Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях
Система лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс научно-обоснованных принципов организационно-практических мероприятий по оказанию пораженному населению медицинской помощи и лечению, связанных с его эвакуацией за пределы зоны (очага) катастрофы, и предназначенных для этого сил и средств службы медицины катастроф.
На организацию системы лечебно-эвакуационного обеспечения влияют следующие основные условия: вид катастрофы, размеры территории очага поражения, количество пораженных, характер патологии поражения населения, степень выхода из строя сил и средств здравоохранения в зоне катастрофы, уровень развития медицинской науки, состояние материально-технического оснащения службы медицины катастроф, наличие или отсутствие на местности опасных для человека поражающих факторов (РВ, СДЯВ, пожаров) и др.
Лечебно-эвакуационное обеспечение (ЛЭО) является одним из основных и наиболее трудоемких видов деятельности здравоохранения при ликвидации медицинских последствий в чрезвычайных ситуациях, направленных на охрану и восстановление здоровья населения, снижение летальности и инвалидности среди пораженных. Принципы организации экстренной медицинской помощи в системе ЛЭО пострадавших в чрезвычайных ситуациях основаны на общих положениях охраны здоровья населения и оказания ему медицинской помощи и отражают медико-социальные особенности этого периода, заключающиеся в массовом поступлении пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи и резком изменении условий жизнедеятельности населения.
При организации ЛЭО пораженных в зонах катастроф возникла необходимость в использовании специальной системы лечебно-профилактических мероприятий и соответствующих формирований и учреждений службы медицины катастроф для ее реализации, а также разработки новых форм и методов работы службы.
Многообразие видов катастроф и возникающих в них условий исключают наличие одной какой-либо системы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Закономерным для них является отсутствие условий в зоне катастроф для оказания одномоментной исчерпывающей медицинской помощи пострадавшим и необходимость прибегать к их эвакуации. Общим принципом лечебно-эвакуационного обеспечения в условиях катастроф является в основном двухэтапная система оказания медицинской помощи и лечения пораженных с их эвакуацией по назначению. Сохранившегося объектового медицинского персонала и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в очаге и вблизи него для этой цели, как правило, недостаточно. Перемещение в короткие сроки к району бедствия крупных медицинских учреждений здравоохранения извне практически нереально, поскольку они не обладают необходимой для, этого подвижностью. Возможности скорой медицинской помощи, как самого мобильного формирования здравоохранения, в крупных очагах также ограничены и быстро иссякают.
Для ее усиления лечебно-профилактические учреждения вынуждены выделять из своего состава часть медицинского персонала, создавая из него подвижные высокомобильные медицинские формирования разной степени готовности к выдвижению в район бедствия (бригады экстренной медицинской помощи, бригады экстренной специализированной медицинской помощи, медицинские отряды, подвижные госпитали и т. п.), а также использовать сохранившиеся в очаге или вблизи от него лечебно-профилактические учреждения. Кроме того, в зону катастрофы могут выдвигаться медицинские формирования войсковых частей гражданской обороны, военно-медицинской службы МО РФ, врачебно-санитарной службы МПС, и других ведомств. Комплекс этих сил и средств составляет первый (догоспитальный) этап медицинской эвакуации в борьбе за жизнь пораженных на пути их эвакуации в стационарные лечебные учреждения (территориальные, региональные, а иногда центра), т. е. на второй (госпитальный) этап медицинской эвакуации, где обеспечивается оказание полного объема медицинской помощи и лечение до окончательного исхода.
Итак, медицинские формирования и лечебные учреждения здравоохранения, военно-медицинской службы МО РФ, врачебно-санитарной службы МПС, медицинские пункты войсковых подразделений ГО и других ведомств, развернутые на путях эвакуации пораженных из зоны (района) катастрофы для массового приема, медицинской сортировки, оказания медицинской помощи, подготовки к эвакуации и лечения получили наименование этапа медицинской эвакуации. Каждому этапу устанавливается определенный объем медицинской помощи. Основными видами помощи в очаге или на его границе являются первая медицинская, доврачебная и первая врачебная помощь. В зависимости от обстановки здесь же некоторым категориям пораженных могут выполняться элементы квалифицированной медицинской помощи. На втором этапе медицинской эвакуации обеспечивается оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в полном объеме, лечение до окончательного исхода и реабилитация.
