Организация санитарно-гигиенических мероприятий
ЛЕКЦИЯ
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Введение.
Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происходивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС часто возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населения.
При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС).
Это обусловлено следующими причинами:
ª резким ухудшениемсоциальных условии жизнии быта населения вследствие разрушения жилищного фонда,нарушенияэнергоснабжения, выхода из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, банно-прачечных учреждений,коммунально-бытовых и промышленных предприятий;
ª ухудшениемусловий питания населения;
ª возникновением стрессовых состояний и других явлений;
ª значительным снижением естественной резистентности организма и изменением восприимчивости людей к инфекциям;
ª появлением большого числа механических травм, ожогов и других поражений;
ª интенсивной миграцией различных контингентов людей;
ª выходом из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне катастрофы;
ª наличием большого количества трупов людей и животных;
ª массовым размножением грызунов, появлением эпизоотии среди них и активизацией природных очагов зоонозных и природных очагов особо опасных инфекций.
Потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами.
Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней.
Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС имеют весьма важное значение.
1. Принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Санитарно-противоэпидсмическое обеспечение в ЧСвключает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения иподдержание его трудоспособности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:
Ø государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;
Ø единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;
Ø соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
Ø дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;
Ø взаимодействиеРоспотребнадзора с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.
Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является:
Ø организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.
Ø совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений Роспотребнадзора к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленные возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.
Основные направления деятельности по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС:
Ø осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;
Ø осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
Ø осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;
Ø обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС;
Ø участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС.
Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего осложняют санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации,учитывая прежде всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующимосновным критериям:
Ø риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения;
Ø угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;
Ø возможный социальный и экономический ущерб;
Ø появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуации больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;
Ø невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а также необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вакцины, лабораторно-диагностические материалы, средства борьбы с насекомыми, дезинфекционные средства и др.);
Ø опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.
По прибытии в зону ЧС специалисты Роспотребнадзора обязаны провести тщательное эпидемиологическое обследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.
Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинаковы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.
В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС проводят следующие основные мероприятия:
1. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, экспертиза пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
2. взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
3. специальная подготовка сотрудников учреждений и формирований Роспотребнадзора для работы в ЧС;
4. поддержание в высокой степени готовности территориальных служб, формирований и учрежденийРоспотребнадзора, сил и средств научно-исследовательских институтов, функционирующихв РСЧС;
5. накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений Роспотребнадзора в ЧС;
6. контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
7. организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
8. прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории России.
Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующиесанитарно-противоэпидемические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, здравоохранения и Роспотребнадзора.
В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:
•санитарно-гигиенические мероприятия;
•противоэпидемические мероприятия;
•контроль окружающей среды.
Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф и влияния всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из важнейших видов деятельности органов власти, здравоохранения и других служб, как в повседневной жизни, так и при возникновении ЧС мирного и военного времени и направлены на решение следующих целей:
сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний;
предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди населения;
быстрейшая ликвидация инфекционных заболеваний в случае их появления.
Организация санитарно-гигиенических мероприятий
В чрезвычайных ситуациях.
Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуациипонимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий, путем:
- медицинского контроля за состоянием их здоровья;
- санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, захоронением трупов погибших людей и животных;
- оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС;
- прогнозирования влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния;
- гигиенического воспитания населения.
Проводятся следующиесанитарно-гигиенические мероприятия:
• оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
• по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;
• санитарный надзор за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
• санитарный надзор за гигиенически значимыми объектами, обеспечивающими жизнедеятельность населения в районе ЧС;
• медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
• контроль за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;
• организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.
При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль всегигиенически значимые объекты:
1. объекты системы водоснабжения и канализации;
2. предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения;
3. предприятия коммунального обслуживания;
4. пострадавший и непострадавший жилой фонд;
5. лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы;
6. места временного расселения эвакуируемого населения;
7. места расположения спасательных команд, отрядов;
8. промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.
С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановкиосновными санитарно-гигиеническими направлениями работыявляются:
1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей–
Ø участие в выборе водоисточника;
Ø разрешение на использование воды;
Ø контроль состояния автотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззараживания автоцистерн хлорированием или другими способами);
Ø проведение забора проб на бактериологический и химический анализ.
2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы - ежедневный бактериологический контроль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
3. На пищевых объектах - организация проведения мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временного питания - проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля.
4. В местах временного расселения населения - участие в создании надлежащих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бытового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекционные камеры.
5. В постоянных и временных стационарах для пораженных - дезинфекция операционных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала.
Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения.