабатывать полость рта водой. Установить непрерывное наблюдение за пациентом. |
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:— Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2013г.
—Манипуляции в сестринском деле. Под общей редакцией А. Г. Чижа. Издание четвертое. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.
—Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум». Ростов-на -Дону, 2010 г.
—Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова «Основы сестринского дела. Курс лекций, сестринские технологии» Среднее медицинское образование. Ростов-на-Дону, Феникс 2011г.
Дополнительная:—учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по предмету «Сестринское дело в терапии», тема «Алгоритм доврачебной помощи при неотложных состояниях в терапии», 2010 г.