Для большинства катастроф закономерно в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных с их эвакуацией по назначению предусматривается организация не только двух этапов медицинской эвакуации, но и следующие строго регламентируемые виды медицинской помощи пораженным: первая медицинская, доврачебная, первая врачебная, квалифицированная и специализированная медицинская помощь. Характерной особенностью оказания медицинской помощи пораженным является расчленение, рассредоточение (эшелонирование) ее оказания во времени и на местности по мере эвакуации пострадавших из очага катастроф в стационарные лечебные учреждения. Степень расчленения (эшелонирования) медицинской помощи различна в зависимости от медицинской обстановки в зоне катастрофы. Исходя из нее может изменяться и объем медицинской помощи (перечень лечебно-профилактических мероприятий), расширяться или суживаться. Однако всегда должны быть проведены мероприятия, направленные на спасение жизни пораженного и снижение (предупреждение) возможности развития опасных осложнений в дальнейшем.
Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в развертывании и организации работ. Однако, в его составе необходимо создавать условия для приема, размещения и медицинской сортировки пораженных (при благоприятной погоде это может быть открытая сортировочная площадка), помещения для оказания медицинской помощи, временной изоляции, санитарной обработки, временной или окончательной госпитализации, ожидающих эвакуации и подразделений обслуживания (хозяйственные, снабжения медицинским имуществом и др.).
Для оказания первой медицинской и доврачебной помощи, выполняемых пораженным на месте, где получена травма, или вблизи от него, не требуется развертывания на местности функциональных отделений. Отдельные лечебно-профилактические мероприятия первой врачебной помощи (инфузионная терапия и др.) могут также выполняться вне функциональных отделений.
Скорейшее проведение лечебно-профилактических мероприятий максимально возможному числу пострадавших на догоспитальном (первом) этапе медицинской эвакуации повышает их шансы на выживание. Не без основания он может рассматриваться как начальный этап интенсивной терапии доступными средствами с ее продолжением в условиях стационарного лечебного учреждения. На данном этапе самой природой очага как бы запрограммировано оказание медицинской помощи ограниченными средствами с использованием их по жизненным показаниям.
На втором (госпитальном) этапе медицинской эвакуации (стацинарные лечебные учреждения ведомственного, территориального, регионального здравоохранения и клинические базы Всероссийского центра МК «Защита») обеспечивается оказание полного объема экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим и лечение их до окончательного исхода. Для 65—70% пострадавших с механической травмой и до 80% терапевтического профиля квалифицированная медицинская помощь является завершающим видом.
Необходимость в организации первого этапа медицинской эвакуации объективно обусловлена тем, что расстояние между районом бедствия и стационарными лечебными учреждениями может быть значительным. Определенная часть пораженных не выдержит длительную эвакуацию непосредственно из очага катастрофы после оказания им только первой медицинской помощи, полученной в очаге или на его границе. Так, на месте и при эвакуации в больницы г. Иванова пострадавших от смерча (1984 г.) погибло 57 человек. Из них 16% имели шансы на жизнь. Эвакуация пострадавших без должной их медицинской подготовки не только может создавать непосредственную угрозу для их жизни на транспорте, но и способствовать более быстрому развитию раневой инфекции. Высокая летальность в г. Уфе среди пострадавших при железнодорожной катастрофе (1989 г.) обусловлена, наряду с тяжестью поражения, длительностью догоспитального периода в связи с отсутствием служб быстрого реагирования.
Следовательно, рассредоточение, эшелонирование медицинской помощи по видам на местности и во времени обусловлено объективной необходимостью поэтапной борьбы за сохранение жизни пострадавших на пути их эвакуации в стационарные лечебные учреждения второго этапа медицинской эвакуации.
