Государство является гарантом социальной защиты интересов граждан Российской Федерации в охране здоровья
Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации
На долгосрочный период 2015 – 2030 гг.
I. Общие положения
Положения настоящей Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, а также задачи, решение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья граждан
Российской Федерации на основе обеспечения повышения доступности
и качества медицинской помощи; увеличения продолжительности жизни, снижения уровня смертности, роста рождаемости с целью долгосрочного развития, а также устойчивого существования данной отрасли Российской Федерации.
Настоящая Стратегия основывается на положениях и нормах Конституции Российской Федерации, международного права, международных договоров Российской Федерации
в области охраны здоровья; Федерального закона от 28 июня 2014 г.
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», иных федеральных законов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и других актов Президента и Правительства Российской Федерации.
Основными принципами настоящей Стратегии являются:
· соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
· приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
· приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
· доступность и качество медицинской помощи;
· инновационное развитие медицины;
· открытость в диалоге с гражданским обществом.
II. Современное состояние и комплексные проблемы
В области охраны здоровья граждан в Российской Федерации
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Государство является гарантом социальной защиты интересов граждан Российской Федерации в охране здоровья.
Основные расходы на бесплатное оказание медицинской помощи населению несет государство. Так, за последние 10 лет (2004–2013 годы) финансовое обеспечение здравоохранения за счет средств государственных бюджетов и фонда ОМС возросло в 3,7 раза. В 2013 году государственные расходы составили 1,95 трлн. руб., или 79% от общей суммы расходов на медицинскую помощь (частные средства составили 21%, или 519,6 млрд. руб.).
Основным механизмом планирования и распределения государственных финансовых средств на оказание медицинской помощи, в соответствии с необходимыми ее объемами, является Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа государственных гарантий). Финансовое наполнение Программы государственных гарантий составляет 2,4% от ВВП (2014 год).
Приоритетной задачей реализации Программы государственных гарантий является обеспечение доступности и качества медицинской помощи, удовлетворяющей потребностям населения, при эффективном использовании государственных ресурсов.
В настоящее время наиболее эффективными, доказанными и международно-признанными являются здоровье-сберегающие технологии, основанные на:
проведении массовых направленных скринингов здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров (определение индивидуального интегративного риска развития неинфекционных заболеваний, раннее выявление сосудистых, онкологических и других заболеваний),
диспансерном наблюдении лиц, страдающих хроническими заболеваниями или имеющих серьезный интегративный риск развития острых заболеваний,
максимально ранней коррекции факторов риска и повышении приверженности населения к лечению болезней на стадиях их максимальной излечимости,
массовой иммунопрофилактике в рамках Национального Календаря прививок,
координированной, четкой и быстрой работе служб неотложной, скорой и экстренной специализированной медицинской помощи – в случае возникновения острой патологии,
развитой специализированной медицинской помощи с увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи,
междисциплинарной медицинской реабилитации.
Для направленного развития системы здравоохранения и улучшения здоровья населения параметры Программы государственных гарантий позволяют планировать динамику распределения объемов медицинской помощис постепенной концентрацией ресурсов на наиболее эффективных здоровье-сберегающих технологиях. Эти же технологии являются и наиболее ресурсосберегающими, что обеспечивает повышение эффективности работы всей системы.
С 2013 года заложен вектор на рост объемов медицинской помощи и расходов в первичном звене здравоохранения – на помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, включая, прежде всего, диспансеризацию и профилактические осмотры, совершенствование медицинской помощи в неотложной форме, а также помощи, оказываемой в дневных стационарах, в том числе всех видов малой (амбулаторной) хирургии и других стационарозамещающих технологий. Впервые введены нормативы на медицинскую реабилитацию в стационарных условиях и паллиативную медицинскую помощь. Наряду с этим, взят курс на повышение эффективности круглосуточной стационарной медицинской помощи и перераспределение части ее объемов в дневные стационары и реабилитационные и паллиативные подразделения.
Современные подходы к управлению здоровьем требуют не только перераспределения объемов медицинской помощи, но и пересмотра инфраструктуры здравоохранения,которая должна соответствоватьпотребностям населения, обеспечивать оказание медицинской помощи в заданных объемах по видам и формам, но при этом не быть избыточной и оставаться эффективной.
В соответствии с обозначенными направлениями, требуется расширение сети медицинских амбулаторных организаций первичного звена и дневных стационаров с существенным их комплексным развитием.
Необходим пересмотр коечного фонда, решение вопросов о его технологическом развитии, перепрофилизации с учетом развития служб медицинской реабилитации и паллиативной помощи, а также повышении эффективности с достижением максимальной отдачи от имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Для оптимального распределения медицинских мощностей (современной медицинской техники и лабораторного оборудования, медицинских кадров разных профилей и специальностей) создается трех-уровневая система оказания медицинской помощи, в том числе в стационарном сегменте. Впервые, наряду с первичным и региональным (третьим) уровнями, внедрен второй – межмуниципальный, межрайонный – уровень, который позволяет оказывать специализированную помощь высоких квалификаций и качества при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет правильного размещения на территории региона медицинских центров второго уровня удается доставить больного из любой точки региона в течение «золотого часа» и эффективно снизить смертность от всех основных причин.
