Вклад Мудрова М.Я., Доброславина А.П., Эрисмана Ф.Ф. и других выдающихся учёных в формирование гигиены как науки

Гигиена и санитария, определения, соотношение и взаимодействие, история развития.

Гигиена - область профилактической медицины, изучающая влияние условий жизни (быта, труда, учёбы и т.д.) на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни чела, а также разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и активного долголетия.

Санитария - система гигиенических мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, предупреждение заболеваний, оздоровление условий жизни. Sanitas - лат.–здоровье.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Гигиена включает разделы:

1. Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Имеет подразделы: гигиена воздушной среды, климат и акклиматизация, гигиена воды, почвы.

2. Гигиены питания - изучает влияние на организм пищевых веществ и рационов, разрабатывает оптимальные соотношения пищевых веществ в зависимости oт условий труда и быта и меры профилактики алиментарных заболеваний.

3. Гигиена труда - изучает производственную деятельность человека и условия труда с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает рекомендации по предупреждению профессиональных заболеваний.

4. Гигиена детей и подростков - изучает влияние различных факторов на растущий организм и разрабатывает мероприятия, обеспечивающие полноценное физическое и умственное развитие детей.

5. Радиационная гигиена - изучает действие радиоактивных веществ и ионизирующей радиации, как факторов производственной среды, на организм работающих и разрабатывает мероприятия по противорадиационной защите.

6. Общая гигиена - раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

Цель гигиены

1. Как науки - оценить природу фактора, степень вредности (или пользы) его воздействия на органы и системы организма, а также время, через которое может проявиться благоприятное или неблагоприятное действие фактора.

2. Как научно-практической дисциплины - принимать участие в решении вопросов развития народного хозяйства путём выработки и научного обоснования конкретных рекомендаций. По своей природе гигиена — наука предупредительная, главная ее задача — предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Задачи гигиены

1. Создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда;

2. разработка санитарного законодательства;

3. разработка гигиенических нормативов;

4. обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

5. охрана здоровья детей и подростков;

6. участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода;

7. научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора.

Методы гигиены.Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

История

Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприяти­ях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболева­ний и борьбы с ними, физической культуры и т.д. Девиз "лучше предупреж­дать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.

Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом в трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ да­ет систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупрежде­нии болезней. У древних римлян были крупные водопроводы, купальни и бани.

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и обще­ственной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

По мнению Ави­ценны питание должно учитывать время года, температуру, физическое со­стояние человека, его эмоциональный настрой. Ибн Сина считал необходи­мым уход за жильем, высказал мысль о том, что заболевания могут переда­ваться с пищей и водой.

Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.

1. Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.

2. Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.

3. В XVII-XVIII веке итальянец Ромацини - «Влияние факторов внешней среды на организм 70 профессий ремесленников».

3.Петтенкофер - основоположник экспериментальной гигиены.

3.Русские гигиенисты - Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин

4. Белорусские гигиенисты: З.К.Могилевчик, П.В.Остапеня.

4.

Вклад Мудрова М.Я., Доброславина А.П., Эрисмана Ф.Ф. и других выдающихся учёных в формирование гигиены как науки.

Особую роль в развитии гигиены в России сыграл М.В.Ломоносов. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет. Ведущее место при­надлежало университету также и в определении прогрессивных направлений в отечественной медицине. М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлур­гии или рудных дел» не только осветил вопросы организации труда и отдыха рудокопов, их рациональной одежды, удаления подземных вод, но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

Для формирования школьной гигиены большое значение имел и другой известный труд М.В. Ломоносова — «Рассуждение о размножении и сохране­нии российского народа».

По инициативе М.В. Ломоносова в 1765г. при Московском университете был открыт медицинский факультет, что обосновывалось потребностью «в до­статочном количестве докторов и аптек с лекарствами».

Важная роль в развитии гигиены принадлежит основоположнику отечественной медицины — М.Я. Мудрову, который разработал систему гигие­нических мероприятий по предупреждению болезней. В 1808 г. М.Я. Мудров впервые стал читать в университете курс лекции «0 гигиене и болезнях обыкновенных в дей­ствующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях «наиболее бывающих». Он указал, что гигиена должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М.Я. Мудрова обратила внима­ние правительства на необходимость соответ­ствующей постановки лечебного и санитарно­го дела в армии и изменения отношения к вра­чам в армии. М.Я. Мудров предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания в университетах и особенно в Медико- хирургической академии и в военных училищах. Под влиянием идей М.Я. Мудрова в 1813 г. в Петербурге была издана «Карманная книга военной гигиены, или замечания о сохранении здоровья русских солдат» доктора Энегольма, а затем книга Клайдовича «О сохранении здоровья, или краткие пра­вила гигиены». М.Я. Мудрову мы обязаны тем, что с начала XIX в. русские врачи пошли своим путем в науке, в преподавании гигиены.