Однако, это не значит, что исключаются варианты оказания полного объема медицинской помощи пострадавшим и их лечения до окончательного исхода в ближайших к месту катастрофы стационарных учреждениях. Например, при небольшом количестве пострадавших и наличии поблизости к очагу стационарного лечебного учреждения, соответствующего профиля и достаточной коечной емкости которое к тому же может быть усилено бригадами экстренной специализированной медицинской помощи, при отсутствии тяжелопораженных, нуждающихся в оказании медицинской помощи и лечении в специализированных лечебных учреждениях за пределами территориального здравоохранения. В таких условиях для основной массы пострадавших справедливо осуществление одноэтапной системы ЛЭО пораженных (лечение на месте). Только отдельным пораженным может потребоваться узко специализированная медицинская помощь в соответствующих лечебных учреждениях (отделениях) региона или центра.
Этапность в оказании медицинской помощи в определенной степени предопределяется также сроками прибытия к очагу катастрофы сил и средств спасательных подразделений. По данным В. А. Фролова в первые часы после катастрофы в спасательных работах участвуют силы, находящиеся в зоне бедствия и сохранившие работоспособность, а также силы немедленного реагирования, прибывшие из ближайших городов и районов. Крупномасштабные катастрофы требуют привлечения сил из других регионов страны. Силы и средства службы группируются по естественным путям эвакуации на территории области, края, республики. Часть (полоса) административной территории субъекта РФ с любыми путями эвакуации пораженных из зоны катастрофы и находящимися на них этапами медицинской эвакуации получила наименование лечебно-эвакуационного направления (ЛЭН). В крупном очаге может создаваться несколько лечебно-эвакуационных направлений, как это имело место в период ликвидации медико-санитарных последствий Башкирской трагедии (1989 г.).
Следовательно, в службе экстренной медицинской помощи в ЧС объективно выявляются два направления в системе оказания медицинской помощи пораженным и их лечения в экстремальных условиях:
а) первое, когда оказание медицинской помощи пораженным в полном объеме возможно обеспечить силами объектового и местного территориального здравоохранения без привлечения их из других регионов и центра. В этом случае осуществляется лечение на месте, в пределах района и города. Эвакуация пораженных осуществляется на коротком плече;
б) второе направление, когда для ликвидации медицинских последствий крупной катастрофы необходимо выдвигать подвижные силы и средства здравоохранения из соседних районов, городов, регионов и даже из специализированных центров медицины катастроф и осуществлять в определенном масштабе эвакуацию за пределы зоны бедствия в другие регионы и центры страны.
Нередко эти два направления или системы оказания медицинской помощи пораженным при катастрофах используются одновременно, особенно при больших катастрофах, удаленных от районов размещения лечебно-профилактических учреждений (аварии на железнодорожных путях, при наводнениях), а также при возникновении специфической патологии поражения (аварии на атомных электростанциях, при обширных пожарах и т. п.).
Эти два направления в системе медицинского обеспечения пораженных имели место с разной степенью выраженности и в прошлых войнах русской и Советской Армий. В зависимости от обстановки на войне превалировала то одна, то другая форма обслуживания раненых воинов, взаимодействуя между собой.
В связи с тем, что в двухэтапной системе ЛЭО населения в ЧС медицинская помощь расчленяется, к ее оказанию предъявляются следующие два основных требования: преемственность в последовательно проводимых лечебно-профилактических мероприятиях и своевременность их выполнения.
Преемственность в оказании помощи и лечении обеспечивается во первых, наличием единства понимания происхождения и развития патологического процесса, а также единых, заранее регламентированных и обязательных для всего медицинского персонала службы научно-обоснованных принципов оказания помощи пораженным и их лечения при различных поражениях, полученных при катастрофах, и, во-вторых, наличием четкой медицинской документации, сопровождающей каждого пораженного (больного). Медицинскими документами, обеспечивающими ознакомление каждого последующего врача с тем, что было диагностировано у пораженного предыдущим врачом и какая ему оказана помощь, являются первичная медицинская карточка ГО, талон на госпитализацию, история болезни (если заведена) и другая документация.
Первичная медицинская карточка ГО, а при ее отсутствии любой произвольно заполненный документ, оформляется на всех пораженных больных при оказании им первой врачебной помощи, если он подлежит дальнейшей эвакуации, а при их задержке для лечения свыше одних суток — используется как история болезни (или вкладываются в последнюю). В этих документах записывают основные данные о диагнозе и характере поражения, оказанной медицинской помощи, способе эвакуации и др. При эвакуации пораженного эти регистрационные документы следуют вместе с ним.
