Особенности гимнастики
Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, поскольку в результате систематической тренировки ни одна из систем организма не остается без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичное'! и.
Чем раньше начинают гимнастику, тем легче сформировать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые чаще используют в жизни. В первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих движений приводит к деформации позвоночника.
После 6 мес жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После 12 мес жизни следует научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей.
Необходимо соблюдать следующие условия гимнастики.
• Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возраст
ным и функциональным возможностям ребенка.
• Методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, так
же должна соответствовать возрасту.
Для детей с нарушениями психомоторного развития или с какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика более важны, чем для здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения и наиболее эффективным средством реабилитации.
Безусловные показания к детскому массажу приведены ниже.
• Беременность, протекавшая у матери с разного рода осложне
ниями.
• Внутриутробная гипоксия плода.
• Родовая травма.
• Недоношенность.
• Перинатальная энцефалопатия.
• Чрезмерная возбудимость или, наоборот, вялость, слабость, плохой
аппетит.
• Нарушения иммунитета различного генеза.
• Проявления асимметрии во внешнем виде.
• Гипертонус мышц сгибателей и разгибателей.
• Отставание в физическом развитии (плохо держит голову, долго не
встает на четвереньки, не сидит в полгода).
Существуют противопоказания к массажу и гимнастике.
• Все острые заболевания, протекающие с повышением температуры
тела.
• Тяжелые формы гипотрофии (атрофия).
• Гнойные и другие острые воспалительные болезни кожи, подкож
ной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус,
импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и др.).
• Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью
костей.
• Рахит в период разгара и острое течение болезни с явлениями ги
перестезии.
• Гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов.
• Врожденные пороки сердца в стадии субкомненсации и декомпен
сации.
• Различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемо
филии.
• Судорожный синдром.
• Острый нефрит
• Острый гепатит.
• Активные формы туберкулеза.
• Большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со
значительным выпадением органов брюшной полости или же при выра
женной наклонности к ущемлению (во всех остальных случаях при на
личии грыжи гимнастику выполнять желательно, но при обязательной
предварительной фиксации грыжи пластырьой повязкой).
При декомпенсированной гидроцефалии массаж проводят с особой осторожностью
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж выполняют на любой твердой поверхности, лучше всего подходит стол для пеленания. Необходимо застелить его чистой пеленкой, под которую подкладывают клеенку и сложенное в 2 раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Температура в помещении должна быть не ниже 20 °С.
Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 ч до кормления или через 40-45 мин после него. Лучше всего массировать чистыми руками, можно использовать тальк, детские масла и кремы.
МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ВОЗРАСТ 1-3 МЕС
В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиологический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо использовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На
этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребенок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то в этом возрасте совершать их не имеет смысла, поскольку при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним.
Таким образом, главной целью ежедневных занятий с ребенком служит уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо частое общение и ласковый разговор с ребенком, которые стимулируют «комплекс оживления», отсутствие стесняющего движения тугого пеленания ребенка, частое выкладывание ребенка на живот, ежедневные теплые ванны и плавание, легкий поглаживающий массаж всего тела, стимулирование активных движений ребенка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используют основной двигательный фонд этого возраста (врожденные рефлексы).
ВОЗРАСТ 3-4 МЕС
Массаж должен быть более интенсивным. Вводят новый прием — растирание, выполняемое подушечками чуть согнутых пальцев, или применяют кольцевое растирание. Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка, и хорошо расслабляет мышцы.
Целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 мес считают нормализацию тонуса ног, воспитание первых навыков в изменении положения тела и развитие ручной умелости.
Этому способствует частое общение с ребенком, вкладывание в ручки удобных для захвата шрушек, теплые ванны и плавание, более энергичный массаж, активные движения на базе врожденных рефлексов, пассивные упражнения с вибрацией.
ВОЗРАСТ 4-6 МЕС
Целью занятий с детьми в 4-6 мес служат окончательная нормализация тонуса мышц ног, воспитание опорной реакции стоп, учеба ребенка удерживать предметы, развитие ритмичности движений. Для этого проводят ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет, активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть, пассивные упражнения, игрушки, соответствующие возрасту, плавание, массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.
Массаж детей этого возраста становится еще более продолжительным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводят новый
прием — разминание. В детской практике используют самые нежные варианты разминания: валяние и продольное разминание. Движения должны быть мягкими, ритмичными, совершаться в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста). Необходимо избегать резких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для укрепления мышц применяют стимулирующие приемы: поколачивание и пощипывание, которые следует делать быстро, ритмично и легко.
ВОЗРАСТ 6-12 МЕС
Основной целью занятия с ребенком в возрасте 6-12 мес становятся обучение ребенка ползать на четвереньках, воспитывание координации и ритмичности движений, развитие понимания речи. Для этого необходимо часто ласково общаться с ребенком, используя крат кие точные речевые инструкции во время занятий, давать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки, вводить новые, более сложные по координации движения.
Массаж спины, живота и груди совершают более энергично и разнообразно, используют все знакомые приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и др.
Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию). Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (I, II или III) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 с. Колебательные движения должны быть очень мелкими (почти незамет-
гис. 3-3. Точечный массаж |
ное «дрожание»), быстрыми, причем лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале медленные, в середине процедуры быстрые, в конце снова помедленнее) Давление на точку также меняют: от поверхностного к сильному и к концу снова уменьшают. Точечный массаж делают руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 с, во время которых на массируемом участке проводят поглаживание (рис. 3-3).
