Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия

Резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные

Швы, резекция кишки. Аппендэктомия.

Цель занятия:

1. Овладеть техникой выполнения основных кишечных швов.

2. Усвоить принципы выполнения резекции кишки с наложением межкишечных анастомозов.

3. Изучить основы оперативных вмешательств: гастротомия, гастростомия, резекция желудка.

4. Усвоить принципы выполнения аппендэктомии, наложения калового свища и противоестественного заднего прохода.

5. Изучить принципы выполнения операций: холецистэктомия, холецистостомия, резекция печени.

Продолжительность занятия – 5 часов.

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 50 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час 15 мин.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

Учебный материал:

Биологический материал (изолированные органокомплексы).

2. Набор хирургических инструментов для абдоминальной хирургии.

3. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Классификация кишечных швов, предъявляемые требования.

2. Этапы выполнения резекции тонкой кишки.

3. Этапы формирования межкишечных анастомозов: «бок в бок», «конец в конец», «конец в бок».

4. Основные принципы выполнения гастростомий: по Топроверу, по Кадеру, по Витцелю.

5. Принцип резекции желудка по Бильрот-1.

6. Принцип резекции желудка по Бильрот-2 и в модификации Гофмейстера-Финстерера.

7. Аппендэктомия при типичных и атипичных положениях червеобразного отростка.

8. Наложение калового свища и противоестественного заднего прохода.

9. Операции на печени: шов печени, резекция печени.

10. Операции на внепеченочных желчных путях: холецистотомия, холецистостомия, холецистэктомия, дренирование желчных протоков.

11. Принципы оперативных вмешательств на селезенки и поджелудочной железе.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисовать схему кишечных швов по Ламберу, Альберту, Шмидену, Матешуку.

2. Зарисовать схему оперативных доступов к червеобразному отростку.

3. Опишите в чем принципиальное отличие между колостомой и противоестественным задним проходом.

4. Зарисуйте схему треугольника Кало.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите виды сквозных (инфицированных) кишечных швов: а) …, б) …, в) ….

2. Перечислите основные виды пилоропластик: а) …, б) …, в) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В хирургическое отделение поступил больной с прободной язвой желудка. С момента прободения прошло более 10 часов. Какова тактика хирурга?

2. При выполнении больному операции аппендэктомии, хирург обнаружил, что червеобразный отросток находится глубоко в подвздошной ямке и фиксирован спайками. Какова тактика хирурга?

Практические навыки:

1. Ушить рану тонкой кишки.

2. Ушить рану толстой кишки.

3. Выполнить аппендэктомию.

4. Выполнить резекцию тонкой кишки.

5. Сделать гастростомию по Витцелю, Кадеру, Топроверу.

6. Ушить рану желудка.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

4. Отработать технику наложения кишечных швов.

Рекомендуемая литература:

1. Кирпатовский И.Д. «Кишечный шов». – М., 1964.

2. Матюшин И.Ф. «Практическое руководство по оперативной хирургии». – Горький, 1979.

3. Лопухин Ю.М., Молоденков М.Н. «Практикум по оперативной хирургии». – М., 1968.

4. Островерхов Г.Е. с соавторами. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

5. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

6. Литтман И. «Оперативная хирургия». – Будапешт, 1982.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Тема занятия: Топографическая анатомия поясничной области,

Наши рекомендации