Оценка физиологического развития
Объективные показатели - это показатели физического развития, которые можно измерить и выразить количественно. Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.
Функциональное состояние ССС.
Контроль, за пульсом - один из самых простых и информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца одной руки накладываются на нижнюю часть другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10-20 с. с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе (например, после небольшой нагрузки) его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности.
У взрослого здорового человека ЧСС обычно составляет 66-72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46-60 уд/мин (так называемая брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У новорожденных пульс очень частый (до 100 уд/мин), в 7-9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет - 70-85, 13-14 лет - 76-78, 15-16 лет - 72-78, 16-18 лет -68-72 уд/мин.
Замедление пульса при нарастании тренированности у детей выражено меньше, чем у взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2 часа полностью возвращается к исходным величинам (до нагрузки).
При правильном ритме, сердечные сокращения следуют одно за другим, с примерно одинаковым интервалом времени и меняться они могут только в связи с ритмом дыхания.
При резком учащении пульса в покое (так называемая тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует подсчитывать более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжении. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.
Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после урока или тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления.
Физическое развитие.
Очень важно в процесс – это процесс наблюдения за физическим развитием. Полную его характеристику можно получить, измеряя все параметры: длину тела - стоя и сидя, массу тела, пропорции тела, окружность груди на вдохе и выдохе, окружности конечностей при расслаблении и сокращении, мышечную силу, толщину жировой складки, жизненную емкость легких и максимальную их вентиляцию, силу мышц вдоха и выдоха. Но это требует специального навыка и аппаратуры и должно проводиться 1-2 раза в год медперсоналом.
Параметры для определения массы (веса) тела, жизненной емкости легких, силы кисти, мышц спины и живота.
Масса тела (вес) - простой, надежный и удобный метод самоконтроля. В каждом доме надо иметь портативные весы, взвешиваться утром натощак, без одежды или в очень легкой одежде (в трусах, для старших девочек - в бюстгальтере), а также до занятия, после него и следующим утром. Под влиянием регулярных занятий в первые недели и месяцы масса тела обычно уменьшается за счет потери излишнего жира и воды. У старших подростков (16-18 лет) закономерности изменения веса в связи с занятиями физкультурой и спортом соответствуют таковым у взрослого человека.
Оценить массу тела по отношению к росту можно с помощью метода, так называемых, стандартов - это сравнение индивидуальных величин со среднестатистическими, полученными в результате массовых измерений соответствующей возрастно-половой группы. Определенным ориентиром может служить массо-ростовой индекс - отношение массы тела в граммах к росту в сантиметрах. У младших школьников в норме он составляет 180-260 г/см, в среднем школьном возрасте - 220-360 г/см, у девочек немного выше, чем у мальчиков.
Силу мышц (сила мышц кисти) и станового (сила мышц спины) можно определить при помощи динамометров. В связи с увеличением мышечной массы с возрастом (у взрослого человека отношение мышечной массы к общей массе тела составляет 40%, в 8 лет - 27%, в 15 лет - 33%) увеличивается сила мышц, особенно между 14-м и 18-м годами жизни. Для измерения силы мышц кисти на ладонь кладут ручной динамометр и сжимают его с максимальным усилием. У здорового взрослого человека сила составляет чаще всего 50-70 кг (у женщин несколько меньше). У детей - от 15-20 до 50-60 кг в зависимости от возраста. Сила мышц спины измеряется становым динамометром (площадка с крюком, цепью, ручкой и указателем силы). Оценить мышечную массу можно с помощью стандартов.
Становая сила у здорового взрослого человека соответствует чаще всего 140-160 кг (у женщин меньше), у детей и подростков - 60-120 кг. Для сравнения изменения силы в динамике можно пользоваться формулой отношения силы, умноженной на 100, к массе тела в кг.
Повторяя измерения силы несколько раз с интервалом 10-20 с, можно судить о степени утомления мышц.
О силе мышц живота можно судить с помощью следующего приема - лежа на кушетке, скамейке или на полу с вытянутыми вдоль тела руками перейти в положение сидя, не сгибая и не отрывая ног от поверхности кушетки. Чем большее число раз школьник может повторить, тем выше сила.
Функциональное состояние органов дыхания.