Основоположники отечественной клинической медицины (Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов и др.) были сторонниками про­филактической медицины и считали гигиену важнейшей отраслью медицин­ских знаний в борьбе за здоровье населения.

А.П. Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене. Благодаря А.П. Доброславину кафедра военной гигиены стала в России центром научно-гигиенической мысли. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил эксперимен­тальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

Будучи консультантом по многим вопросам санитарной практики, А.П. Доб­рославин в значительной степени способствовал развитию санитарной экс­пертизы как одного из основных разделов работы гигиениста. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохране­ния» были первыми обстоятельными учебниками. Доброславин впервые организовал мед. журнал «Здоровье», написал первый учебник по гигиене).

Основоположником общественного направ­ления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Эрисман в Москве организовал лабораторию по исследованию пищевых продуктов, предложил конструкцию школьной парты, установил роль освещённости в развитии близорукости у детей школьного возраста.

Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естествен­ные и социальные науки. В 1869 г. он приехал в Петербург, где практи­ковал как окулист. Написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

Составил общую сводку по санитарным исследованиям фабрично-заводских предприятий Московской губернии. Эрисман был членом правле­ния общества русских врачей в память Пирогова, активным участником съездов, неоднократно избирался пред­седателем.

В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

Ученики и последователи Доброславина и Эрисмана много сде­лали для развития санитарного дела и гигиенической науки. Имена санитар­ных врачей, работавших в Московской и других губерниях, Осипова, Погожева, Дементьева, Соколова, Молькова, Никитина вошли в историю как имена основоположников санитарного дела.

Роль виднейших деятелей гигиенической науки и санитарного дела А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, Ф.Г. Кроткова, С.Н. Черкинского, С.И. Каплуна, И.Н. Шатерникова, А.В. Молькова в развитии гигиены.

Г.В. Хлопин - ученик Эрисмана, организовал кафедру гигиены в Ленинградском санитарно- гигиеническом медицинском институте, высшем учебном заведении, которое долгие годы готовило санитарных врачей и эпидемиологов для всего Советского Союза. Выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.

А.Н. Сысин - коммунальная гигиена, дезинфекционное депо, первое Санитарное Законодательство страны, автор первых советских учебников «Курс дезинфекции и дератизации», «Общая гигиена».

Работал начальником губернского санитарно­го бюро в Нижнем Новгороде, в 1913 г. был избран городским санитарным вра­чом Москвы, руководил военно-санитарной службой Московского городского управления. В 1918 г. он занимает должность заве­дующего санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава РСФСР и ста­новится ближайшим помощником и соратником Н.А. Семашко и З.П. Соловьева.

Исклю­чительно велика роль Сысина в развитии советской гигиенической науки в период его работы в качестве заведующего кафедрой ги­гиены МГУ, а затем заведующе­го кафедрой коммунальной гигиены Централь­ного института усовершенствования врачей. Под его непосредственным руководством изу­чались вопросы гигиены атмосферного возду­ха, водоснабжения, планировки и благоустрой­ства городов и рабочих поселков, больничной гигиены, акклиматизации и др.

А.Н. Марзеев - возглавлял санитарную службу Украины, автор учебников «Основы коммунальной гигиены, «Коммунальная гигиена».

С.Н.Черкинский - руководитель работ по санитарной охране водоёмов, санитарной токсикологии. Черкинский разработал методическую схему гигиенического изучения влияния поступающих в водоемы вредных веществ на условия жиз­ни и здоровья населения.

С.И. Каплун - зав. кафедрой гигиены труда Московского медицинского института, автор Законодательства по охране труда, издал руководство по гигиене труда.

И.Н. Шатерников - обоснование пищевых рационов, соавтор первых норм питания, возглавлял работы по стандартизации качества продуктов, санитарному надзору за предприятиями общественного питания.

А.В. Мольков организовал кафедру школьной гигиены в Московском медицинском институте, под его руководством разработаны первые стандарты физического развития, нор-мы строительства детских учреждений и др. Он создал школу советских научных работников и препо­давателей гигиены детей и подростков. В результате были раз­работаны многочисленные возрастно-половые стандарты физического разви­тия, основанные на них шкалы, позволяющие оценивать физическое развитие детей. Большое внимание было уделено разработке режима дня школьника, гигиеническому обоснованию санитарных норм строительства детских учреж­дений и ряду других вопросов.

Большое значение в развитии радиационной гигиены как науки и предмета преподавания имели труды Кроткова, который организовал первую самостоятельную кафедру радиационной гигиены в Москве. Ка­федра подготовила большое число специалистов по радиационной гигиене, выполнила множество научных исследований и стала одним из ведущих научно-методических центров страны по радиационной гигиене. Кротков постоянно представлял Россию на различных международных симпозиу­мах по вопросам радиационной гигиены.

Наши рекомендации