Рис. 3-4. Точечный массаж рук
Для расслабления мышц-сгибателей рук проводят большее количество поглаживаний рук и груди, а также эффективен точечный массаж (тормозной метод) (рис. 3-4).
Эти приемы массажа сочетают и чередуют с пассивными упражнениями, причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливающие процедуры можно проводить только у здоровых детей с достаточной резистентностью организма к средовым факторам. В этой связи закаливающие процедуры у недоношенных детей, у детей часто болеющих, с хронической патологией следует проводить не в полном объеме и осторожно.
В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-месячного возраста. Через 1-2 нед после воздушных ванн начинают закаливание водой. Влажные обтирания начинают не раньше чем в 2-3 мес, обливания — с 3-4 мес Гимнастику и массаж целесообразно начинать с 1,5-месячного возраста
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ
Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Обычно проводят либо в комнате (в холодное время года), либо на свежем воздухе летом (свето-воздушные ванны). Начинают при температуре помещения 20-22 "С, в дальнейшем для детей 1-2 лет — при темпера iype 19 °С. Длительность первых процедур составляет 1 мин Через каждые 5 дней длительность увеличивают на 2 мин Дети в 6 мес могут получать процедуру до 15 мин, после 6 мес — по 30 мин 2 раза в день Детям, плохо переносящим низкую температуру, рекомендуют постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело.
Противопоказаны воздушные ванны детям с острыми инфекционными заболеваниями, с неясным субфебрилитетом, ОРВИ Возобновление процедур после болезни начинают постепенно, как с первых занятий.
ЗАКАЛИВАНИЕ УФО
УФО активно влияет на иммунологическую резистентность организма, предупреждает развитие рахита, увеличивает титр специфических антител, агглютининов, преципитинов, стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов, уменьшает аллергические проявления у детей. Образование эритемы служит своеобразной характерной особенностью действия УФО
В профилактических целях используется общее УФО ртутно-квар-цевыми лампами. Средняя биодоза на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин Начальная доза облучения равна У4 биодозы и доводится до 2,5-3 биодоз. В осенне-зимний период необходимо назначать 1-2 курса облучения (20 процедур) с перерывом 2-2,5 мес, особенно в районах с коротким световым днем.
ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ
Световоздушные ванны показаны детям первого года жизни в сухую, безветренную погоду при температуре воздуха 22 °С и выше. Детям более старшего возраста (1—3 года) допускается проведение процедуры при температуре 20 °С Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении — при игре в кроватке, коляске и т д. Необходимо постепенно обнажать тело. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 г до 3 лет — 5 мин, 4-7 лет — 10 мин Ежедневно можно увеличивать время световоздушных ванн, доводя его до 30-40 мин и более Важно следить, чтобы ребенку было комфортно. Противопоказанием для проведения процедуры также является ОРВИ, лихорадка, глубокая недоношенность.
Солнечные ванны — важно правильно дозировать время процедуры. На голову ребенка надевают панаму, можно использовать темные очки Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред. Необходимо наблюдать за поведением ребенка — появление слабости, утомляемости, гипотонии свидетельствует о перегревании. Продолжительность ванн 15-20 мин, количество 20-30 за лето.
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом — воздушные ванны и обтирание ребенка сухим полотенцем, рукавицей. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до легкой красноты кожи
Влажные обтирания (с 1-месячного возраста) проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конечности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее — грудь, живот, в последнюю очередь — спину. Каждую часть тела необходимо вытереть насухо до легкого покраснения. При этом сочетают действия водной процедуры с массажем. Длительность одной процедуры — 1-2 мин
Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет — 32 °С, 5-6 лет — 30 "С, 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 "С и 24 °С соответственно — для детей 5—6 лет, до 18 °С и 22 °С для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.
После перерыва водных процедур их возобновляют, так как и начинали: вначале сухие обтирания, затем влажные. Температура воды при 'влажных обтираниях после возобновления процедуры соответствует начальной, затем снижают ее более быстро.
Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно начать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время проведения — лето. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее со скоростью 1 °С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 "С. Для детей 3 лет — 18 "С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание ног лучше проводить в ванне, ребенка усаживают на подставку. По окончании процедуры но-еги ребенка насухо вытирают.
Контрастные ножные ванны еще более увеличивают сопротивляемость организма к сниженной температуре среды. Методика проведения заключается в следующем: наливают воду с температурой 37-38 "С, в другую — на 3-4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. В течение 7 дней воду не меняют. Далее понижают температуру воды во второй емкости на 1 °С в неделю и доводят ее до 10 °С. Ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в емкость с горячей водой, а затем на 10—15 с — с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в емкость с холодной водой.
Количество попеременных погружений в первые процедуры составляет 3-4. Продолжительность погружения конечностей в холодную воду возрастает постепенно, до 15-20 с. Увеличивают и число попеременных погружений до 6. По окончании процедуры ноги вытирают до появления легкой гиперемии. После того как ребенок адаптируется к процедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20-30 см).
Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее — грудь и живот, затем — правое и левое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года — 36 "С. Каждую неделю снижают температуру на 1 °С и доводят до 28 °С. Детям от 1 до 3 лет температуру воды с 34 °С до 28 °С зимой и 25-24 °С летом. Для дошкольников начинают с 33 °С и доводят до 24-22 "С. В холодное время температура воды должна быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний от 30 с до 1,5 мин Температура помещения должна быть не ниже 20 °С, а в теплое время вне помещения — 18 °С.