Внутриведомственный контроль

1. Заведующий отделением.

2. Зам. главного врача.

3. Комиссия учреждения.

4. Комиссия территории.

5. Комиссия органов здравоохранения.

Вневедомственный контроль:

1. Страховые медицинские организации.

2. Фонды медицинского страхования и их филиалы.

3. Общества защиты прав потребителей медицинских услуг (пациентов).

4. Медицинские ассоциации.

Независимый контроль(аудитор, арбитраж): Независимый контроль (аудитор, арбитраж): Независимые экспертные (аудиторские) службы

Рис. 15.Ступени контроля качества медицинского обслуживания

В странах с классической моделью страховой медицины, напри­мер в Германии, для обеспечения качества используется контроль по отклонению от среднего уровня (в основном по числу опреде­ленных услуг и их стоимости) в сочетании с экспертной оценкой.

Помимо названных подходов к оценке и контролю качества, в том числе международными организациями, предложены простые оценки, основанные на практическом, клиническом опыте и обоб­щенные в работах кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения РГМУ (Ю.П. Лисицын, К.А. Отдельнова). Были предложены критерии качества и факторы, на него влияющие, представленные ниже.

Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат де­ятельности в здравоохранении и факторы, на него влияющие

I. Субъективный критерий— удовлетворенность медицинской по­мощью:

— населения;

- медицинских работников;

- руководства медицинских учреждений.

II. Объективный критерий- показатели здоровья человека (на­селения).

III. Объективный критерий— качество медицинской помощи:

- своевременность;

— квалификация персонала;

— экономическая эффективность;

— деонтологические критерии.

IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи:

— общеэкономические и качества состояния медицинского уч­реждения;

— зависящие от врача, медицинского персонала;

- зависящие от больного, условий и образа его жизни (табл. 63).

Как отмечалось, оценка качества медицинской помощи концен­трируется и при проведении лицензирования, а особенно при сер­тификации,т.е. подтверждении соответствия услуг установленным требованиям. В основу сертификации, как отмечают составители цитированной книги «Качество медицинской помощи» (Саратов, 1997), положены:

- оценка структуры медицинского учреждения;

- оценка квалификации медицинского персонала;

— оценка материально-технической базы учреждения и его ос­нащенности его оборудованием, инвентарем и т.д.;

— определение соответствия объемов оказываемой медицинс­кой помощи материально-техническим, кадровым ресурсам и

Таблица 63.Критерии качества медицинской помощи

I. Удовлетворенность медицинской помощью
1. Удовлетворенность 2. Удовлетворен- 3. Удовлетворенность
пациента (населения) ность врача руководства
медицинской помощью: (коллектива работ- (главного врача,
— отсутствие жалоб; ников медицинско- органов здравоохранения
— данные социологи- го учреждения) и др.)
ческого опроса своей работой  
II. Объективный критерий — здоровье
1. Одного пациента: 2. Группы пациентов  
- состояние здоровья, - демографические показатели (рождаемость,
группа здоровья; смертность, детская смертность и т.д.);
— распределение по группам здоровья; — исход заболевания
(выздоровление, улуч- ~ заболеваемость, травматизм;
шение, без изменений, - интенсивные показатели исходов заболеваний;
ухудшение, смерть) - инвалидность  
III. Объективный критерий - качество медицинской помощи
1. Своевремен- 2. Квалифика- 3. Эффектив- 4. Деонтологические
ность: ция: ность экономи- критерии:
— обращения; — полнота ческая:   - жалобы и критичес-
- доставки; обследования; - фактическая кие замечания в адрес
— обследования; — правильность установленного стоимость меди­цинской помо- врача и других меди­цинских работников;
— консультации диагноза; щи;   — отношение пациен-
специалистов; — правильность — соотношение та к врачу (уважение,
— установления и полнота фактической признание его авто-
диагноза; назначенного стоимости ритета, стремление по-
- назначения лечения; и стандартной пасть к нему на прием);
лечения; — правильность (идеальной); — отношение пациен-
  и полнота про-      
— проведения лечения; веденного лече­ния; — разница между затратами на ме- та к себе и своему здо­ровью (дисциплини-
- взятия под диспансерное наблюдение - ритмичность и систематич­ность диспансе­ризации; дицинскую по­мощь и выгодой от снижения заболеваемости рованность, вредные привычки, занятия спортом и т.д.); - отношение врача к
  - правильность или ее предотв- ПЯ IIIPH MQ пациенту, оценка лич-
  врачебно-трудо- |JЈlLLI,Crlr   ности пациента;
  вой экспертизы;     — отношение врача к
  - продолжи-     родственникам паци-
  тельность лече-     ента (доверие, взаи-
  ния и времен-     мопонимание и др.)
  ной нетрудо-      
  способности      

фактическим возможностям лечебных, параклинических и вспо­могательных учреждений;

- определение соответствия фактически выполненных услуг за­являемой номенклатуре;

— определение соответствия технологии оказания медицинской помощи утвержденным территориальным медико-экономическим стандартам;

— комплексная оценка деятельности медицинского учреждения;

— оценка научной и педагогической деятельности сотрудников медицинского учреждения.

Как отмечалось, оценка, контроль качества медицинской помо­щи и особенно управление качествомявляются наименее разрабо­танной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий — организации, финансирования, информационного обес­печения и др. На основе специальных исследований и изучения опыта медицинских учреждений разрабатываются и успешно ис­пытываются модели управления качеством. Одна из наиболее эф­фективных моделей предложена В.П. Зиминым (Тамбов, 1997). В основе этой модели, как и других (учрежденческих, территориаль­ных и пр.), лежат: система сбора информации о контроле качества; принятие решений, направленных на создание благоприятных ус­ловий для оказания медицинской помощи; контроль за реализа­цией принятых решений. Как и в других моделях, у В.П. Зимина оценка-анализ и контроль качества медицинских услуг реализуют­ся на 3 уровнях: заведующий подразделением, экспертно-аналити-ческая группа, возглавляемая заместителем главного врача по ме­дико-экспертной работе, главный врач, возглавляющий комиссию по подведению итогов деятельности учреждения. При оценке, кон­троле качества медицинской помощи, т.е. основы использования всех организационных, экономических, кадровых, материально-технических, юридических, морально-нравственных и других ре­сурсов, выявляемых при изучении информации о работе учрежде­ния с целью повышения показателей качества его деятельности, использования только (или исключительно) стандартов в эксперт­ной работе недостаточно. Эксперту (группе экспертов) необходи­мо анализировать весь лечебно-диагностический процесс, в соот­ветствии с программой (алгоритмом) управления качеством. В такой алгоритм входят все составляющие оценки и контроля каче­ства. Можно сказать, что все элементы процесса контроля и оценки служат созданию технологии, более того, системы управления качеством.

Пока же общегосударственной системы управления качеством не создано. Действует, как отмечено, механизм контроля, а точнее говоря, обеспечения качества, который предусматривает улучше­ние медицинского обслуживания на основе рационального исполь­зования ресурсов.

Наши рекомендации