Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия №
(для преподавателей)
МОДУЛЯ
« название модуля……»
СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
“Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей”
Составила асс. Горбатовская Н.В.
Харьков 2010г.
Тема: « Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей».
Технологическая карта проведения практического занятия:
№ п/п | Этапы | Время в мин. | Место проведения | ||
Учебные средства обучения | Оснащение | ||||
1. | Определение и коррекция исходного уровня знаний | Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний | Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария, бор.машины, наконечники, наборы боров. | Учебная аудитория | |
22. | Самостоятельное изучение: - механизма прорезывания зуба - сроков прорезывания зубов, отличий между зубами молочного и постоянного прикуса - схем записи зубных формул - признаков принадлежности зубов - клинико-анатомических особенностей резцов верхних и нижней челюстей | Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы, набор рентгенограмм, ситуационные задачи. | Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария, бор.машины, наконечники, наборы боров. | Учебная аудитория | |
3. | Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы | Рабочие тетради | Учебная аудитория | ||
44. | Тестовый контроль | Банк тестовых заданий | Учебная аудитория |
Актуальность темы:
Знание механизма и сроков прорезывания зубов, отличий между зубами молочного и постоянного прикуса необходимо для четкого представления о тех патологических процессах, которые могут наблюдаться в зубах после их прорезывания.
Правильная запись зубной формулы достоверно отображает результаты исследования твердых тканей зуба и предотвращает ошибки при проведении диагностики и последующем их лечении. Знание клинико-анатомических особенностей резцов верхних и нижней челюстей дает возможность понять особенности их строения, что позволит надлежащим образом провести их дальнейшее лечение.
Общая цель занятия:
Изучить механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами молочного и постоянного прикуса, схем записи зубных формул (клинической, анатомической, по ВОЗ), признаков принадлежности зубов, клинико-анатомических особенностей строения резцов верхних и нижней челюстей.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Цели исходного уровня знаний | Конкретные цели |
1. Знать гистологическое строение эмали, дентина, цемента, пульпы, периодонта (кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии). 2. Знать количество зубов в зубном ряду, группы зубов, латинские названия зубов и их поверхностей, анатомическое строение зубов (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, кафедра иностранных языков). 3. Знать количество зубов в зубном ряду, группы зубов, анатомическое строение зубов (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии). 4. Знать анатомическое строение зубов, их количество, группы, латинские названия зубов и их поверхностей (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии. кафедра иностранных языков). | 1. Изучить механизм и сроки прорезывания зубов, знать отличия между зубами молочного и постоянного прикуса, с целью четкого представления о тех патологических процессах, которые могут наблюдаться в зубах после их прорезывания 2. Изучить схемы записи зубных формул (клинической, анатомической, по ВОЗ) с целью грамотного ведения медицинской документации, недопущения ошибок при проведении диагностики и лечения зубов 3. Изучить признаки зубов для определения их принадлежности к той или иной стороне верхних и нижней челюстей. 4. Изучить клинико-анатомические особенности резцов верхних и нижней челюстей, понимать вариабельность их строения |
Теоретические вопросы, на основе которых возможно
выполнение целевых видов деятельности:
1. Механизм прорезывания зуба.
2. Число и группы зубов молочного и постоянного прикуса.
3. Средние сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
4. Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов.
5. Формулы зубов постоянного и молочного прикуса. Формула клиническая, анатомическая и по ВОЗ.
6. Отличительные признаки строения зубов правой и левой сторон:
– признак кривизны коронки;
– признак угла коронки;
– признак отклонения корня;
– признак контактных поверхностей.
7. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов верхней челюсти.
8. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов верхней челюсти.
9. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов нижней челюсти.
10. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов нижней челюсти.
Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108
2. Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред. Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 с.
3. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399 с.
4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 с.
5. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 с.
6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базикяна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с.
7. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993 .- 193с.
8. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 с.
9. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2009.-840с.
10. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Художественное моделирование и реставрация зубов. – М.:Медицинская книга, 2008. – 250 с.:ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с.
2. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 с.
Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):
В начале занятия, которое проводиться в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов.
Затем студенты самостоятельно изучают механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами постоянного и молочного прикуса, схемы записи зубных формул (анатомическая, клиническая, по ВОЗ), признаки принадлежности зубов, клинико-анатомические особенности строения резцов верхних и нижней челюстей.
В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.
Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.
