Государство является гарантом социальной защиты интересов граждан Российской Федерации в охране здоровья

Для обеспечения широких государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи каждому гражданину Российской Федерации требуется, чтобы государство реализовывало функции:

разработчика единой нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения,

координатора территориального планирования организации системы здравоохранения,

заказчика необходимых объемов медицинской помощи по видам и формам ее оказания,

собственника (учредителя) наиболее значимых для отечественного здравоохранения медицинских организаций и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности,

единого органа контроля и надзора за доступностью и качеством медицинской помощи.

Вместе с тем, разделение полномочий между федеральным уровнем власти и субъектами Российской Федерации, переход к рыночной экономике и расширение частного сегмента отечественного здравоохранения обусловили необходимость развития механизмов страхового финансового обеспечения системы здравоохранения и государственно-частного партнерства. Внедрение системы ОМС привлекло значительные дополнительные ресурсы в здравоохранение, включило принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления отраслью.

С целью достижения максимально возможного уровня развития отечественного здравоохранения с координированным использованием всех ресурсов страны необходимо формирование Национальной системы здравоохранения – системы, объединяющей все медицинские службы и организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, и работающей в рамках единого нормативно-правового поля, а также единого государственного, экспертного и общественного контроля.

Основой реализации Конституционального права каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатное получение медицинской помощи является Программа государственных гарантий, которая оказывается преимущественно в государственных и муниципальных учреждениях, а также может оказываться в медицинских организациях негосударственного сегмента (медицинские организации частной формы собственности, участвующие в предоставлении медицинской помощи за счет средств ОМС).

Формируется преимущественно одноканальная система финансового обеспечения отечественного здравоохранения. Главным каналом финансового обеспечения Программы государственных гарантий становится базовая программа ОМС, которая функционирует, в соответствии с принципами солидарности и социального равентства, по единым требованиям и критериям:

единому подушевому нормативу финансирования;

единым способам оплаты оказания медицинской помощи, ориентированным на результат деятельности медицинских организаций;

единым критериям контроля за движением средств ОМС;

единым критериям качества медицинской помощи и аккредитации экспертов качества медицинской помощи.

В ведении собственника (учредителя) медицинской организации находится инвестиционная составляющая (основные фонды), штатное наполнение, что обеспечивает равенство прав как государственных, так и негосударственных участников Национальной системы здравоохранения.

Поступательное развитие здравоохранения должно учитывать весь спектр взаимоотношений государственного и негосударственного сегментов отрасли. Особое внимание необходимо уделять развитию добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования (ОМС+), так как это позволит не сдерживать развитие инновационных медицинских технологий, а активно их внедрять в медицинскую практику, привлекая в систему дополнительные финансовые ресурсы.

Инновационное развитие здравоохранения с выделением направления персонифицированной медицины, широкое внедрение индивидуальных здоровье-сберегающих и профилактических программ, повышение мотивации к рациональному пользованию медицинскими услугами и личной ответственности пациентов за состояние своего здоровья – способствуют расширению деятельности страховых медицинских организаций в части формирования и предложения дополнительных к ОМС страховых продуктов. Поэтапный рост объемов дополнительных страховых продуктов в долгосрочной перспективе позволит отказаться от оказания платных медицинских услуг медицинскими организациями – участниками базовой программы ОМС.

Важно, чтобы при осуществлении медицинской деятельности с использованием всех имеющихся мощностей отечественного здравоохранения (Программа государственных гарантий, ОМС+, ДМС, платные услуги), сохранялось четкое разграничение «платной» и «бесплатной» медицины.

Необходимо совершенствование вертикального контроля со стороны государства за деятельностью всех участников Национальной системы здравоохранения в части доступности, своевременности, качества и безопасности оказания медицинской деятельности.

Вся деятельность Национальной системы здравоохранения должна основываться на открытом диалоге с гражданским обществом, профессиональными медицинскими некоммерческими организациями и пациентским сообществом.

Реализация Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период путем создания Национальной системы здравоохранения обеспечит, в том числе, полноценную реализацию права граждан на выбор врача и медицинской организации.

Наши рекомендации