Планирование структурных преобразований системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом достигнутого ресурсного и кадрового состояния региональной системы здравоохранения, исходя из особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатических и географических особенностей региона, плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная специфика наполнения и реализации Программы государственных гарантий не должна искажать основных нормативов и трендов, заложенных в ней. Поэтому необходимо усиление государственного контроляза формированием и реализацией территориальных программ государственных гарантий, за соблюдением единых для страны требований к порядкам и условиям бесплатного оказания медицинской помощи и обеспечением равных прав граждан на охрану здоровья населения на всей территории Российской Федерации.
Государство является учредителем и собственником 68% медицинской инфраструктуры (5724 из 8419 медицинских организаций разного уровня и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности).
Государство реализует целевые программы развития здравоохранения: приоритетный национальный проект «Здоровье» (2006–2014 гг.), программы модернизации здравоохранения (2011–2013 гг. и 2014–2016 гг.), региональные программы развития отрасли. Это позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на всей территории страны, создавая условия для внедрения в практику современных медицинских технологий и, тем самым, повышая доступность и качество медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
Вместе с тем, законодательно закреплено, что в Программе государственных гарантий могут участвовать медицинские организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
Увеличение тарифов на медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. Вследствие этого, количество частных медицинских организаций, участвующих в предоставлении медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, возросло за последние четыре года более чем в два раза (с 618 в 2010 году до 1645 в 2014 году).
Включение в Программу государственных гарантий медицинских организаций частной формы собственности позитивно влияет на систему здравоохранения, в целом, так как развивает конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, повышая ее качество и доступность.
Современная нормативная база определяет единые требования к инфраструктуре здравоохранения, логистике оказания медицинской помощи, ее качеству и доступности, квалификации медицинских работников, для медицинских организаций разной формы собственности и ведомственной принадлежности.
С учетом увеличения числа негосударственных медицинских организаций, а также объемов медицинской помощи, оказываемой ими в рамках Программы государственных гарантий, важнейшей функцией государства остается контроль и надзор за всей системой здравоохранения,независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности медицинских организаций и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности.
Наряду с организационными положениями, государство устанавливает Порядки оказания медицинской помощи разного профиля, критерии качества медицинской помощи разного профиля и вида, а также другиенормативные акты, регламентирующие доступность, своевременность и качество оказания медицинской помощи.
Являясь учредителем и собственником 96,7% организаций, лицензированных к образовательной деятельности в области медицины, государство устанавливает образовательные стандарты и типовые образовательные программы, а также формирует профессиональные стандарты и критерии аккредитации медицинских работников (к 2016 году).
Эти документы, в соответствии с законодательством, разрабатываются совместно с экспертным медицинским сообществом (аппарат главных внештатных специалистов Минздрава России и их экспертные комиссии, профессиональные медицинские организации – Национальная Медицинская Палата, профильные медицинские общества и ассоциации, Совет ректоров медицинских ВУЗов и др.).
Кроме того, с 2013 года, при координирующей роли Минздрава России, экспертное медицинское сообщество самостоятельно разрабатывает и утверждает клинические рекомендации(протоколы лечения).
Таким образом, Конституция и законодательство Российской Федерации, широта государственных гарантий в сфере здравоохранения обусловливают необходимость выполнения государством функций:
разработчика и координатора государственной политики в сфере здравоохранения, а также единой нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, единых требований к доступности и качеству медицинской помощи, к уровню подготовки и квалификации медицинских работников,
координатора территориального планирования инфраструктуры здравоохранения,
заказчика необходимых объемов медицинской помощи по видам и формам ее оказания,
собственника (учредителя) наиболее значимых для отечественного здравоохранения медицинских организаций и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности,
единого централизованного органа контроля и надзора за доступностью и качеством медицинской помощи.
В то же время, если до начала 90-х годов финансовое обеспечение отечественного здравоохранения осуществлялось на основе централизованной государственной модели по сметному принципу с использованием централизованного планирования и жесткой вертикали управления, то с переходом от плановой к рыночной экономике и с изменением государственного устройства (разделение полномочий между федеральным уровнем власти и субъектами Российской Федерации) должна была измениться и система финансового обеспечения российского здравоохранения.
С 1991–1993 годов в стране были внедрены механизмы обязательного медицинского страхования (ОМС), что привлекло значительные дополнительные ресурсы в здравоохранение, включило принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления.
