На транспорте
Ветеринарные врачи (фельдшеры) должны строго следить за соблюдением ветеринарно-санитарных правил в местах погрузки и выгрузки животных, за состоянием фуража и мест водопоя, перед погрузкой скота и птицы осматривать вагоны. Они также следят за проведением профилактических и вынужденных дезинфекций мест погрузки и выгрузки скота и птицы.
При обнаружении на железнодорожном и водном транспорте (при погрузке, транзите или при выгрузке) животных, больных или подозрительных по заболеванию заразной болезнью, ветеринарный врач (фельдшер) транспортного ветери-нарно-санитарного участка принимает меры, предусмотренные действующими инструкциями и наставлениями по борьбе с этими болезнями.
По прибытии животных на станцию назначения их осматривают таким же порядком, как и при погрузке. При обнаружении больных животных или трупов, выгрузку и осмотр начинают с благополучных вагонов, а затем из вагонов, где было обнаружено заболевание или труп. При обнаружении трупа обязательно исключают сибирскую язву.
Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств.Вагоны, в которых перевозились животные или птица, могут представлять опасность как источник распространения заразных болезней. Для очистки, промывки и дезинфекции вагоны направляют на дезопромывочные станции (пункты). Последние организуют на конечных станциях.
Дезопромывочные станции (пункты) строят на особо отведенных, возвышенных участках с достаточным уклоном для стока атмосферных и сточных вод в сторону от станционных путей и сооружений. Они должны находиться на расстоянии не менее 300-500 м от ближайших населенных пунктов, выпасов животных, шоссейных дорог и огорожены плотным и высоким забором. Дезопромывочная станция должна иметь: 1) несколько платформ, обособленных друг от друга; 2) котельную и горячее водоснабжение; 3) площадки для выгрузки навоза из вагонов 1-й категории; 4) площадку для биологического обезвреживания навоза; 5) навозосжигатель-ную печь; 6) санпропускник; 7) контору и лабораторию; 8) склад дезинфекционных средств и помещения для дезинфицирующих растворов; 9) инвентарные сараи и кладовые с запасами предметов и принадлежностей для очистки (скребки, метлы, железные ломы, резиновые рукава, бочки, ведра, гидропульты и др.).
После выгрузки скота и птицы вагоны подразделяют на 3 категории:
К 1-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, благополучные по заразным болезням.
Ко 2-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, подозрительные по заболеванию или подозреваемые в заражении заразными болезнями, вызываемыми нестойкими возбудителями (ящур, рожа, чума свиней, бруцеллез, туберкулез, оспа, болезни птиц и др.).
К 3-й категории относят вагоны, в которых перевозились животные и птица, подозрительные по заболеванию или подозреваемые в заражении стойкими возбудителями инфекционных болезней (сибирская язва, эмфизематозный карбункул, столбняк, брадзот овец, ботулизм и др.).
При выгрузке из вагонов животных или птицы ветеринарный врач (фельдшер) определяет санитарную категорию вагонов. Вагоны закрывают и со всем их содержимым (решетки, перегородки, кормушки, привязи, остатки корма и навоз) направляют на дезопромывочную станцию с указанием номера вагона и рода выявленной или подозреваемой болезни.
Навоз из вагонов 1-й категории выгружают на водонепроницаемую площадку платформы № 1, и его можно считать благополучным в санитарном отношении.
Навоз из вагонов 2-й категории выгружают на платформу № 2. Для его обеззараживания применяют биотермический способ на специально подготовленных площадках глубиной 20-25 см и шириной до 3 м с бетонированными или ут рамбованными стенками и дном. Длина ямы произвольная, в зависимости от количества навоза. В эту яму настилают сначала неинфицированный навоз, торф или солому слоем 10-15 см, затем накладывают инфицированный навоз слоем 1,5-2 м. Поливают водой из расчета 10-15 л на 1 м3 навоза, а если навоз высохший, то при складировании его смачивают, расходуя при этом не менее 30 л воды на 1 м3, а затем закрывают слоем неиифициро-ванного навоза толщиной 15-20 см.
В глубине уложенного и укрытого штабеля навоза под влиянием процессов разложения развивается температура до 70°С, что является достаточным для уничтожения бесспоровых возбудителей болезней. Для обеззараживания навоза в штабелях требуется определенный срок. В теплое время года навоз обеззараживается в течение месяца, а зимой это достигается в течение 3 месяцев. При малом количестве навоза целесообразно его сжечь.
Вагоны 1-й категории после механической очистки от навоза и других загрязнений промывают горячей водой (60-70°С).
