Тема 21: Производство в надзорной инстанции
Производство в надзорной инстанции регламентировано ст. 402–412 УПК РФ, содержание которых студенту следует усвоить. Основной задачей стадии надзорного обжалования вступивших в законную силу приговоров суда является проверка законности, обоснованности, справедливости и мотивированности приговоров. Студенту следует уяснить, что надзорное производство – это судебная деятельность, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров суда, вступивших в законную силу, по надзорным жалобам участников уголовного процесса и надзорным представлениям прокурора.
Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу.
Предметом пересмотра может являться одновременно:
1. приговор,
2. решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).
Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.
В порядке надзора могут быть обжалованы приговоры, постановления и определения всех судов, начиная с приговора и постановления мирового судьи и заканчивая решениями Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.
Таким образом, в судебной системе РФ судами, рассматривающими жалобы и представления в порядке надзора, являются:
1. Президиумы Верховного суда республики, краевого или областного суда, города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа,
2. Президиумы окружного (флотского) военного суда,
3. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ,
4. военная коллегия Верховного Суда РФ,
5. Президиум Верховного Суда РФ.
Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст. 375 УПК РФ, т.е. тем требованиям, которым должны отвечать кассационные жалоба и представление. Это требование в УПК обусловлено необходимостью, внести определенность в ходатайство стороны путем указания на то, что оспаривается стороной в обжалуемом решении, что именно обращающийся с жалобой или представлением считает незаконным, необоснованным, в чем усматривает нарушение своих прав и интересов. Представление вправе приносить прокурор, участвовавший в качестве государственного обвинителя.
В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренные ст. 379 УПК.
Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления. Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.
Требования, предъявляемые в законе к жалобе или представлению, обусловлены и тем, что в УПК право их принесения принадлежит сторонам, которые имеют возможность самостоятельно или с помощью защитника, представителя указать, что именно и почему в состоявшемся решении является, по их мнению, незаконным или необоснованным. Очевидно, что такое требование не могло быть предъявлено тогда, когда по УПК РСФСР любое лицо или организация могли просить о пересмотре судебного решения в порядке надзора, не зная материалов дела, полагаясь только на поступившие к ним сведения о несправедливости приговора.
Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).
В ч. 2 ст. 404 УПК РФ указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению (п. 1, 2 ч. 2 ст. 404 УПК).
В п. 3 ч. 2 ст. 404 указано, что в необходимых случаях к жалобе, представлению прилагаются копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении (кроме перечисленных в п. 1, 2 ч. 2 ст. 404 УПК).
Процессуальный порядок рассмотрения надзорной жалобы (представления) включает срок рассмотрения жалобы (представления) субъекта, принимающего решение, содержание и форму решения.
Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления.
Судья (а не суд, как сказано в ч. 1 ст. 406 УПК), изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление:
1. об отказе в удовлетворении жалобы или представления;
2. о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Важным нововведением в УПК РФ является установление срока рассмотрения судом надзорной инстанции дела в судебном заседании. О времени и месте заседания суда суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ.
По общему правилу в порядке надзора уголовные дела рассматриваются судами, которые считаются вышестоящими по отношению к судам, ранее принимавшим решения по делу. К числу таких судов относятся:
1. Верховный Суд РФ,
2. Верховные суды республик, - краевые, областные, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов,
3. окружные (флотские) военные суды .
В Верховном Суде РФ в порядке надзора уголовные дела рассматриваются:
1. Судебной коллегией по уголовным делам,
2. Военной коллегией,
3. Президиумом Верховного Суда РФ.