Однако запуск страховых механизмов был осуществлен при снижении централизованных контролирующих функций государства и отсутствии единых смысловых и финансовых нормативов. В каждом регионе страны ОМС внедрялось с резко выраженной спецификой, на основе разных финансовых и экономических возможностей, что привело к серьезным межрегиональным различиям в развитии здравоохранения и в соблюдении государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению. К 2008 году различия в подушевом финансовом нормативе базовой программы ОМС между регионами достигали 25-кратного размера. Наряду с этим, сохранялась многоканальность финансирования здравоохранения, что усугубляло межрегиональные различия в финансовом обеспечении отрасли. С учетом недофинансирования здравоохранения в целом, большинство государственных гарантий, продекларированных в соответствующей Программе, на деле не покрывались финансированием. В практику вошли теневые соплатежи населения за все основные виды медицинской помощи.
Двадцать лет ушло на становление и развитие страховой медицинской системы. Лишь с 2013 года базовая программа ОМС начала функционировать на основе единого подушевого финансового норматива, что позволило вернуться к принципам солидарности и социального равенства в обеспечении главного права каждого человека – на сохранение здоровья и жизни. С 2013 года внедрена разработанная единая тарифная система ОМС, единые способы оплаты медицинской помощи. Осуществлен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование с «погружением» в ОМС основных видов медицинской помощи, включая 459 высокотехнологичных методов.
В настоящее время базовая программа обязательного медицинского страхования является финансовой основой Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В результате проводимых в последние годы мероприятий по совершенствованию здравоохранения в Российской Федерации отмечается улучшение демографической ситуации,отражающее устойчивую положительную тенденцию к снижению материнской и младенческой смертности и смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению продолжительности жизни. В 2013 году естественный прирост населения превысил 24 тыс. человек. Этот результат достигнут, в основном, за счет снижения смертности населения. И такая тенденция сохраняется.
По результатам 2013 года, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 0,53 года по сравнению с 2012 годом и достигла 70,8 лет.У женщин продолжительность жизни увеличилась на 0,7 года и составила 76,3 года, у мужчин – на 1,1 года – 65,1 года.
Вместе с тем, в российском здравоохранении сохраняются факторы, снижающие его эффективность и качество оказываемой медицинской помощи.
Требует совершенствования и развития система медицинского страхования.
Структура оказываемой медицинской помощи еще остается смещенной в сторону наиболее затратной, оказываемой в условиях стационара, при этом работа круглосуточной койки требует повышения эффективности и интенсификации.
Не во всех регионах страны достроена трехуровневая система здравоохранения, в том числе по оказанию медицинской помощи матерям и детям.
Необходимо развитие первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе с расширением диспансеризации, профилактических программ и повышением их качества, улучшением условий работы медицинского персонала, развитием диагностической, патронажной и реабилитационной служб.
Требуется расширение сети дневных стационаров с активным внедрением методов амбулаторной хирургии и других стационарозамещающих технологий, в том числе в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование неотложной, скорой и экстренной медицинской помощи, обеспечивающей своевременность и качество медицинских мероприятий при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Также необходимо дальнейшее совершенствование системы оказания специализированной медицинской помощи, увеличение доли оказания высокотехнологичной медицинской помощи в общей структуре оказания медицинской помощи в стационарных условиях. При этом особое внимание должно быть сконцентрировано на развитии системы медицинской реабилитации, в том числе путем создания и организации работы мультидисциплинарных реабилитационных бригад, а также системы паллиативной медицинской помощи населению, в том числе детям.
Современная система здравоохранения невозможна без развития информатизации – повсеместного внедрения медицинской электронной информационной системы, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры, электронных систем помощи в принятии решений, доступа к электронным информационным и обучающим ресурсам, а также телемедицинских технологий.
Чрезвычайно важно продолжить работу по созданию национальных клинических рекомендаций (протоколов лечения) для обеспечения единообразных подходов к оказанию медицинской помощи на территории страны.
Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. С 2016 года планируется поэтапный переход на аккредитацию всех врачей и медицинских сестер на основе разрабатываемых профессиональных стандартов, критериев аккредитации, учитывающих современные клинические рекомендации (протоколы лечения). Должна быть усовершенствована и система непрерывного медицинского образования, в том числе дистанционного.
Требуется устранение дисбаланса в распределении медицинских работников по уровням и условиям оказания медицинской помощи. Необходимо развитие целевой системы подготовки в высших учебных заведениях и ординатуре, создание всероссийской базы вакансий в медицинских организациях.
Необходимо совершенствование системы лекарственного обеспечения населения и обеспечения медицинскими изделиями, а также всего цикла обращения медицинской продукции.
Требуется создание централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций, основанной на принципе разграничения разрешительных и контрольных функций, внедрения системы управления качеством в деятельность медицинских организаций, что позволит снизить контрольную нагрузку на хозяйствующие субъекты, исключить дублирование контрольно-надзорных функций и полномочий между Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.