Принципы организации и ведения гражданской обороны
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны. В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
Схема 1.Организация гражданской обороны Российской
Федерации
Президент РФ – Верховный главнокомандующий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель Правительства РФ – начальник ГО РФ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководители федеральных органов исполнительной власти – начальники ГО | Министр РФ по делам ГОЧС – Первый заместитель Начальника ГО РФ | Руководители силовых министерств и ведомств РФ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Штабы, отделы ГО | Отделы местной обороны | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные службы ГО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений | Руководители региональных организаций Федеральных органов исполнительной власти – начальники ГО | Руководители органов исполнительной власти – начальники ГО субъектов РФ | Начальники региональных центров МЧС РФ | Командующие войсками военных округов (флотов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Службы, штабы, отделы ГО | Штабы ГО, службы ГО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководители объектов социального и производственного назначения различных форм собственности – начальники ГО | Руководители объектов социального и производственного назначения различных форм собственности – начальники ГО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Службы, штабы, отделы ГО | Службы, штабы, отделы ГО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
взаимодействие | Невоенизированные формирования | Части ГО | Соединения и части ВС РФ, других воинских формирований | |||||||||||||||||||||||||||||||
руководство | Службы местной обороны | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте (схема 1).
Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено Федеральным конституционным законом № 1 от 30 января 2002 года «О военном положении». Согласно этому закону под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.