И греческими приставками

a-, an- (anomalia – ненормальность) Отрицание, отсутствие
anti- (antidotum – противоядие ) Против
de-, des- ( decompensatio – нарушение компенсации) Без, не, удаление, избавление
Dys- (dyspnoe- одышка) Расстройство. Затруднение
Ecto- (ectoderma- наружный зародышевый литок) Вне, снаружи
Endo- (endocardium – внутренняя оболочка сердца) Внутри
Epi- ( epidermis- поверхностный слой кожи) На, над
Exo- (exogenous- развившийся снаружи) Вне, снаружи
Extra- ( extrasystolia – нарушение ритма сердца ) Вне, сверх, снаружи
Hyper- ( hypertonia- повышенное напряжение ) Сверх, выше
Hypo- (hypoglycemia- пониженное содержание сахара в крови) Под, ниже
Infra- (infraspinalis- подкостный) Под
Inter- ( intercostalis- межреберный) Между, меж
Intra- (intravenosus – внутривенный) Внутри
Mes(o)- ( mesoderma- средний зародышевый листок) Находящийся в середине, между
Para-,par( paracentralis- околоцентральный) Около
Peri- ( pericardium- околосердечная сумка ) Вокруг
Re- ( reanimatio – восстановление жизнедеятельности ) Движение назад, повторяемость действия
Sub- ( sublingualis- подъязычный) Под
Super-, supra ( suprascapularis-) Над, сверх
Syn- , sym- ( syndromum-, symbiosis-) С, вместе, в связи с
Trans- ( transplantatio-) Через, пере-

Выполните следующие упражнения.

Упражнение 1.Образуйте новые слова с помощью приставок, переведите их.

a) sub- (cutaneus, a, um, scapularis,e, femoralis, e)

infra -(costalis, e , clavicularis, e, temporalis, e)

c) intra- (cellularis, e , cranialis, e)

d) inter – (clavicularis, е, muscularis, e, spinalis, e)

e) extra – (cellularis, e , pyramidalis, e)

f) supra – (clavicularis, e , renalis, e, sternalis, e)

Упражнение 2. Выделите в следующих словах приставки и объясните их значение.

Hyperthrophia intercellularis

Antipyrinum rehabilitatio

Dysphagia hypoglossus

Epicardium sympathia

Pericardium Analginum

Упражнение 3.Проведите анализ терминов по составлящим их морфемам и ТЭ.

Например: apathia – a - приставка, означающая отрицание

pathia- чувство, заболевание

urographia gastralgia

cardiogramma physiotherapia

myalgia apendectomia

hystologia bronchectasia

neuralgia rrhinorragia

Запомните значение суффиксов- словообразовательных ТЭ, характеризующих названия болезней, патологических процессов.

- оma – доброкачественная опухоль или разрастание тканей.

Присоединяется к корневым ТЭ , обозначающими конкретные ткани или органы. Например: nephroma - опухоль почки, chondroma - опухоль из хрящевой ткани, carcinoma- раковая опухоль.

- itis - обозначает воспалительный процесс

Присоединяется к корневым ТЭ и всегда выступает в качестве конечного ТЭ. Например: mastitis - воспаление молочной железы, pancreatitis - воспаление поджелудочной железы.

- osis (- iasis) – патологический процесс длительного характера

Например: neurosis- невроз, функциональное заболевание нервной системы, cholelithiasis – желчнокаменная болезнь.

Упражнение 4.Прочитайте названия болезней и распределите их в зависимости от характера заболеваний в 3 столбика, переведите.

а) заболевания невоспалительного , длительного характера;

б) заболевания воспалительного характера;

в) доброкачественные опухоли.

Bronchitis, erytrocytosis, angioma, cystitis, pleuritis, dermatitis, osteoma, psychosis, lymphoma, arthrosis, enteritis.

5.2 Основные греческие корни

Корневые ТЭ- это корни или основы греческих (а иногда и латинских) существительных или прилагательных. Они могут присутствовать в начале, в середине и в конце слова. В последнем случае они соединяются с окончаниями латинских существительных 1, 2 или 3 склонения.

В некоторых случаях значения корневого и образованного от него конечного терминоэлемента несколько отличаются. Например, корневой ТЭ – paed имеет значение «ребёнок, дети». В то же время конечный ТЭ – paedia имеет значение «исправление, приведение к норме» (от греч. paideia- букв. : воспитание, обучение).

Знать:

- Основные греческие корни и терминоэлементы.

- Правила образования клинических терминов.

Уметь:

- Конструировать клинические термины с заданным значением и писать

их по латыни.

- Объяснять значение медицинских терминов.

При образовании терминов необходимо знать, что на первом месте обычно ставится ТЭ, обозначающий название части тела, органа, ткани, системы организма. И лишь затем ставится терминоэлемент, обозначающий процесс, результат, заболевание ( кроме тех случаев, когда используются приставки).От названия органа берётся только основа слова, которая присоединяется к конечному ТЭ с помощью соединительной гласной –о.

Общее значение сложных терминов, состоящих из двух и более основ выводится из значений составляющих его компонентов (ТЭ). Опорным компонентом сложного термина является конечный ТЭ. Который классифицирует весь термин и определяет его включённость в ту или иную группу терминов. Начальный ТЭ является зависимым. Его назначение- уточнять, конкретизировать значение конечного ТЭ.

Наши рекомендации