На транспорте

Ветеринарные врачи (фельдшеры) должны строго следить за соблюдением ветеринарно-санитарных правил в местах погрузки и выгрузки животных, за со­стоянием фуража и мест водопоя, перед погрузкой скота и птицы осматривать вагоны. Они также следят за проведени­ем профилактических и вынужденных дезинфекций мест погрузки и выгрузки скота и птицы.

При обнаружении на железнодорож­ном и водном транспорте (при погрузке, транзите или при выгрузке) животных, больных или подозрительных по заболе­ванию заразной болезнью, ветеринарный врач (фельдшер) транспортного ветери-нарно-санитарного участка принимает меры, предусмотренные действующими инструкциями и наставлениями по борь­бе с этими болезнями.

По прибытии животных на станцию назначения их осматривают таким же порядком, как и при погрузке. При обна­ружении больных животных или трупов, выгрузку и осмотр начинают с благопо­лучных вагонов, а затем из вагонов, где было обнаружено заболевание или труп. При обнаружении трупа обязательно ис­ключают сибирскую язву.

Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств.Вагоны, в кото­рых перевозились животные или птица, могут представлять опасность как источ­ник распространения заразных болезней. Для очистки, промывки и дезинфекции вагоны направляют на дезопромывочные станции (пункты). Последние организу­ют на конечных станциях.

Дезопромывочные станции (пункты) строят на особо отведенных, возвышен­ных участках с достаточным уклоном для стока атмосферных и сточных вод в сторо­ну от станционных путей и сооружений. Они должны находиться на расстоянии не менее 300-500 м от ближайших населен­ных пунктов, выпасов животных, шоссей­ных дорог и огорожены плотным и высо­ким забором. Дезопромывочная станция должна иметь: 1) несколько платформ, обо­собленных друг от друга; 2) котельную и горячее водоснабжение; 3) площадки для выгрузки навоза из вагонов 1-й катего­рии; 4) площадку для биологического обезвреживания навоза; 5) навозосжигатель-ную печь; 6) санпропускник; 7) контору и лабораторию; 8) склад дезинфекционных средств и помещения для дезинфицирую­щих растворов; 9) инвентарные сараи и кладовые с запасами предметов и принад­лежностей для очистки (скребки, метлы, железные ломы, резиновые рукава, боч­ки, ведра, гидропульты и др.).

После выгрузки скота и птицы ваго­ны подразделяют на 3 категории:

К 1-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, бла­гополучные по заразным болезням.

Ко 2-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, подо­зрительные по заболеванию или подозре­ваемые в заражении заразными болезня­ми, вызываемыми нестойкими возбудите­лями (ящур, рожа, чума свиней, бруцеллез, туберкулез, оспа, болезни птиц и др.).

К 3-й категории относят вагоны, в ко­торых перевозились животные и птица, подозрительные по заболеванию или по­дозреваемые в заражении стойкими воз­будителями инфекционных болезней (си­бирская язва, эмфизематозный карбункул, столбняк, брадзот овец, ботулизм и др.).

При выгрузке из вагонов животных или птицы ветеринарный врач (фельд­шер) определяет санитарную категорию вагонов. Вагоны закрывают и со всем их содержимым (решетки, перегородки, кор­мушки, привязи, остатки корма и навоз) направляют на дезопромывочную стан­цию с указанием номера вагона и рода выявленной или подозреваемой болезни.

Навоз из вагонов 1-й категории вы­гружают на водонепроницаемую площад­ку платформы № 1, и его можно считать благополучным в санитарном отношении.

Навоз из вагонов 2-й категории вы­гружают на платформу № 2. Для его обез­зараживания применяют биотермический способ на специально подготовленных площадках глубиной 20-25 см и шири­ной до 3 м с бетонированными или ут на транспорте - student2.ru рамбованными стенками и дном. Длина ямы произвольная, в зависимости от ко­личества навоза. В эту яму настилают сна­чала неинфицированный навоз, торф или солому слоем 10-15 см, затем накладыва­ют инфицированный навоз слоем 1,5-2 м. Поливают водой из расчета 10-15 л на 1 м3 навоза, а если навоз высохший, то при складировании его смачивают, расхо­дуя при этом не менее 30 л воды на 1 м3, а затем закрывают слоем неиифициро-ванного навоза толщиной 15-20 см.

В глубине уложенного и укрытого штабеля навоза под влиянием процессов разложения развивается температура до 70°С, что является достаточным для унич­тожения бесспоровых возбудителей болез­ней. Для обеззараживания навоза в шта­белях требуется определенный срок. В теп­лое время года навоз обеззараживается в течение месяца, а зимой это достигается в течение 3 месяцев. При малом количе­стве навоза целесообразно его сжечь.

Вагоны 1-й категории после механи­ческой очистки от навоза и других загряз­нений промывают горячей водой (60-70°С).