Своевременность оказания медицинской помощи позволяет сохранить жизнь пораженному и предупредить развитие тяжелых осложнений. Это является критерием для оценки сроков ее оказания. Своевременность в оказании медицинской помощи достигается хорошей организацией розыска, выноса и вывоза (эвакуации) пораженных из очага на этапы медицинской эвакуации, максимальным приближением первого этапа к районам возникновения потерь в районе бедствия, правильной организацией их работы и особенно за счет проведения медицинской сортировки (см. Медицинская сортировка пораженных при катастрофах).
Важным слагаемым в организации экстренной медицинской помощи населению при массовых поражениях является медицинская эвакуация. Медицинская эвакуация — это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы пораженных, нуждающихся в медицинской помощи и лечении за ее пределами. Она начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.
В условиях катастроф санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене — зона катастрофы — ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. Однако при эвакуации авиатранспортом из района землетрясения в Армении имели место случаи эвакуации крайне тяжелопораженных и нетранспортабельных без сопровождения их медицинским работником в полете.
В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.
При наличии возможности следует проводить приспособительные мероприятия на грузовых автотранспортных средствах, используемых для эвакуации пораженных. Среди таких мероприятий важное значение приобретает оборудование автомобилей универсальным санитарным приспособлением для установки носилок (УСП-Г), добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.
При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне автобуса или кузове автомобиля. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно в передних секциях и не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10—15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в автобусах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т. п. и обычно устанавливается в пределах 30—40 км/час.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товаро-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме путем расширения помещений за счет снятия перегородок между каютами, устройства проходов для движения с носилками, установки топчанов, станков для носилок, медицинского оборудования и др. В первую очередь осуществляют погрузку носилочных, а затем ходячих пораженных.
Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40 и др. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобными являются реанимационно-операционные самолеты АН-26м, «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии и т. п.
Как показал опыт работы служб в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров и т. п. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).
С объектов (участков) поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращиваемой прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым службой ГАИ, спасательных отрядов, а также транспортом региональных центров экстренной медицинской помощи (медицины катастроф), транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений (команд), местное население, военнослужащие.
Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава санитарных дружин, скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.
При массовой эвакуации пораженных железнодорожным (водным) транспортом (эвакосанитарными поездами, железнодорожными летучками) в местах погрузки оборудуются подъездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите пораженных от дождя, снега, холода и т. п. При погрузке пораженных на транспорт желательно составлять пофамильный список эвакуируемых, особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывая номерные знаки автомобилей.
При эвакуации пораженных в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения с транспорта (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними легкопораженных, а иногда выделение сопровождающих).
Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров экстренной медицинской помощи и т. л.) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.). Общим правилом при транспортировании пораженных на носилках является несменяемость носилок, с их заменой из обменного фонда.
Очень важно организовать управление эвакуацией с целью равномерной и одномоментной загрузки медицинских отрядов (госпиталей) лечебно-профилактических учреждений, а также обеспечения направления пораженных в лечебные учреждения соответствующего профиля (отделения лечебных учреждений), сократив до минимума перевод пораженных по назначению между лечебными учреждениями района (города).
Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургической, терапевтической и т. п. профиль) и локализации поражения значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.
В этих целях следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с диспетчером подстанции, другими машинами и лечебными учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге поражения и загрузке медицинских формирований (учреждений).
Таким образом, основной смысл системы ЛЭО пораженных при катастрофах заключается в обеспечении правильных действий медицинских кадров в условиях катастроф с целью успешного выполнения основной задачи службы. Путь к этому лежит в повышении социальной и профессиональной компетенции специалистов, в доведении практических навыков до автоматизма, в обеспечении уверенности каждого медицинского работника в обоснованности своих действий и высокой ответственности за них в чрезвычайных ситуациях, готовности населения к оказанию само- и взаимопомощи пострадавшим при катастрофах.