Санитарная охрана территории страны

Накопленный международным сообществом опыт показал, что без наличия оперативной и централизованной системы обмена эпидемиологической информацией между государствами невоз­можно принятие своевременных мер по предупреждению завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний. Первые ша­ги в этом направлении были предприняты в начале XX века Между­народным бюро общественной гигиены и Панамериканским сани­тарным бюро. Дальнейшее развитие системы международной эпи­демиологической информации связано с деятельностью Санитарной организации Лиги Наций. Благодаря ее усилиям увеличилось число стран, из которых стала поступать информация о карантинных и других опасных заболеваниях. Несмотря на то, что публикуемые статистические данные о заболеваемости в разных странах не могли претендовать на абсолютную достоверность, система регулярной взаимоинформации позволила следить за ходом эпидемических процессов в мире и создала благоприятные предпосылки для реали­зации коллективных мер по ликвидации крупных вспышек опасных инфекционных заболеваний.

Окончательное формирование современной глобальной сис­темы надзора за инфекционными болезнями было осуществлено ВОЗ. Уже в 1946 г. начала свою деятельность служба сбора эпиде­миологической информации о карантинных болезнях. В 1949 г. бы­ла создана специальная секция по наблюдению за эпидемиями. На основании проводимого этой секцией анализа заболеваемости со­ставлялись еженедельные эпидемиологические бюллетени. Появи­лась возможность оперативного сбора эпидемиологической инфор­мации о заболеваемости карантинными инфекциями и анализа их эпидемических процессов во всем мире.

Резко сократившиеся сроки перевозок поставили под сомне­ние эффективность санитарной охраны границ, поскольку появи­лись возможности достижения границ практически любого государ­ства за время, не превышающее инкубационный период инфекци­онных заболеваний. Создавшаяся ситуация потребовала пересмотра

основных положений профилактики завоза и последующего распро­странения инфекционных болезней. Поэтому в 70 -е годы XX века на смену концепции санитарной охраны границ пришла концепция санитарной охраны территории. Задачей пограничного медицин­ского контроля стало получение и передача сигнальной информации о лицах, подвергнувшихся риску заражения, территориальным ор­ганам здравоохранения, а сама система преобразовалась в сложный комплекс административных, лечебно-профилактических, противо­эпидемических мероприятий.

Основой, обеспечивающей устойчивое функционирование системы санитарной охраны территории, являются единые методи­ческие принципы организации и проведения мероприятий, сни­жающих риск завоза, как в глобальном мировом масштабе, так и на межгосударственном и государственном уровнях. Поэтому с 1952 г. вступает в действие новый инструмент регулирования - Междуна­родные медико-санитарные правила, которые неоднократно изменя­лись и пересматривались. Так, действующие до 2005 г. правила (третье аннотированное издание - 1983г) были приняты 22-й ас­самблеей ВОЗ в 1969 г., дополнения и изменения вносились в 1973 и в 1981 гг. Принятие Международных медико-санитарных правил позволило не только организовать постоянное слежение за наиболее опасными инфекционными болезнями, представляющими угрозу пандемичного распространения, но и регламентировать ряд мер, эффективно препятствующих межгосударственным завозам таких инфекций. В различное время к таким относились натуральная оспа (1926-1980 гг.), эпидемический сыпной тиф (1926-1951гг.), продол­жают оставаться чума (с 1377 г.), холера (с 1831 г.), желтая лихо­радка (с 1903 г.).

Основой ранее действующих Международных медико-санитарных правил являлся этиологический принцип сбора инфор­мации:

- оперативное уведомление национальных органов здраво­
охранения о заболеваемости людей и подозрении на карантинные
инфекции на эндемичных территориях, наличие на таких террито­
риях инфицированных носителей и переносчиков природно-
очаговых болезней, размерах и границах пораженных территорий;

- оперативное уведомление о случаях (подозрениях) и осо­
бенностях завозов карантинных болезней на неэндемичные терри­
тории, а также о дальнейшем распространении инфекций или лик­
видации их эпидемических очагов,

- четкая регламентация максимально допустимых мер, на­
правленных на прерывание международного распространения ка­
рантинных инфекций;

- разработка специалистами ВОЗ аналитических обзоров,
рекомендаций и программ, направленных на борьбу и ликвидацию
конкретных наиболее опасных (в силу быстрого распространения,
высокой летальности, тяжести социальных последствий) нозологи­
ческих форм инфекционных болезней;

- создание действенной информационной системы по схеме:
страна-участник ВОЗ - штаб-квартира ВОЗ - мировое сообщество.

