Лечение ожоговой болезни в стадию токсемии и септикотоксемии
Основными принципами лечения являются:
1. Детоксикация. Основу детоксикационной терапии составляют два взаимодополняющих друг друга направления: устранение источника интоксикации и выведение токсинов из внутренних сред организма. Источником интоксикации (при отсутствии развития сепсиса, почечно-печеночной недостаточности, длительного пареза кишечника) является ожоговая рана (тактику лечения см. ниже – «Местное лечение ожогов»). Выведение всасывающихся в кровь и лимфу токсических продуктов может осуществляться инфузионнной терапии и форсированного диуреза, атак же методами экстракорпоральной детоксикации.
2. Коррекция функций жизненно важных органов и систем. Основной причиной нарушения функции жизненно важных органов являются волемические (связанные с изменением объема циркулирующей крови), электоролитные нарушения и токсическое действие продуктов, всасывающихся из ожоговой раны. Таким образом, основу коррекции функции этих органов составляет устранение дефицита жидкости, электролитов и борьба с интоксикацией (см. выше). Вместе с тем, ряд нарушений требует специальной коррекции.
а) Борьба с анемией. Появившаяся в период шока за счет температурного гемолиза анемия была «замаскирована» дефицитом плазмы. В период токсемии и септикотоксемии анемия «проявляется» снижением показателей гемоглобина и эритроцитов и прогрессирует за счет токсического повреждения эритроцитов и угнетения кроветворения. Для коррекции анемии применяют переливание компонентов крови, содержащих эритроциты (эритроцитарная масса, эритроцитарная взвесь, отмытые эритороциты, отмытые размороженные эритроциты). Переливание цельной крови применяется редко из-за нежелательности введения дополнительного количества чужеродного белка.
б) Борьба с гипопротеинемией. Гипопротеинемия начинает развиваться еще в период ожогового шока за счет потери белка с эксудатом через ожоговую рану. В период токсемии и септикотоксемии эксудация несколько уменьшается, но при этом значительно возрастают потери белка за счет использования его как энергетического материала. Это обусловливает его недостаток как пластического материала, в результате замедляется процесс регенерации; снижается онкотическое давление крови, что приводит к развитию отеков. Критическим в клиническом плане считается снижение общего белка крови ниже 50 г/л. В то же время, немаловажными являются и изменения в составе сывороточных белков. На всех стадиях ожоговой болезни наиболее велики потери альбуминов - основного источника пластического белкового материала и, кроме того, являющихся наиболее низкомолекулярной, а значит, и наиболее онкотически активной фракцией. Для восполнения белкового дефицита показано переливание растворов альбумина (5 и 10%), протеина, аминокислотных смесей.
в) Коррекция электролитных, волемических нарушений и кислотно-щелочного равновесия. Принципы терапии изложены выше - см. "Лечение ожогового шока на этапе квалифицированной и специализированной медицинской помощи".
г) Коррекция функций сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, терморегуляторной, свертывающей и противосвертывающей систем проводится в зависимости от конкретной клинической ситуации. Как правило, в комплекс лечения обожженного включают сердечные гликозиды, бронхолитики, антипиретики.
3.Профилактика и борьба с инфекционными осложнениями. Данный раздел лечения складывается из двух направлений: антибактериальная терапия и иммунотерапия. Антибактериальную терапию начинают обычно сразу после выведения пострадавшего из шока. На фоне нарушений системной и микроциркуляции изменяется фармакокинетика антибактериальных препаратов, а инфекционный процесс в первые часы после травмы еще не успевает развиться, и микробы концентрируются в ожоговом струпе, куда антибиотики из кровотока все равно не поступают. До выяснения характера микрофлоры в ожоговой ране лечение проводят препаратами широкого спектра действия в максимальных терапевтических дозировках. Обычно применяют сочетание нескольких антибактериальных препаратов, дополняющих и усиливающих действие друг друга.
С момента появления в ожоговой ране гноя возможно выполнение микробиологического исследования и проведения целенаправленной антибактериальной терапии. Не менее важным является исследование посевов крови, взятых на высоте озноба и лихорадки (гемокультура). Иногда результаты посевов из крови и из раны не совпадают, что требует коррекции в выборе антибактериальных препаратов.
Иммунотерапия может проводиться в виде пассивной иммунизации с помощью антистафилококковой и антисинегнойной сыворотки, антистафилококкового и антисинегнойного гамма-глобулина.
Новейшим направлением иммуномодуляции и детоксикации при гнойно-септических заболеваниях, в том числе и при септикотоксемии стало применение ксеноорганов ("ксено-" - означает, что орган взят у организма другого биологического вида). Впервые перфузию крови через свиную селезенку (ксеноспленоперфузию) применил для лечения сепсиса в 1983 году А.Б.Цыбин. Ее действие основано на двух эффектах: во-первых, макрофаги фолликулов селезенки и ретикулоэндотелий захватывают из проходящей через нее крови микробов и токсины; во-вторых с кровью из селезенки в организм больного поступают антитела и факторы неспецифического иммунитета. Второй эффект ксеноспленоперфузии получил воплощение в виде самостоятельного метода - больному вводят растворы, педварительно пропущенные через свиную селезенку (ксеноспленоперфузаты).
4.Полноценное питание. Энергетические и пластические потери больных ожоговой болезнью остаются очень большими и в период ожоговой токсемии и септикотоксемии. Принципы их возмещения описаны выше - см. "Лечение ожогового шока на этапе квалифицированной и специализированной медицинской помощи".
По мере разрешения пареза желудочно-кишечного тракта необходим постепенный переход от парентерального введения питательных веществ к энтеральному. При этом необходимо учитывать, что продукция пищеварительных ферментов восстанавливается позже моторной функции, по этому питание ожогового больного должно состоять в основном из легко перевариваемых и легкоусвояемых продуктов с большим содержанием белков (не менее 120-150 г/сут), достаточным содержанием углеводов (не менее 500 г/сут) и жиров (до 100 г/сут.), однако употребление твердых животных жиров, как наиболее трудно перевариваемых нутриентов, должно быть минимальным. Для улучшения переваривания пищи в процессе перехода к естественному питанию необходимо применять препараты пищеварительных ферментов - заместительная терапия (фестал, панзинорм, мезим-форте и др.). Естественное кормление является лучшим стимулятором моторики желудочно-кишечного тракта. Поэтому, чем раньше больной начинает принимать пищу, тем быстрее разрешается парез и восстанавливается нормальное пищеварение.
В некоторых случаях энтеральный прием пищи рационально начинать с зондового питания. Для зондового питания используют бульон, молоко, сырые яйца; существуют специальные сбалансированные препараты для зондового питания (энпит), можно также применять препараты для парентерального питания - гидролизаты белков, растворы глюкозы.
5.Местное лечение. Местное лечение ожогов, наряду с коррекцией гомеостаза, является первостепенной задачей, поскольку именно область ожога является причиной всех последующих метаболических нарушений, и, следовательно, только возможно быстрое и полноценное восстановление кожного покрова способно предупредить наступление тяжелых осложнений ожоговой травмы. Принципы лечения и практические мероприятия по их выполнению рассмотрены ниже.