Глава 1. основы гражданской обороны

Взято с RZGMU.UCOZ.RU

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования «Рязанский государственный

Университет имени академика И.П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

С.Е. Бобырев, Л.А. Тулина, Н.Ф. Дыкань, В.Г. Сейидов

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для

Студентов медицинских вузов

Рязань 2006

ББК 61:355

УДК 68.9

Б723

Рецензенты: Бобий Б.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Медицина катастроф» РМАПО Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГУ ВЦМК «Защита» по науке.

Карниз А.Ф., д.м.н., профессор, доцент кафедры эпидемиологии и военной гигиены (военно-морской гигиены) ГИУВ МО.

Б723 Бобырев С.Е., Тулина Л.А., Дыкань Н.Ф., Сейидов В.Г.

Гражданская оборона здравоохранения: Учебное пособие / Авт. С.Е. Бобырев, Л.А. Тулина, Н.Ф. Дыкань, В.Г. Сеидов; - Рязань: РИО ГОУ ВПО «РязГМУ Росздрава», 2006. - 348 с.

ISBN 5-8423-0077-X

Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки сту­дентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов медицинских вузов, обучающихся по программе «Медицинская служба Гражданской обороны». Оно разрабо­тано на основе требований наставлений, указаний, инструкций, памяток и другой учебно - методической литературы применительно к действию ГО здравоохранения в мирное и военное время.

Учебное пособие включает 10 глав. Представленные в нем сведе­ния изложены в доступной для обучения форме, с большим количеством фотографий и рисунков в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.

ББК 61 : 355

УДК 68.9

ISBN 5-8423-0077-X ©Составители, 2006

©ГОУ ВПО РГМУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
Глава 1. Основы гражданской обороны (канд. мед. наук С.Е. Бо­бырев, канд. мед. наук Л.А. Тулина)………………………..  
  Введение………………………………………………………………
  Основные понятия и задачи гражданской обороны………………..
  Принципы организации и ведения гражданской обороны ……….
  Силы гражданской обороны…………………………………………
  Законодательное и нормативно-правовое обеспечение граждан­ской обороны в Российской федерации…………………………….  
Глава 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения (канд. мед. наук С.Е. Бобырев, канд. мед. наук Л.А. Ту­лина).........................................................................................    
  Общие сведения о мобилизации и мобилизационной подготовке..
  Мобилизация и мобилизационная подготовка объектов здраво­охранения……………………………………………………………...  
  Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения………….
  Организация и ведение ГО на объекте здравоохранения………….
Глава 3. Гражданская оборона здравоохранения (канд. мед. наук С.Е. Бобырев)..........................................................................  
  Введение………………………………………………………………
  Гражданская оборона здравоохранения, правовые основы. За­дачи ГО здравоохране­ния……………………………………………  
  Структура управления гражданской обороной здравоохранения ..
  Силы и средства гражданской обороны здравоохранения…..........
Глава 4. Медико-тактическая характеристика поражающих фак­торов современного оружия ( канд. мед. наук В.Г. Сейидов, канд. мед. наук С.Е. Бобы­рев)….…………………….    
  Современные войны и возможный характер военных угроз для России…………………………………………………………………  
  Определение и классификация санитарных потерь………………..
  Обычное оружие……………………………………………………...
  Ядерное оружие………………………………………………………
  Термоядерное оружие………………………………………………..
  Последовательность событий при ядерном взрыве………………..
  Комбинированные радиационные поражения……………………...
  Химическое оружие………………………………………………….
  Биологическое оружие……………………………………………….
  Нелетальное оружие………………………………………………….
Глава 5. Организация защиты населения в военное время. Основ­ные способы защиты населения при ведении военных действий (канд. мед. наук С.Е. Бобырев)…...……………..    
  Укрытие в защитных сооружениях……………………….................
  Использование средств индивидуальной защиты……….................
  Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населе­ния……………………………………………………………………..  
  Сигналы оповещения…………………………………………………
Глава 6. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны (канд. мед. наук С.Е. Бобырев, Н.Ф. Дыкань)……………………………………..    
  Мероприятия гражданской обороны здравоохранения в условиях мирного времени ……………………………………………………..
  Мероприятия гражданской обороны здравоохранения при пере­воде на военное положение………………………………………….
  Выполнение мероприятий гражданской обороны в больнице при переводе с мирного на военное положение………………………...  
  Организация медицинского обеспеченияэвакуационныхмероприятий………………………………………………………………..  
  Организация медицинского обеспечения населения после на­падения противника………………………………………………  
  Медицинская защита населения от современных средств пораже­ния……………………………………………………………………..  
  Медико-тактическая характеристика индивидуального, группо­вого медицинского оснащения, средств выноса раненых…………  
  Медико-тактическая характеристика перспективных средств ме­дицинского оснащения……………………………………………….  
Глава 7. Механические и термические повреждения мирного и военного времени, диагностика, оказание помощи в очаге поражения (канд. мед. наук С.Е. Бобырев, Н.Ф. Дыкань)………………………………………………………….  
  Учение о ране…………………………………………………………
  Понятие о проникающих ранениях………………………………….
  Помощь при кровотечении и травматическом шоке……………….
  Ожоги………………………………………………………………….
  Мероприятия по спасению жизни пострадавших, находящихся в состоянии клинической смерти……………………………………...  
Глава 8. Современная система лечебно-эвакуационных мероприя­тий (канд. мед. наук С.Е. Бобырев, канд. мед. наук Л.А. Тулина)……………………….................................................    
  Исторически сложившиеся формы и методы организации ЛЭО….
  Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначе­нию…………………………………………………………………….  
  Виды и объем медицинской помощи……………………………….
  Этапы медицинской эвакуации……………………………………...
  Медицинская сортировка и медицинская эвакуация………………
  Организация этапного лечения и медицинской эвакуации населе­ния……………………………………………………………………..  
Глава 9. Организация санитарно - гигиенических и противоэпи­демических мероприятий среди гражданского населения в военное время (канд. мед. наук Л.А. Тулина, канд. мед. наук С.Е. Бобырев)………………………………………….  
  Силы и средства органов, осуществляющих государственный са­нитарно - эпидемиологический надзор в военное время………….  
  Санитарно-эпидемиологическая обстановка……………………….
  Противоэпидемические мероприятия, проводимые в мирное время и при угрозе нападения против­ника…………………………….  
  Мероприятия по локализации и ликвидации очага биологиче­ского пораже­ния……………………………………………………...  
  Организация санитарной экспертизы и защиты продовольствия и питьевой воды………………………………………………………...  
Глава 10. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений гражданской обороны здравоохранения (канд. мед. наук Л.А. Тулина)…………………..…….........    
  Задачи и организация медицинского снабжения…………………...
  Органы управления медицинского снабжения. Классификация имущества……………………………………………………………..  
  Организация обеспечения имуществом формирований и учреж­дений ГО здравоохранения в мирное время……………………….  
  Снабжение формирований и учреждений ГО здравоохранения медицинским имуществом в военное время……………………….  
  Защита медицинского имущества…………………………………..
Литература………………………………………………………………
         