Содержание темы:
ПРОРЕЗЫВАНИЕ ЗУБА.
После начала формирования корня зуб прорезывается. Во время прорезывания зуба коронка покрыта остатками энамелобластов и других клеток эмалевого органа, образующих несколько слоев кубического эпителия. Костная ткань над коронкой резорбируется. Остатки эпителия эмалевого органа сливаются с эпителием ротовой полости, образуя плотный эпителиальный узел. Его центральные клетки дегенерируют, вследствие чего формируется канал прорастания, через который проходит коронка. Таким образом, во время прорезывания зуб практически не контактирует с соединительной тканью собственной пластинки слизистой оболочки, не разрушает ее структурных элементов, в частности кровеносных сосудов. Именно поэтому процесс прорезывания зуба не сопровождается кровотечением.
В процессе прорезывания за счет остатков эпителия эмалевого органа и эпителия ротовой полости образуется кутикула, которая покрывает эмаль, а также обеспечивает соединение между эмалью и десной. Следует отметить, что в ротовой полости отмечается уникальная ситуация. Ведь зубы являются единственными образованиями в организме, которые перфорируют непрерывный пласт эпителия. Поэтому от плотности зубодесневого соединения зависит нормальное состояние и десны и периодонта. В случае проникновения через этот барьер болезнетворных бактерий может возникать гингивит или пародонтит.
Очень интересен механизм прорезывания. Раньше считали, что формирование и удлинение корня само по себе приводит к движению коронки в сторону ротовой полости. Но эксперименты на крысах и морских свинках показали, что этот механизм не играет решающей роли.
Большое значение придают процессу формирования в области корня межклеточного вещества с одновременным уменьшением его объема (образование канала корня зуба). Это приводит к увеличению давления на дно зубной альвеолы и "выталкиванию" зуба. Однако известно, что коронка прорезывается даже после полного хирургического удаления тканей, которые формируют корень. Поэтому и такой механизм прорезывания нельзя считать основным.
В последнее время обращают внимание на особенности строения перио-донтальной связки. Фибробласты, содержащиеся в ней, располагаются цепями, соединяясь между собой при помощи десмосом. Эти клетки характеризуются развитым цитоскелетом с особенно выраженной сетью активных филаментов. Последние соединяются с определенными участками цитолеммы, к которым также присоединяются фибронектин (адгезивный гликопротеин внеклеточного матрикса) и коллагеновые волокна. Описанная конструкция свидетельствует о том, что фибробласты могут сокращаться, а сила, которая развивается при этом, передается на участки прикрепления коллагеновых волокон. В результате зуб движется относительно стенок альвеолы зуба. Подтверждением этого механизма прорезывания стали эксперименты, в которых специально нарушали синтез коллагеновых волокон. Например, у животных с гиповитаминозом.С прорезывание зубов замедлялось, а иногда и прекращалось полностью. Однако описанный механизм вряд ли является единственным.
По-видимому, нужно согласиться с теми авторами, которые считают, что прорезывание зубов является многофакторным процессом.
Данные о сроках прорезывания временных и постоянных зубов приведены в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1 Средние сроки прорезывания зубов
Зубы | Сроки прорезывания | |
Нижнем челюсть | Верхняя челюсть | |
Временные Центральные резцы | 5- 8 мес | 6-9 мес |
Боковые резцы | 6-9 мес | 7-12 мес |
Клыки | 15-17 мес | 17-20 мес |
Первый моляр | 10-14 мес | 12-16 мес |
Второй моляр | 18-22 мес | 21-30 мес |
Постоянные: Центральные резцы | 6-7 лет | 7-8 лет |
Боковые резцы | 7-8 лет | 8-9 лет |
Клыки | 9-12 лет | 11-13 лет |
Первый премоляр | 9-11 лет | 9-10 лет |
Второй премоляр | 11-12 лет | 10-12 лет |
Первый моляр | 5-7 лет | 6-7 лет |
Второй моляр | 12-13 лет | 11-14 лет |
Третий моляр | 12-25 лет | 15-25 лет |
Полное формирование корней молочных зубов наступает через 2-3 года после их прорезывания. Зубная дуга состоит из 10 зубов.
Прорезывание постоянных зубов происходит вслед за рассасыванием корней молочных и их выпадением.
Окончательное формирование корней постоянных зубов происходит в течение 3—4 лет после прорезывания их коронок, достоверно это может быть установлено лишь на рентгенограмме.
