Организация медицинского обеспечения населения после нападения противника
После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержание и объем медицинских мероприятий ГО будут зависеть от вида примененного оружия, характера сложившейся оперативной и медицинской обстановки и задач, выполняемых гражданской обороной.
Органами управления ГО здравоохранения предусматриваются два основных варианта медицинского обеспечения в военное время: при планомерном выполнении мероприятий ГО и при внезапном нападении противника.
Первый вариант является оптимальным, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по переводу ГО здравоохранения на военное положение, что обеспечит защиту и сохранность значительной части кадровых и материальных ресурсов службы в условиях воздействия средств поражения противника.
При внезапном нападении противника, когда мероприятия ГО не проводились или проведены не полностью, возможно не только возникновение массовых потерь среди населения, но также нанесение значительного ущерба силам и средствам ГО здравоохранения, что заметно снизит потенциал службы по медицинскому обеспечению пораженных.
После нападения противника штаб ГО здравоохранения принимает меры по восстановлению управления медицинскими силами, запрашивает от органа управления ГО ЧС данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочном количестве санитарных потерь и оценивает полученные данные в интересах медицинской службы. После оценки медико-тактической обстановки определяются: объем работ, направления главных усилий медицинской службы, необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению, районы развертывания первого этапа медицинской эвакуации, вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения ГО здравоохранения, развернутые в загородной зоне, наиболее рациональное использование сил и средств ГО здравоохранения.
Затем, на основе предварительных распоряжений соответствующего органа управления по делам ГОЧС и начальника медицинской службы ГО, отдаются указания подчиненным штабам, формированиям и учреждениям службы о подготовке к предстоящим действиям. Одновременно отдаются распоряжения по организации медицинской и биологической (бактериологической) разведки, готовятся данные начальнику ГО здравоохранения для оценки обстановки, принятия решения и для доклада начальнику гражданской обороны.
Медицинская разведка ведется медицинскими подразделениями соединений и частей ГО, всеми формированиями и учреждениями ГО здравоохранения, а также специально создаваемыми в ОПМ группами медицинской разведки.
Медицинская разведка выявляет места нахождения пораженных, устанавливает их количество и состояние, намечает пути выноса пострадавших и их эвакуации, районы развертывания ОПМ и медицинских подразделений частей и соединений ГО; определяет ориентировочные объемы работ по оказанию медицинской помощи и потребное количество медицинских сил и безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации из очагов поражения; уточняет санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения, районах эвакуации населения и расположения сил ГО.
Биологическая (бактериологическая) разведка проводится в целях своевременного обнаружения применения противником биологического оружия, установления мест застоя и уровней концентрации бактериального аэрозоля, оценки эпидемиологической обстановки в очаге, отбора проб и доставки их в лабораторию, установления по возможности границ очага биологического поражения.
Непосредственными организаторами медицинской и биологической разведки являются начальники ГО здравоохранения городов, районов и объектов экономики.
Данные, полученные медицинской и биологической разведкой, используются для принятия решения по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения. На основании решения начальника медицинской службы ГО штаб ГО здравоохранения разрабатывает приказ (распоряжение) на организацию медицинского обеспечения и доводит его до подчиненных.
При внезапном нападении противника организация медицинского обеспечения будет осуществляться в сложных условиях медико-тактической обстановки, которая будет характеризоваться возникновением большого числа пораженных, нарушением связи и управления силами и средствами ГО здравоохранения. Отсутствие в этих условиях времени для приведения в готовность формирований и учреждений службы, невозможность эвакуации медицинских учреждений из категорированных городов могут повлечь за собой выход из строя и потерю значительной части кадровых и материальных ресурсов ГО здравоохранения.
Основу группировки медицинских сил, предназначенных для оказания медицинской помощи пораженным в очагах массовых санитарных потерь, в этом случае составят силы и средства ГО здравоохранения близлежащих районов сельской местности и некатегорированных городов, которые не подверглись нападению противника.
Дополнительные больничные койки здравоохранения при внезапном нападении будут развертываться только за счет лечебных учреждений загородной зоны, что значительно ослабит возможности ГО здравоохранения по оказанию пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного лечения. В этой ситуации, на основе получения и изучения информации об оперативной и медицинской обстановке, штаб ГО здравоохранения осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресурсов службы.
В случае выхода из строя основного штаба ГО здравоохранения, функции управления службой принимает штаб-дублер, которым, как правило, назначается штаб ГО здравоохранения одного из сельских районов. План по подготовке сил и средств ГО здравоохранения к действиям при внезапном нападении противника должен быть отработан с учетом всех возможных вариантов. При внезапном нападении противника планы медицинского обеспечения мероприятий ГО вводятся в действие немедленно.