Товароведение как научная дисциплина. Основы товароведения
Лекция №1
Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение — это знание о товарах.
Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
В настоящее время М.А. Николаевой (1999г) предложено более широкое определение:
Товароведение — это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. |
Под потребительной стоимостью понимается способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, потребность человека быть здоровым удовлетворяется различными способами: можно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т. е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.
Дисциплина «товароведение» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.
Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела — общее и частноетовароведение.
В общем товароведениирассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведенииизучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинское и фармацевтическое.
Медицинское товароведениеизучает потребительские свойства медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы соответствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).
Фармацевтическое товароведение-эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
Как видно из приведенного определения, предметом фармацевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины, является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента.
Товароведение связано с фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией - знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для организации и экономики фармации, фармацевтической химии, технологии лекарств, фармакогнозии.
Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи фармацевтического товароведения:
-определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;
-систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
-обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.
К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
Продукция — это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности).
В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Лекарственные средства — вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений и минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
Лекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации . В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.
Гомеопатические лекарственные средства— одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.
Изделия медицинского назначения— это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.
Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими.
В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополнительного ассортимента, или парафармацевтических товаров.
Парафармацевтические товары— товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие ЛС и ИМН, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.
В нашей стране в настоящее время нет четкого представления о том, что следует считать парафармацевтическим товаром. Толкование этого термина колеблется от наборов реагентов для радиоиммунологического анализа, используемых в медицинской практике для диагностических целей, до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организаций, включающих все, кроме ЛС. Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организаций, считаем, что к парафармацевтическим следует относить товары, отпускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.
Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, которые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выделены в отдельную группу — другие товары.
Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими его способность удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на ряд категорий: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю), функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргометрические (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).
Другие ИМН |
ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ (ОСНОВНОГО АССОРТИМЕНТА) |
ПАРАФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА) |
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В том числе гомеопатические |
ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ |
Косметические товары |
Санитарно-гигиенические средства |
Минеральные воды |
Диетическое и детское питание |
Изделия очковой оптики |
Справочно-просветительская литература |
Продукты и пищевые добавки лечебного и профилактического назначения |
Предметы и средства для обеспечения здорового образа жизни |
Перевязочные средства |
ДРУГИЕ ГРУППЫ |
Медицинские приборы и инструменты |
Посуда для медицинских целей |
Реактивы и диагностические средства |
Стоматологические и зубопротезные приборы, инструменты и материалы |
Прочие |
Предметы ухода за больными |
По рецептам |
Без рецепта |