Глава 1. Основы гражданской обороны

Введение.В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах воо­руженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на но­вых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решаю­щая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточ­ному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в не­которых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обыч­ных средств поражения.

Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым пораже­нием населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разру­шении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живу­щей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где со­отношение погибших военных к гражданскому населению соста­вило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равно­ценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противо­воздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав ко­торой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны (МС ГО), предназначенной для организации медицинского обеспече­ния населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ос­лаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.

Кроме этого, опыт ликвидации последствий стихийных бедст­вий, производственных аварий и катастроф в ряде регионов страны показал недостаточную готовность МСГО к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Предназначенная для действий в военное время МСГО, не имея нормативно-правовых механизмов для действия в мирных условиях, в скоротечных ус­ловиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера срабатывала с опозданием и не использовалась. Необхо­димость коренной перестройки готовности здравоохранения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций после аварии на ЧАЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. стала оче­видной.

В целях решения этой задачи Постановлением Совета Минист­ров РСФСР от 14 июля 1990 № 192 на территории России была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвы­чайных ситуациях, которая в ходе дальнейшего совершенствова­ния была преобразована во Всероссийскую службу медицины ка­тастроф (ВСМК).

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации имеются две специальные медицинские службы - Федеральная медицинская служба гражданской обороны, предназначенная для военного времени, и Всероссийская служба медицины катастроф, предназначенная для мирного времени.

Основные понятия и задачи гражданской обороны

Под гражданской обороной в Российской Федерации понима­ется система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей натерритории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обеспечение безопасности российских граждан является глав­ной целью всех оборонных мероприятий Российского госу­дарства. От успешного решения этой главной задачи зависит ре­шение остальных задач гражданской обороны в Российской Фе­дерации.

Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и во­енное время и в первую очередь службами гражданской обо­роны.

Под службой гражданской обороны понимается служба, пред­назначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обес­печение действий гражданских организаций гражданской обо­роны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неот­ложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О граж­данской обороне» созданы:

- федеральная медицинская служба гражданской обороны;

- федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

- федеральная служба гражданской обороны охраны обществен­ного порядка;

- федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

- федеральная служба гражданской обороны защиты культур­ных ценностей.

Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач:

- на федеральную медицинскую службу гражданской обороны - организация и проведение медицинских, лечебно - эвакуацион­ных, санитарно - гигиенических и противоэпидемических меро­приятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населе­ния, а также своевременное оказание медицинской помощи по­раженным и больным гражданам в военное время;

- на федеральную противопожарную службу гражданской обо­роны - организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организа­ций, локализацию и тушение пожаров;

- на федеральную службу гражданской обороны охраны общест­венного порядка - организация и проведение мероприятий, на­правленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценно­стей;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты живот­ных и растений - организация и проведение мероприятий, на­правленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты культур­ных ценностей - организация и проведение мероприятий, направ­ленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

На Министерство здравоохранения Российской Федерации воз­ложено создание и организационно - методическое руково­дство федеральной медицинской службой гражданской обороны.

Министерству здравоохранения Российской Федерации предпи­сано утвердить положение о соответствующих федеральных службах гражданской обороны. И такое положение было утвер­ждено приказом Министра здравоохранения Российской Федера­ции от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Говоря об основных понятиях в области гражданской обо­роны, изложенных в ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», следует сказать, что под гражданскими организациями гражданской обороны по­нимаются формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации,владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для за­щиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральным законом Российской Федерации №122 – ФЗ (22 августа 2004 года) внесены изменения в Федеральный закон от 28 февраля 1998 года №28 – ФЗ «О гражданской обороне»:

- термин «медицинская служба гражданской обороны - МСГО» заменен на термин «гражданская оборона здравоохране­ния - ГО здравоохранения»;

- слова «гражданские организации гражданской обороны» за­менены словами «нештатные аварийно-спасательные формиро­вания».

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обо­роне, понимается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономи­ческое значение, с находящимися в нем объектами, представ­ляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычай­ных ситуаций в военное и мирное время.

Федеральное законодательство четко определяет основные за­дачи в области гражданской обороны. Последними считаются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Детализация данной задачи осуществлена Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в об­ласти гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллектив­ными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спа­сательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом гражданских организаций гра­жданской обороны (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) начальники гражданской обороны федеральных органов ис­полнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальни­ками гражданской обороны;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и ра­ботники органов, осуществляющих управление гражданской обо­роной (далее именуются - должностные лица и работники граж­данской обороны), а также начальники гражданской обороны ор­ганизаций;

в) личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреж­дений профессионального образования;

е) неработающее население.

Обучение населения в области гражданской обороны осущест­вляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера.

Обучение является обязательным и проводится в учебных заве­дениях Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения ква­лификации федеральных органов исполнительной власти и орга­низаций, в учебно-методических центрах по гражданской обо­роне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федера­ции, на курсах гражданской обороны муниципальных образова­ний, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации начальников гражданской обо­роны организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятель­ности» учреждений общего и профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назна­ченных на должность, связанную с выполнением обязанностей по гражданской обороне, переподготовка или повышение квалифи­кации в области гражданской обороны в течение первого года ра­боты являются обязательны.

Приложением к «Положению об организации обучения населе­ния в области гражданской обороны» определены формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучае­мых).

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценно­стей в безопасные районы.

4. Предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты.

Порядок создания убежищ изложен в Постановлении Прави­тельства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обо­роны».

В нем подчеркнуто, что, наряду с убежищами, к объектам гра­жданской обороны относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имуще­ства гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения меро­приятий по гражданской обороне.

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осу­ществляется на основании планов, разрабатываемых феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и согласован­ных с Министерством Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст­вий стихийных бедствий и Министерством экономики Россий­ской Федерации.

Создание объектов гражданской обороны в период мобилиза­ции и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных обра­зований и организаций.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназна­чению могут быть использованы как объекты гражданской обо­роны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера.

В мирное время объекты гражданской обороны в установлен­ном порядке могут использоваться в интересах экономики и об­служивания населения, а также для защиты населения от пора­жающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями при­родного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к ис­пользованию по назначению.

Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация ко­торых запрещена, исключаются из состава имущества привати­зируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возник­новения опасностей для населения при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий.

7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой ме­дицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий. Для выполнения данной за­дачи создана федеральная противопожарная служба гражданской обороны, а на объектовом уровне создаются противопожарные звенья (команды).

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио­активному, химическому, биологическому и иному заражению.

10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, по­страдавших при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для выполнения поставленной задачи существует фе­деральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка, а также звенья (команды) охраны общественного по­рядка на объектовом уровне.

12. Срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время.

13. Срочное захоронение трупов в военное время.

14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Наши рекомендации