Вагоны 2-й категории после очистки промывают, а затем дезинфицируют. Перед очисткой от навоза внутренние стены, пол вагона, поверхностный слой навоза, а также все приспособления в вагоне увлажняют водой. Дезинфекции подвергают вначале пол, стены и потолок. Затем дезинфицируют наружные стены вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части. Дезинфекцию вагонов 2-й категории проводят осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% активного хлора или 2% -ным раствором формальдегида или горячим 2-4%-ным раствором едкого натра (60-70°С). Норма расхода дезраствора не менее 0,5 л на 1 м2. Кормушки, корыта и прочее оборудование вагонов через 30 минут после дезинфекции тщательно промывают водой.
Вагоны 3-й категории подвергают очистке, а затем дезинфекции, промывке и вторичной дезинфекции. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне предметы увлажняют дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы внутреннего оборудования сжигают.
После очистки вагоны 3-й категории со всем оборудованием дезинфицируют с внутренней и наружной сторон осветленным раствором хлорной извести, содержащим не менее 5% активного хлора или 4% -ным раствором формальдегида. Норма расхода дезраствора такая же, как и в предыдущем случае. Через 30 минут после дезинфекции вагоны 3-й категории с внутренней и наружной сторон промывают струей горячей воды (60-70°С).
После второй промывки вагоны с внутренней стороны дезинфицируют вторично тем же раствором при норме расхода 1 л раствора на 1 м2 площади. В этом случае дезинфекцию проводят путем последовательного 4-5-кратного орошения всего вагона. Затем вторично дезинфицируют наружные стороны вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части. Через 30 минут по окончании дезинфекции вагоны промывают и выпускают на станцию.
Все работы по очистке, промывке и дезинфекции вагонов проводятся специально обученным персоналом. Спецодежду персонала по окончании работы дезинфицируют. Обработка вагонов раствором хлорной извести или формальдегидом должна проводиться в противогазах, а раствором едкого натра — в защитных очках. Ветеринарно-санитарную обработку вагонов 2-й и 3-й категорий проводят обязательно в присутствии представителей ветеринарно-санитарного надзора.
Перевозка животных (птицы) водным транспортом, а также дезинфекция судов проводятся так же, как и на железных дорогах. Для проверки эффективности дезинфекции периодически проводят бактериологический контроль.
ГЛАВА 3
ПРЕДПРИЯТИЯ
ПО ПЕРЕРАБОТКЕ
ЖИВОТНЫХ НА МЯСО
ЗНАЧЕНИЕ БОЕНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятия по переработке животных на мясо и мясопродукты принято называть боенскими. Сырьем для этих предприятий являются убойные животные.
Боенские предприятия следует рассматривать как промышленный объект, где ветеринарно-санитарные задачи должны доминировать над промышленными интересами. Они имеют большое вете-ринарно-санитарное и экономическое значение.
Ветеринарно-санитарное значение этих предприятий состоит в том, что они имеют своей целью охрану здоровья населения. Благодаря правильно организованному и квалифицированному ветеринар-но-санитарному контролю за убоем и технологией переработки животных, а также изготовлением готовой продукции, выпускаемой для нужд населения, боенские предприятия гарантируют санитарное благополучие этих продуктов и тем самым обеспечивают профилактику пищевых токсикозов и токсикоинфекций, а также инфекционных и инвазионных болезней, передающихся людям через мясные продукты.
Важная роль принадлежит боенским предприятиям в осуществлении профилактики и борьбы с эпизоотиями и гель-минтозами животных. Ветеринарно-сани-тарный контроль, проводимый при приеме животных и при их предубойном содержании, позволяет выявить больных и подозрительных по заболеванию животных. Кроме того, при выявлении заразных болезней среди убойных животных ветеринарная служба боенских предприятий обязана информировать об этом ветеринарные органы той местности, из которой доставлены животные.
Ветеринарно-санитарное значение боенских предприятий состоит еще и в том, что при их наличии создается возможность хотя бы частичного сокращения подворного убоя животных, наносящего значительный санитарный и экономический ущерб.
Экономическое значение боенских предприятий заключается в том, что представляется возможность наиболее полно использовать все продукты убоя животных.
Как говорят производственники, на мясокомбинатах «пропадает» лишь последний выдох животного, т. е. максимально используется все от убитого животного.
Убой животных вне боенских предприятий наносит большой экономический ущерб народному хозяйству, так как в этом случае пропадает неиспользованным значительное количество ценных продуктов убоя (кровь, желудок, кишечник, ко сти, шкура и др.). Кроме того, при неумелой разделке туш на подворьях снижается их качество.
На боенские предприятия возлагаются основные задачи: 1) выпуск высококачественных мясных продуктов, благополучных в ветеринарном и санитарном отношении; 2) охрана населения от болезней, передающихся от животных человеку через мясо и мясопродукты; 4) организация и проведение профилактических мероприятий против загрязнения окружающей среды.