Знание сроков формирования корней молочных и постоянных зубов, как и сроков рассасывания корней молочных зубов, необходимо клиницисту для правильной ориентировки в выборе методов лечения, особенно пульпита и периодонтита.
ОТЛИЧИЯ В АНАТОМИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ МОЛОЧНЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ
Зубная система человека принадлежит к дифиодонтной, то есть в этой системе происходит две смены зубов: сначала прорезываются временные (молочные) зубы, затем их полностью сменяют постоянные. Временный (сменный) прикус (dentes lactici, s. decidui) состоит из 20 зубов, постоянный прикус (dentes permanentes) — из 32 зубов.
В молочном прикусе имеются резцы, клыки, моляры.
В зубном ряду ребенка 5—6 лет образуются широкие межзубные промежутки. К этому времени отмечается значительная стертость режущих краев и бугорков их жевательной поверхности, а вследствие частичного или полного рассасывания корней — подвижность их коронок.
На шейках молочных зубов хорошо контурируется эмалевый валик, более четко выраженный на вестибулярной поверхности.
Ширина коронок более выражена по сравнению с их высотой.
Как отмечалось, в молочном прикусе отсутствует группа премоляров и третьих моляров. Анатомическое строение молочных резцов, клыков и моляров соответствует строению зубов постоянного прикуса. Помимо численности, отличительной чертой является меньший размер зубов. Цвет молочных зубов одинаковый от режущего края до шейки зуба, а постоянных от режущего края к шейке зуба тон меняется от светлого к более темному. Ширина коронок молочных зубов более выражена по сравнению с их высотой. Корни молочных зубов короче корней соответствующих постоянных зубов и более широко расходятся в стороны. Полость зуба широкая, стенки коронки и корней более тонкие. Пришеечный край коронок утолщен и выступает при переходе в корни зубов.
В альвеолярной дуге молочные зубы расположены более вертикально в результате того, что позади их корней находятся зачатки постоянных зубов.
Резцы и клыки молочных зубов верхней и нижней челюстей по строению похожи на одноименные постоянные зубы.
Молочные большие коренные зубы (моляры) верхней челюсти, так же как и постоянные большие коренные зубы, имеют каждый по 3 корня (небный и два щечных), а молочные моляры на нижней челюсти — по 2 корня (передний и задний).
По сравнению с постоянными зубами корни молочных моляров расходятся в стороны более широко, так как между ними расположены зачатки премоляров постоянного прикуса.
ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ
Для облегчения записи результатов обследования полости рта и зубов разработаны специальные схемы. На сегодняшний день существует несколько схем записи. Наиболее часто зубной ряд обозначают следующей зубной формулой:
8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Постоянные зубы обозначают арабскими цифрами, а временные (молочные) — римскими:
V IV III II I | I II III IV V |
V IV III II I | I II III IV V |
Цифры, размещенные над горизонтальной линией, обозначают верхние зубы, под ней — нижние. Вертикальная линия делит формулу посредине и соответствует срединной линии зубного ряда. Цифры, размещенные слева, обозначают зубы правой половины челюсти, а справа — левой. Другими словами, врач словно смотрит на пациента через эту формулу, накладывая ее на его зубные ряды (схема 1).
Условно каждый зуб постоянного и временного прикусов имеет свое числовое обозначение. Как уже указывалось, постоянные зубы обозначаются арабскими цифрами: 1 — центральный резец; 2 — латеральный резец; 3 — клык; 4 — первый премоляр; 5 — второй премоляр; 6 — первый моляр; 7 — второй моляр; 8 — третий моляр.
Временные (молочные) зубы обозначают римскими цифрами: I — центральный резец; II — латеральный резец; III — клык; IV — первый моляр; V — второй моляр.
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ ( Zigmondy 1861)
Схема 1.Схема обозначения зубов: А — постоянные; Б — временные (молочные)
В 1861 году Zigmondy была предложена схема обозначения зубов постоянного и временного (молочного) прикуса.
При записи зубов сменного прикуса в формулу вносят арабские и римские цифры соответственно расположению постоянных и временных зубов. Для обозначения принадлежности отдельного зуба к той или другой стороне челюсти используют объединение вертикальной и горизонтальной черточек в виде угла вместе с цифрой, которая обозначает данный зуб. Цифрой над горизонтальной черточкой обозначают зуб верхней челюсти, под ней — нижней; вертикальная черточка, размещенная слева, обозначает зуб левой половины, а размещенная справа — правой половины челюсти. Например,ǀ1 означает верхний левый центральный резец, 2ǀ — верхний правый латеральный резец, ǀ4̅ — нижний левый первый премоляр, 6̅ǀ— нижний правый первый моляр, ǀIV — верхний левый первый временный (молочный) моляр и т. д.