Функциональное состояние органов дыхания можно оценить по частоте дыхания, жизненной емкости, пробами с задержкой дыхания. В состоянии мышечного покоя дыхание должно быть ритмичным, спокойным, в основном через нос. Частота дыхания у взрослого здорового человека находится в пределах 12-18 дыхательных движений в минуту (вдох и выдох составляют одно движение), у детей младшего школьного возраста меньше. Во время нагрузки дыхание учащается до 22-36, при максимальных нагрузках - больше, с быстрым возращением к исходному уровню. Подсчитывается дыхание в течение минуты, положив руки на нижнюю часть груди либо верхнюю часть живота. Одышка (резкое учащение дыхания), особенно если она сопровождается чувством недостатка воздуха, стеснением в груди, кашлем во время нагрузки или после нее, указывает на несоответствие нагрузки возможностям организма (чаще бывает при слабой физической подготовленности, переутомлении, заболевании). Дыхание во время нагрузки должно соответствовать ритму движения.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального вдоха. Определяется с помощью сухого или водяного спирометра. У взрослого здорового человека ЖЕЛ составляет 3-6 л у мужчин и 2-5 л у женщин, у мальчиков 5 лет - в среднем 1,2 л, 10 лет - до 2 л, 12-13 лет - 2-2,5 л, 15-16 лет - 3,6 л, у девочек на 100-300 мл меньше.
С ростом тренированности все показатели функционального состояния дыхания во всех возрастных категориях увеличиваются.
Так же, можно измерить и окружность грудной клетки. Для этого сантиметровая лента накладывается на обнаженную грудную клетку у нижних краев лопаток сзади и под сосками (у девушек под грудью) спереди. Измерения производятся при обычном дыхании, при максимальном вдохе и выдохе. Рассчитывается разница, отражающая амплитуду движений грудной клетки в зависимости от силы дыхательных мышц и эластичности легких. Амплитуду в пределах 6-8 см у взрослых и 5-8 см у детей можно считать нормальной.
Заключение.
Анализ литературы показывает, что вопрос врачебно-педагогического контроля, за результатами занятий, физическими упражнениями и спецмедгрупп, находятся не на должном уровне. Нет критериев оценки физической подготовленности и функционального состояния, а также доступных в практической деятельности воспитателя тестов, позволяющих контролировать результаты работы, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья в промежутках между основными врачебными обследованиями. Самая совершенная методика занятий физическими упражнениями может дать положительные результаты только при строгом, как педагогическом, так и врачебном контроле. Важно найти оптимальные нагрузки, определить обоснованную динамику их возрастания, эффективные методы врачебно-педагогического контроля, как при проведении самих занятий, так и по результатам итоговых наблюдений в цикле в течение года. Учет и регистрация показателей развития физических качеств позволяют сравнить данные врачебных исследований с результатами, полученными воспитателем или преподавателем физической культуры.
Если в условиях кабинета использовать специфические для каждого вида спорта тесты, то сведения об уровне специальной тренированности спортсмена будут более точными, чем при обычных пробах, но это не всегда возможно и сопряжено с большими техническими трудностями.
С этой целью определяют работоспособность и реакцию спортсмена при выполнении мышечных усилий, имеющих преимущественное значение для достижения высокого результата в избранном виде спорта (структура движения, интенсивность его выполнения, условия среды и др.). Можно использовать как типичные для данного этапа подготовки тренировочные занятия с большими нагрузками, так и специальные тесты с максимальными относительно стандартными специфическими нагрузками. Второй путь предпочтительнее, поскольку на разных занятиях объем, интенсивность, последовательность нагрузок, активность спортсмена, соотношение сил тренирующихся и другие, влияющие на результаты исследования факторы, могут быть неодинаковы, что затрудняет сравнение данных, полученных при динамических наблюдениях
Список используемой литературы.
1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.
2. Бочкарева, С.И. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1986.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2001.
5. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М.: Советский спорт, 2004.
6. Дашинорбоев. В. Д. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / В.Д. Дашинорбоев.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.
7. Дибнер, Р.Д. Медицинские критерии тренированности ведущих спортсменов Р.Д. Дибнер. - Л.: ЛНИИФК, 1998.
8. Долматова, Т.Н. Врачебно-педагогические наблюдения. Методические указания / Т.Н. Долматова. - Малаховка, 1997.
9. Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. Руководство для врачей / А.И. Журавлева, А.И., Н.Д. Граевская. - М.: Медицина, 1993.
10. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. -- М: Гардарики, 2007.
11. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: «Физкультура и спорт»,1986г.
12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003.
13. Кукушкин, Г.И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1 / Г. И. Кукушкин. ? М.: «Физкультура и спорт», 1961.
14. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. -- М.: Советский спорт, 2003.
15. Летунов, С.П. Определение тренированности и перетренированности во врачебно-спортивной практике // Проблемы врачебного контроля. - М.: ФиС, 1966.
16. Ляшенко, Т.К. Физическая культура: Учебное пособие / Т. К. Ляшенко, Д.Н. Коваленко, О.Г. Черноусов, Г.Н. Кузнецова. -- Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006.