Организация медицинского обеспечения населения после нападения противника

После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержание и объем медицинских мероприятий ГО будут зависеть от вида примененного оружия, характера сложившейся оперативной и медицинской обстановки и задач, выполняемых гражданской обороной.

Органами управления ГО здравоохранения предусматри­ваются два основных варианта медицинского обеспечения в военное время: при планомерном выполнении мероприятий ГО и при внезапном нападении противника.

Первый вариант является оптимальным, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по пере­воду ГО здравоохранения на военное положение, что обеспе­чит защиту и сохранность значительной части кадровых и ма­териальных ресурсов службы в условиях воздействия средств поражения противника.

При внезапном нападении противника, когда мероприятия ГО не проводились или проведены не полностью, возможно не только возникновение массовых потерь среди населения, но также нанесение значительного ущерба силам и средствам ГО здравоохранения, что заметно снизит потенциал службы по медицинскому обеспечению пораженных.

После нападения противника штаб ГО здравоохранения принимает меры по восстановлению управления медицин­скими силами, запрашивает от органа управления ГО ЧС дан­ные об инженерной, радиационной, химической и биологиче­ской обстановке, ориентировочном количестве санитарных потерь и оценивает полученные данные в интересах медицин­ской службы. После оценки медико-тактической обстановки определяются: объем работ, направления главных усилий ме­дицинской службы, необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению, районы развертывания первого этапа медицин­ской эвакуации, вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения ГО здравоохранения, развернутые в за­городной зоне, наиболее рациональное использование сил и средств ГО здравоохранения.

Затем, на основе предварительных распоряжений соответст­вующего органа управления по делам ГОЧС и на­чальника медицинской службы ГО, отдаются указания подчи­ненным штабам, формированиям и учреждениям службы о подготовке к предстоящим действиям. Одновременно отда­ются распоряжения по организации медицинской и биологи­ческой (бактериологической) разведки, готовятся данные на­чальнику ГО здравоохранения для оценки обстановки, приня­тия решения и для доклада начальнику гражданской обороны.

Медицинская разведка ведется медицинскими подразделе­ниями соединений и частей ГО, всеми формированиями и уч­реждениями ГО здравоохранения, а также специально созда­ваемыми в ОПМ группами медицинской разведки.

Медицинская разведка выявляет места нахождения пора­женных, устанавливает их количество и состояние, намечает пути выноса пострадавших и их эвакуации, районы разверты­вания ОПМ и медицинских подразделений частей и соедине­ний ГО; определяет ориентировочные объемы работ по оказа­нию медицинской помощи и потребное количество медицин­ских сил и безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации из очагов поражения; уточняет санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения, районах эвакуации населения и расположения сил ГО.

Биологическая (бактериологическая) разведка проводится в целях своевременного обнаружения применения противни­ком биологического оружия, установления мест застоя и уровней концентрации бактериального аэрозоля, оценки эпи­демиологической обстановки в очаге, отбора проб и доставки их в лабораторию, установления по возможности границ очага биологического поражения.

Непосредственными организаторами медицинской и биоло­гической разведки являются начальники ГО здравоохра­нения городов, районов и объектов экономики.

Данные, полученные медицинской и биологической развед­кой, используются для принятия решения по медицин­скому обеспечению населения в очагах поражения. На осно­вании решения начальника медицинской службы ГО штаб ГО здравоохранения разрабатывает приказ (распоряжение) на ор­ганизацию медицинского обеспечения и доводит его до под­чиненных.

При внезапном нападении противника организация меди­цинского обеспечения будет осуществляться в сложных усло­виях медико-тактической обстановки, которая будет характе­ризоваться возникновением большого числа пораженных, на­рушением связи и управления силами и средствами ГО здра­воохранения. Отсутствие в этих условиях времени для приве­дения в готовность формирований и учреждений службы, не­возможность эвакуации медицинских учреждений из катего­рированных городов могут повлечь за собой выход из строя и потерю значительной части кадровых и материальных ресур­сов ГО здравоохранения.

Основу группировки медицинских сил, предназначенных для оказания медицинской помощи пораженным в очагах массовых санитарных потерь, в этом случае составят силы и средства ГО здравоохранения близлежащих районов сельской местности и некатегорированных городов, которые не под­верглись нападению противника.

Дополнительные больничные койки здравоохранения при внезапном нападении будут развертываться только за счет ле­чебных учреждений загородной зоны, что значительно осла­бит возможности ГО здравоохранения по оказанию поражен­ным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного лечения. В этой ситуации, на основе получения и изучения информации об оперативной и медицинской обстановке, штаб ГО здравоохранения осущест­вляет маневр медицинскими силами и средствами, направлен­ный на выполнение задач по медицинскому обеспечению по­раженных в условиях резкого дефицита кадровых и матери­альных ресурсов службы.

В случае выхода из строя основного штаба ГО здравоохране­ния, функции управления службой принимает штаб-дублер, которым, как правило, назначается штаб ГО здравоохранения одного из сельских районов. План по подго­товке сил и средств ГО здравоохранения к действиям при вне­запном нападении противника должен быть отработан с уче­том всех возможных вариантов. При внезапном нападении противника планы медицинского обеспечения мероприятий ГО вводятся в действие немедленно.

Наши рекомендации