Организация практики по уходу за больными
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава)
Кафедра сестринского дела и клинического ухода
ДНЕВНИК
производственной практики по разделу:
«Уход за больными хирургического профиля»
студента I курса
специальность «Лечебное дело»
Ф.И.О._______________________________________________________
Группа__________________
Срок прохождения практики
с___________________по_____________________20 г.
Место прохождения практики___________________________________
_____________________________________________________________
Руководитель практики ___________________________________
_____________________________________________________________
Тюмень - 2013
ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТУ ПРАКТИКАНТУ
1. Производственная практика студентов является важнейшей частью подготовки специалистов в организациях (в учреждениях).
2. Практика имеет своей задачей сочетание теории с практикой, проверку и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, приобретение практических знаний и навыков работы по изучаемой специальности.
3. Студенты при прохождении практики обязаны:
а) самостоятельно работать на рабочих местах, характер которых устанавливается программой учебной практики;
б) до занятий рабочего места пройти инструктаж с обязательным изучением правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и охраны труда организации;
в) полностью подчинятся действующим в организации правилам внутреннего распорядка, включая и правила табельного учета;
г) представлять кафедре письменный отчет о результатах практики с отзывом руководителя практики от соответствующей организации (учреждения) и преподавателя кафедры, выделенного для руководства практикой.
4. производственная практика проводится в зимний период после окончания
зимней сессии: – 6-дневная рабочая неделя, 6-часовой рабочий день;
5. В каждый период практики студент, как правило, занимает последовательно 1-2 рабочих места. Характер рабочих мест за время прохождения практики устанавливается с учетом того, что каждый студент в течение всего периода обучения должен пройти полный цикл основных видов работы по изучаемой специальности.
6. По окончании работы на рабочем месте студенты сдают соответствующий отчет, целью которого является выявления степени овладения практическими навыками.
7. В течение всего периода практики студент ведет дневник, в котором записываются вся его работа и наблюдения.
К моменту окончания практики он подготавливает письменный отчет о выполнении программы практики.
На составление отчета (по усмотрению руководства практики от академии) отводится не более одного дня в конце практики с освобождением на это время от всех работ. Основным материалом для составления отчета по практике должен служить дневник студента.
8. После неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечет за собой повторное прохождение практики, а в случаях проявления студентом недобросовестного отношения к практике, нарушения дисциплины или выявления на зачете полной неподготовленности по программе практики – оставление на второй год или исключение из числа студентов в зависимости от характера нарушения.
Сроки и условия повторного прохождения практики устанавливаются в каждом отдельном случае ректором академии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цели практики:
1. Знакомство студентов с работой хирургических и терапевтических стационаров ЛПУ, закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в период обучения, освоение практических навыков общего ухода за больными.
2. Знакомство с механизмами функционирования лечебных учреждений.
3. Совершенствование коммуникативных навыков межличностных отношений с пациентами и персоналом учреждений здравоохранения.
Задачи учебной практики:
· приобретение студентами знаний основ ухода за больными в учреждениях здравоохранения;
· приобретение знаний нормативных документов по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в учреждениях здравоохранения;
· приобретение знаний норм медицинской этики и деонтологии при общении с больным человеком, их применения;
· воспитание чувства сострадания к больному человеку и желания приобрести в последующие годы учебы необходимую профессиональную подготовку для оказания медицинской помощи;
· обучение мероприятиям по санитарной обработке больных.
· освоение навыков транспортировки больных.
· знакомство с основными принципами организации лечебного питания.
От учебной практики освобождаются студенты, имеющие среднее медицинское образование.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Текущий контроль прохождения производственной практики осуществляется преподавателем путем проверки индивидуальных дневников учета выполняемой работы. При необходимости преподаватель проводит опрос студентов по деталям выполненных манипуляций за время дежурств.
Итоговый контроль включает проверку объема выполняемой работы, составленной студентом в виде индивидуального отчета (согласно образца), устного собеседования и представленных результатов УИРС (реферат).
Каждый студент оформляет реферат на актуальные темы, которые подлежат сдаче на кафедру по окончании практики. При подготовке реферата используется не менее 5-7 источников литературы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
Производственная практика студентов 1 курса лечебного факультета проводится в качестве помощника младшего медицинского персонала (санитар) в отделениях ЛПУ.
Студенты проходят практику строго согласно списку распределения учебных групп по хирургическим и терапевтическим отделениям.
Практика начинается с вводной лекции, посвященной организации и особенностям данного курса практики, требованиям, предъявляемым к студентам.
Каждый студент должен вести дневник практики с перечнем необходимых для усвоения практических навыков.
Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры отделений, заведующие отделениями, к которым прикреплены студенты. Непосредственный руководитель практики проводит инструктаж по технике безопасности, распределяет студентов на рабочие места, составляет график работы студента, ведет учет работы и оценивает её.
Ежедневно студентами ведутся дневники учета выполненной работы. В дневнике регистрируется весь объем работы проделанный за день. Обязательно отмечается дата и время работы. Дневниковые записи в конце рабочей смены должны заверяться подписью непосредственного руководителя. Добросовестность и правильность ведения дневника систематически контролируется руководителем по учебной практике.
В последний день практики непосредственный руководитель пишет в дневник студентов характеристику. В характеристике должны быть отражены:
а) уровень теоретической подготовки;
б) овладение практическими навыками;
в) выполнение основ деонтологии (авторитет студентов среди больных, родственников больных), ставится итоговая оценка по пятибалльной системе.
Дневник заверяется печатью лечебного учреждения.
Преподаватели кафедры, курирующие прохождение практики, в последний день практики, проверяют дневники и проводят итоговое собеседование.
Оценка практики проводится сотрудниками кафедры во время аттестации с учетом характеристик непосредственных руководителей практики, качества оформления дневника и опроса студентов.
ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ ЗА ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
1. Общение с больными и медперсоналом.
2. Работа в приемном покое; измерение и регистрация температуры, измерение роста, взвешивание, измерение окружности головы и груди, измерение пульса, числа дыхания, АД.
3. Санитарная обработка, осмотр на педикулёз, способы обработки головы при педикулёзе
4. Санитарно-противоэпидемический режим в соматическом отделении: наблюдение за температурой воздуха системой проветривания; техника влажной уборки, маркировка инвентаря, дезрастворы, их использование и правила хранения.
5. Транспортировка больных при различных травмах и состояниях. Раскладка и раздача лекарственных средств.
6. Кормление больных. Составление порционника. Понятие о физиологических и лечебных столах. Требование и хранение. Водный рацион больных. Буфет – раздаточная, организация раздачи пищи. Обработка посуды, хранение продуктов. Контроль за передачами. Кормление тяжелобольных.
7. Техника влажной уборки помещения. Контроль за передачами, прикроватными тумбочками, гигиеническим содержанием постели. Проведение личной гигиены. Перестилание постели, смена нательного белья.
8. Порядок хранения чистого и грязного белья; личная гигиена и внешний вид персонала. Контроль посещения больного.
9. Уход за кожей при различных заболеваниях. Уход за слизистыми оболочками. Измерение температуры. Подмывание и купание больных.
10. Основные виды транспортировки больных.
11. Хранение и пользование предметами медицинского ухода и инструментарием.
12. Утренний туалет. Уход за волосами, ногтями, полостью рта и носа, ушами, глазами. Подмывание: особенности у мужчин и женщин. Одежда больных.
13. Помощь при отправлении естественных потребностей.
14. Смена белья. Профилактика правил ухода личной гигиены – успех профилактики инфекционных заболеваний.
15. Особенности ухода за кожей у разных возрастных групп. Уход за кожей при появлении потницы, экземы, опрелости, гнойничковых поражениях кожи. Профилактика и лечение пролежней. Гигиенические и лечебные ванны. Применение наружных средств (примочек, присыпок, мазей и т.д.). Предупреждение расчёсов. Уход за слизистыми оболочками (полость рта, носа, наружные половые органы).
16. Положение больного в кровати. Пользование функциональной кроватью. Подсчёт числа дыханий и их регистрация в зависимости от возраста.
17. Насморк, туалет носа. Техника забора слизи из носа и зева, сбор мокроты и направление для лабораторных исследований. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию.
18. Уход и наблюдение за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Режим больного (строгий постельный, полупостельный, общий).
19. Подсчёт пульса и его регистрация в зависимости от возраста. Измерение АД и его регистрация. Сердечные отёки.
21. Уход и наблюдение за больными с повышенной кровоточивостью и заболеваниями крови. Режим дня и питание больного. Режим физической нагрузки у больных с повышенной кровоточивостью.
22. Уход и наблюдение за больными с заболеваниями органов пищеварения. Особенности водного и пищевого режима. Осмотр полости рта, уход за нею.
23. Виды зондов, хранение, обработка. Наблюдение за стулом, его виды и регистрация. Дезинфекция клизм и наконечников.
24. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта. Подготовка больных к рентгенологическому, эндоскопическому и УЗИ исследованиям.
25. Уход и наблюдение за больными с заболеваниями почек. Водный и солевой режим, особенности питания. Наблюдение за мочеиспусканием. Контроль за количеством выпитой и выделенной жидкости. Сбор мочи: общий анализ, анализ мочи по Нечипоренко, Зимницкому, посев на бактериурию. Дезинфекция, хранение и подача больному мочеприемника. Особенности сбора мочи у мужчин и женщин. Подготовка к рентгенологическому и УЗИ исследованиям.
26. Провести ознакомительную беседу об основах гигиены и здоровом образе жизни. Воспитание гигиенических навыков. Обучение пользованию предметами туалета, одеждой, посудой, необходимой при еде.
Подведение итогов УЧЕБНОЙ практики
Зачет проводится в последний день практики. Для студентов проходивших практику по месту жительства в дни назначенные руководителем учебной практики медицинского университета.
Результаты практики оцениваются по пятибалльной системе. Оценку заносят в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и журнал учета преподавателя
При оценке работы студента учитываются его знания, умение, полнота и качество выполнения программы, дисциплинированность, участие в общественно-организационной и санитарно-просветительной работе в соответствии с критериями оценки.
Зачет проводится гласно, в присутствии всех студентов. Студент представляет комиссии свой полностью оформленный и заверенный дневник, в котором обязательно должны быть оформлены отчет и характеристика, а также реферат. Студенту задаются вопросы по больным, в лечении которых он принимал непосредственное участие, а также по практическим навыкам установленных программой учебной практики. Также на зачете обсуждается организация практики, ее положительные и отрицательные моменты, замечания и пожелания как со стороны руководителей, так и студентов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оценивается работа студента по пятибалльной системе. Оценка выставляется в специальную ведомость и в зачетную книжку.
Оценка отлично ставится тем студентам, которые добросовестно работали, овладели предусмотренными программой практическими навыками, аккуратно оформляли медицинскую документацию и дневники, выполнили задание по УИРС, получили хорошую характеристику и не имели замечания от руководителей практики, аргументировано ответили на поставленные во время зачета вопросы.
Оценки хорошо ставится в том случае, когда программа практики выполнена, но студент неаккуратно оформил дневник, медицинскую документацию, не проявлял активной деятельности в приобретении практических навыков, давал не четкие ответы на поставленные во время зачета вопросы.
Оценки удовлетворительно ставится студентам, которые выполнили программу, но слабо овладели минимумом практических навыков, имели замечания от руководителей практики, допускали небрежность в выполнении манипуляций и оформлении документации, нарушали врачебную этику, на поставленные во время зачета вопросы отвечали не полно.
Если студент не выполнил программу практики, получил отрицательный отзыв о работе, не овладел практическими навыками, не дал ответа на поставленные во время зачета вопросы, то выставляется оценка неудовлетворительно. Такой студент направляется для повторного прохождения практики.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Уход за больными – понятие. Врач как организатор квалифицированного ухода за больными.
2. Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала.
3. Роль медперсонала в лечении и уходе за больными. Общение и психологическое влияние как эффективное средство помощи больным людям.
4. Моральная и юридическая ответственность медицинских работников.
5. Ятрогении: причины возникновения, профилактика.
… и т.д. Можно взять любую тему из перечня практических навыков (стр. 13, 14) для подготовки реферата.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗДЕЛУ «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
- Приготовить дезинфицирующий раствор для отработанного (эпидемиологически опасного) материала, продезинфицировать отработанный материал, осуществить сбор эпидемиологически опасных отходов;
- Приготовить дезинфицирующий раствор для дезинфекции поверхностей в процедурном кабинете, произвести дезинфекцию поверхности, осуществить дезинфекцию ветоши;
- Приготовить химический раствор для предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения многократного использования, произвести предстерилизационную очистку ИМН, провести азопирамовую пробу;
- Осуществить гигиеническую обработку рук и произвести сбор эпидемиологически не опасных отходов;
- Осуществить хирургическую обработку рук и произвести сбор эпидемиологически не опасных отходов;
- Произвести измерение температуры тела больного;
- Произвести измерение артериального давления и пульса, осуществить дезинфекцию манжетки;
- Опишите технологию ухода за пациентом в раннем послеоперационном периоде
- Кормление тяжелобольных пациентов, составление порционника;
10. Объясните понятие – внутрибольничная инфекция
- Уход за пациентом с урологическим катером;
12. Назовите принципы лечебно-охранительного режима в хирургическом стационаре
- Опишите технологию транспортировки пациента на каталке и варианты перекладывания больного с кровати на каталку;
14. Назовите особенности размещения помещений операционного блока
15. Особенности ухода за новорожденным ребенком
- Особенности ухода за пациентом в послеоперационном периоде;
- Технология подачи судна пациенту;
- Особенности ухода за асептической повязкой;