Вагоны 2-й категории после очистки промывают, а затем дезинфицируют. Пе­ред очисткой от навоза внутренние стены, пол вагона, поверхностный слой навоза, а также все приспособления в вагоне ув­лажняют водой. Дезинфекции подверга­ют вначале пол, стены и потолок. Затем дезинфицируют наружные стены вагона, подножки, тормозные площадки и ходо­вые части. Дезинфекцию вагонов 2-й ка­тегории проводят осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% ак­тивного хлора или 2% -ным раствором фор­мальдегида или горячим 2-4%-ным рас­твором едкого натра (60-70°С). Норма рас­хода дезраствора не менее 0,5 л на 1 м2. Кормушки, корыта и прочее оборудова­ние вагонов через 30 минут после дезин­фекции тщательно промывают водой.

Вагоны 3-й категории подвергают очи­стке, а затем дезинфекции, промывке и вторичной дезинфекции. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне предметы увлажняют дезинфици­рующим раствором. Малоценные предме­ты внутреннего оборудования сжигают.

После очистки вагоны 3-й категории со всем оборудованием дезинфицируют с внутренней и наружной сторон осветлен­ным раствором хлорной извести, содер­жащим не менее 5% активного хлора или 4% -ным раствором формальдегида. Нор­ма расхода дезраствора такая же, как и в предыдущем случае. Через 30 минут пос­ле дезинфекции вагоны 3-й категории с внутренней и наружной сторон промыва­ют струей горячей воды (60-70°С).

После второй промывки вагоны с внутренней стороны дезинфицируют вто­рично тем же раствором при норме рас­хода 1 л раствора на 1 м2 площади. В этом случае дезинфекцию проводят путем по­следовательного 4-5-кратного орошения всего вагона. Затем вторично дезинфици­руют наружные стороны вагона, поднож­ки, тормозные площадки и ходовые час­ти. Через 30 минут по окончании дезин­фекции вагоны промывают и выпускают на станцию.

Все работы по очистке, промывке и дезинфекции вагонов проводятся специ­ально обученным персоналом. Спецодеж­ду персонала по окончании работы де­зинфицируют. Обработка вагонов раство­ром хлорной извести или формальдегидом должна проводиться в противогазах, а раствором едкого натра — в защитных очках. Ветеринарно-санитарную обработ­ку вагонов 2-й и 3-й категорий проводят обязательно в присутствии представите­лей ветеринарно-санитарного надзора.

Перевозка животных (птицы) водным транспортом, а также дезинфекция судов проводятся так же, как и на железных дорогах. Для проверки эффективности дезинфекции периодически проводят бак­териологический контроль.

ГЛАВА 3

ПРЕДПРИЯТИЯ

ПО ПЕРЕРАБОТКЕ

ЖИВОТНЫХ НА МЯСО

ЗНАЧЕНИЕ БОЕНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятия по переработке животных на мясо и мясопродукты принято назы­вать боенскими. Сырьем для этих пред­приятий являются убойные животные.

Боенские предприятия следует рас­сматривать как промышленный объект, где ветеринарно-санитарные задачи дол­жны доминировать над промышленны­ми интересами. Они имеют большое вете-ринарно-санитарное и экономическое зна­чение.

Ветеринарно-санитарное значение этих предприятий состоит в том, что они име­ют своей целью охрану здоровья населе­ния. Благодаря правильно организован­ному и квалифицированному ветеринар-но-санитарному контролю за убоем и технологией переработки животных, а также изготовлением готовой продукции, выпускаемой для нужд населения, боен­ские предприятия гарантируют санитар­ное благополучие этих продуктов и тем самым обеспечивают профилактику пи­щевых токсикозов и токсикоинфекций, а также инфекционных и инвазионных болезней, передающихся людям через мясные продукты.

Важная роль принадлежит боенским предприятиям в осуществлении профи­лактики и борьбы с эпизоотиями и гель-минтозами животных. Ветеринарно-сани-тарный контроль, проводимый при приеме животных и при их предубойном со­держании, позволяет выявить больных и подозрительных по заболеванию живот­ных. Кроме того, при выявлении зараз­ных болезней среди убойных животных ветеринарная служба боенских предпри­ятий обязана информировать об этом ве­теринарные органы той местности, из которой доставлены животные.

Ветеринарно-санитарное значение бо­енских предприятий состоит еще и в том, что при их наличии создается возмож­ность хотя бы частичного сокращения подворного убоя животных, наносящего значительный санитарный и экономиче­ский ущерб.

Экономическое значение боенских предприятий заключается в том, что пред­ставляется возможность наиболее полно использовать все продукты убоя живот­ных.

Как говорят производственники, на мясокомбинатах «пропадает» лишь по­следний выдох животного, т. е. макси­мально используется все от убитого жи­вотного.

Убой животных вне боенских пред­приятий наносит большой экономический ущерб народному хозяйству, так как в этом случае пропадает неиспользованным значительное количество ценных продук­тов убоя (кровь, желудок, кишечник, ко на транспорте - student2.ru сти, шкура и др.). Кроме того, при не­умелой разделке туш на подворьях сни­жается их качество.

На боенские предприятия возлагают­ся основные задачи: 1) выпуск высоко­качественных мясных продуктов, благо­получных в ветеринарном и санитарном отношении; 2) охрана населения от бо­лезней, передающихся от животных чело­веку через мясо и мясопродукты; 4) орга­низация и проведение профилактических мероприятий против загрязнения окру­жающей среды.

Наши рекомендации