Недостатками этих правил являлись: представление обяза­тельных уведомлений только о подозрениях и случаях трех каран­тинных инфекций (желтой лихорадки, холеры и чумы), что ограни­чивает охват слежения за распространением других инфекционных заболеваний, опасных для международного сообщения, отсутствие мониторинга за групповыми и вспышечными проявлениями конта­гиозных инфекций не установленной этиологии, отличающихся вы­сокой летальностью или тяжестью течения и потенциально опасны­ми для здоровья населения на международном уровне, а также све­дений о расшифровке особенностей новых поражающих агентов. Поэтому, начиная с 1997 г. велась активная дискуссия о внесении изменений в структуру и содержание правил, направленных на ус­корение получения штаб-квартирой и распространение странами-участниками ВОЗ информации о выявлении вспышек инфекцион­ных заболеваний, опасных для международного пассажирского и грузового сообщения на основе системы уведомлений с учетом син-дромного подхода (быстрого обнаружения медицинским персона­лом необычных для данной местности случаев заболеваний) В ре­зультате перехода на синдромный подход предполагается:

- упростить диагностику опасных инфекционных болезней
В качестве клинических синдромов, представляющих потенциаль­
ную опасность для международного сообщества предполагаются
симптомокомплексы, характерные для многих инфекционных забо­
леваний;

- сократить сроки уведомления штаб-квартиры и государств-
участников ВОЗ об опасных инфекционных болезнях (синдромах),
представляющих угрозу для межгосударственных перевозок;

- ускорить принятие обоснованных ответных мер на прояв­
ление таких болезней;

- ограничить поток информации только теми случаями, ко­торые могут нанести существенный урон международному обмену.

Принятие Международных санитарных правил предполагает изменение структуры документа, связанное с разделением на две основные части: первая регламентирует общие принципы санитар­но-эпидемиологического обеспечения международного сообщества. Вторая - содержит технические и методические требования, кото­рые могут пересматриваться в зависимости от достижений и по­требностей здравоохранения. Базовая часть включает статьи, содер­жащие принципы порядка извещения ВОЗ о выявленных синдромах и болезнях, организации санитарно-эпидемиологического обеспече­ния транспортных средств и пунктов пропуска через государствен­ные границы, стратегию профилактики, выявления и борьбы с рас­пространением синдромов (болезней) при международных транс­портных сообщениях, юридические и правовые аспекты выполне­ния правил. В приложениях и дополнениях приводятся подробные характеристики синдромов, подлежащих уведомлению, гигиениче­ские стандарты для транспортных средств и пунктов пропуска через государственные границы, методические и нормативные докумен­ты, характеристика информационной службы ВОЗ. Изменение структуры новых правил и включение синдромного подхода в сис­тему уведомлений, по мнению специалистов ВОЗ, может способст­вовать выявлению новых болезней, опасных для мирового сообще­ства, и разработке эффективных мер по борьбе с ними. Необходи­мость включения синдромного подхода в систему уведомлений под­твердила возникшая в конце 2002 г. вспышка «атипичной пневмо­нии». Однако, по мнению ряда отечественных ученых, изменение структуры новых МСП и включение синдромного подхода в систе­му уведомлений не должно приводить к уменьшению значимости этиологического принципа регистрации карантинных болезней, обеспечивающего учет динамики и распространения наиболее опас­ных высококонтагиозных болезней. Кроме того, характеристика синдромов, требующих немедленного уведомления (острое начало, тяжесть течения и другие признаки), не отражает сведений об осо­бенностях механизмов и факторов передачи инфекции, что затруд­няет принятие решений о проведении превентивных мер, адекват­ных ситуации.

Наши рекомендации