Внутриведомственный контроль
1. Заведующий отделением.
2. Зам. главного врача.
3. Комиссия учреждения.
4. Комиссия территории.
5. Комиссия органов здравоохранения.
Вневедомственный контроль:
1. Страховые медицинские организации.
2. Фонды медицинского страхования и их филиалы.
3. Общества защиты прав потребителей медицинских услуг (пациентов).
4. Медицинские ассоциации.
Независимый контроль(аудитор, арбитраж): Независимый контроль (аудитор, арбитраж): Независимые экспертные (аудиторские) службы
Рис. 15.Ступени контроля качества медицинского обслуживания
В странах с классической моделью страховой медицины, например в Германии, для обеспечения качества используется контроль по отклонению от среднего уровня (в основном по числу определенных услуг и их стоимости) в сочетании с экспертной оценкой.
Помимо названных подходов к оценке и контролю качества, в том числе международными организациями, предложены простые оценки, основанные на практическом, клиническом опыте и обобщенные в работах кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения РГМУ (Ю.П. Лисицын, К.А. Отдельнова). Были предложены критерии качества и факторы, на него влияющие, представленные ниже.
Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат деятельности в здравоохранении и факторы, на него влияющие
I. Субъективный критерий— удовлетворенность медицинской помощью:
— населения;
- медицинских работников;
- руководства медицинских учреждений.
II. Объективный критерий- показатели здоровья человека (населения).
III. Объективный критерий— качество медицинской помощи:
- своевременность;
— квалификация персонала;
— экономическая эффективность;
— деонтологические критерии.
IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи:
— общеэкономические и качества состояния медицинского учреждения;
— зависящие от врача, медицинского персонала;
- зависящие от больного, условий и образа его жизни (табл. 63).
Как отмечалось, оценка качества медицинской помощи концентрируется и при проведении лицензирования, а особенно при сертификации,т.е. подтверждении соответствия услуг установленным требованиям. В основу сертификации, как отмечают составители цитированной книги «Качество медицинской помощи» (Саратов, 1997), положены:
- оценка структуры медицинского учреждения;
- оценка квалификации медицинского персонала;
— оценка материально-технической базы учреждения и его оснащенности его оборудованием, инвентарем и т.д.;
— определение соответствия объемов оказываемой медицинской помощи материально-техническим, кадровым ресурсам и
Таблица 63.Критерии качества медицинской помощи
I. Удовлетворенность медицинской помощью | ||||
1. Удовлетворенность 2. Удовлетворен- | 3. Удовлетворенность | |||
пациента (населения) ность врача | руководства | |||
медицинской помощью: (коллектива работ- | (главного врача, | |||
— отсутствие жалоб; ников медицинско- | органов здравоохранения | |||
— данные социологи- го учреждения) | и др.) | |||
ческого опроса своей работой | ||||
II. Объективный критерий | — здоровье | |||
1. Одного пациента: 2. Группы пациентов | ||||
- состояние здоровья, - демографические | показатели (рождаемость, | |||
группа здоровья; смертность, детская смертность и т.д.); | ||||
— распределение по группам здоровья; — исход заболевания | ||||
(выздоровление, улуч- ~ заболеваемость, травматизм; | ||||
шение, без изменений, - интенсивные показатели исходов заболеваний; | ||||
ухудшение, смерть) - инвалидность | ||||
III. Объективный критерий - качество медицинской помощи | ||||
1. Своевремен- | 2. Квалифика- | 3. Эффектив- | 4. Деонтологические | |
ность: | ция: | ность экономи- | критерии: | |
— обращения; | — полнота | ческая: | - жалобы и критичес- | |
- доставки; | обследования; | - фактическая | кие замечания в адрес | |
— обследования; | — правильность установленного | стоимость медицинской помо- | врача и других медицинских работников; | |
— консультации | диагноза; | щи; | — отношение пациен- | |
специалистов; | — правильность | — соотношение | та к врачу (уважение, | |
— установления | и полнота | фактической | признание его авто- | |
диагноза; | назначенного | стоимости | ритета, стремление по- | |
- назначения | лечения; | и стандартной | пасть к нему на прием); | |
лечения; | — правильность | (идеальной); | — отношение пациен- | |
и полнота про- | ||||
— проведения лечения; | веденного лечения; | — разница между затратами на ме- | та к себе и своему здоровью (дисциплини- | |
- взятия под диспансерное наблюдение | - ритмичность и систематичность диспансеризации; | дицинскую помощь и выгодой от снижения заболеваемости | рованность, вредные привычки, занятия спортом и т.д.); - отношение врача к | |
- правильность | или ее предотв- ПЯ IIIPH MQ | пациенту, оценка лич- | ||
врачебно-трудо- | |JЈlLLI,Crlr | ности пациента; | ||
вой экспертизы; | — отношение врача к | |||
- продолжи- | родственникам паци- | |||
тельность лече- | ента (доверие, взаи- | |||
ния и времен- | мопонимание и др.) | |||
ной нетрудо- | ||||
способности |
фактическим возможностям лечебных, параклинических и вспомогательных учреждений;
- определение соответствия фактически выполненных услуг заявляемой номенклатуре;
— определение соответствия технологии оказания медицинской помощи утвержденным территориальным медико-экономическим стандартам;
— комплексная оценка деятельности медицинского учреждения;
— оценка научной и педагогической деятельности сотрудников медицинского учреждения.
Как отмечалось, оценка, контроль качества медицинской помощи и особенно управление качествомявляются наименее разработанной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий — организации, финансирования, информационного обеспечения и др. На основе специальных исследований и изучения опыта медицинских учреждений разрабатываются и успешно испытываются модели управления качеством. Одна из наиболее эффективных моделей предложена В.П. Зиминым (Тамбов, 1997). В основе этой модели, как и других (учрежденческих, территориальных и пр.), лежат: система сбора информации о контроле качества; принятие решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи; контроль за реализацией принятых решений. Как и в других моделях, у В.П. Зимина оценка-анализ и контроль качества медицинских услуг реализуются на 3 уровнях: заведующий подразделением, экспертно-аналити-ческая группа, возглавляемая заместителем главного врача по медико-экспертной работе, главный врач, возглавляющий комиссию по подведению итогов деятельности учреждения. При оценке, контроле качества медицинской помощи, т.е. основы использования всех организационных, экономических, кадровых, материально-технических, юридических, морально-нравственных и других ресурсов, выявляемых при изучении информации о работе учреждения с целью повышения показателей качества его деятельности, использования только (или исключительно) стандартов в экспертной работе недостаточно. Эксперту (группе экспертов) необходимо анализировать весь лечебно-диагностический процесс, в соответствии с программой (алгоритмом) управления качеством. В такой алгоритм входят все составляющие оценки и контроля качества. Можно сказать, что все элементы процесса контроля и оценки служат созданию технологии, более того, системы управления качеством.
Пока же общегосударственной системы управления качеством не создано. Действует, как отмечено, механизм контроля, а точнее говоря, обеспечения качества, который предусматривает улучшение медицинского обслуживания на основе рационального использования ресурсов.