Такая схема записи зубной формулы получила название – клинической.
На сегодняшний день для унификации записи зубной формулы ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и FDI (Международная федерация стоматологов) предложена двузначная система обозначения зубов в зависимости от их расположения на соответствующей стороне верхней или нижней челюсти (схема 2).
Соответственно ей каждый зуб обозначается двумя арабскими цифрами, первая из которых указывает на квадрант соответствующей половины челюсти, а вторая — на порядковый номер зуба в ней. Обе челюсти разделены на четыре квадранта, обозначают каждую половину, или квадрант, цифрой. Двигаясь по ходу часовой стрелки, обозначают соответствующие половины челюстей: правую верхнюю — цифрой \, левую верхнюю — 2, левую нижнюю — 3 и правую нижнюю — 4.
Порядковый номер каждого зуба обозначают по общепринятой системе (см. выше), начиная от центрального резца (1) до третьего моляра (8). Зубная формула при таком способе обозначения приобретает такой вид:
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
Верхняя челюсть справа Верхняя челюсть слева
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
Нижняя челюсть справа Нижняя челюсть слева
Для обозначения временных зубов по этой схеме вместо римских цифр также используют соответствующие арабские. В отличие от постоянного прикуса квадранты челюстей обозначают соответственно цифрами от 5 (правая половина верхней челюсти) до 8 (правая половина нижней челюсти). Таким образом, зубная формула временного прикуса имеет следующий вид:
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
Верхняя челюсть справа Верхняя челюсть слева
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
Нижняя челюсть справа Нижняя челюсть слева
Соответственно обозначение зубов по этой системе выглядит так: 21 — верхний левый центральный резец; 46 — нижний правый первый моляр; 62 — верхний левый латеральный временный резец и т. д. Преимуществом новой системы выражения зубной формулы перед общепринятой системой является возможность дальнейшей обработки информации компьютером.
Такой вариант обозначения зубов постоянного и молочного прикуса получил название зубной формулы по ВОЗ.
Определенным вариантом такой цифровой системы является система обозначения зубов Американской ассоциации стоматологов (дантистов), согласно которой все зубы постоянного прикуса обозначают цифрами от 1 до 32 (схема 2). Зубы правой половины верхней челюсти, начиная с третьего моляра, обозначаются цифрами 1 – 8. На левой половине счет продолжается: первый резец обозначают цифрой 9 и далее к третьему моляру – 16. Зубы нижней челюсти обозначают, начиная с третьего левого моляра, номером 17 и дальше по порядку к номеру 32 – третьему правому моляру. В аналогичном порядке обозначают и временные зубы, но для этого используют буквы английского алфавита. Таким образом, эта формула имеет следующий вид:
ABCDEFGHIJ
RL 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 L
32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17
TSRQPONMLK
Схема 2. Обозначение зубов, предложенное Американской ассоциацией стоматологов (АDA); А – постоянные, Б– временные (молочные).
Зубная формула постоянного и молочного прикуса, отображающая количество зубов в различных группах (резцы, клыки, премоляры, моляры), носит название – анатомической.
Постоянный прикус Временный прикус
3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
2 0 1 2 | 2 1 0 2 |
2 0 1 2 | 2 1 0 2 |
Разработаны также схемы зубной формулы, в которых отображены все поверхности коронок зубов в развернутом виде. На них можно точно нанести локализацию кариозной полости, пломбы или другого патологического поражения на каждом отдельном зубе (схема 4). На этой формуле фронтальные зубы имеют 4 поверхности, а премоляры и моляры – 5 поверхностей. Для правильной интерпретации данных этой формулы приняты условные обозначения поверхностей зубов. Для фронтальных зубов (резцы и клыки): 1 – губная (вестибулярная) поверхность, 2 – медиальная (срединная), 3 – язычная (небная) и 4 – дистальная поверхность. На премолярах и молярах: 1 – жевательная поверхность, 2 – вестибулярная (щечная), 3 – медиальная, 4 – язычная (небная) и 5 – дистальная поверхность.
Схема 4. Схема формулы зубов с обозначением их поверхности.