Эндогенные первичные гиповитаминозы
Недостаток того или иного витамина в организме проявляется обычно различными клиническими признаками (гиповитаминозы). Причины этих заболеваний можно свести в две группы: экзогенные (в первую очередь, пищевой недостаток, дисбаланс в рационе и т.д.) и эндогенные. К последним относят гиповитаминозы, вызванные:
1) мутациями в генах, ответственных за синтез белков – участников метаболизма витаминов (первичные);
2) заболеваниями, следствием которых может быть нарушение пула того или иного витамина (гипосекреция пищеварительных соков, повреждения слизистой кишечника и т.д.) (вторичные).
Эндогенные первичные гиповитаминозы могут быть следствием вариаций в аминокислотной последовательности:
а) белков, транспортирующих витамины;
б) энзимов, обеспечивающих их активацию;
в) рецепторов, узнающих эти вещества при подходе к клеткам;
г) апоферментов, простетическими группами которых служат данные жизненно необходимые факторы.
Все вышеперечисленные генетические дефекты повышают вероятность развития различных по тяжести клинических картин.
Согласно общепринятой классификации среди витаминов выделяют липо- (А, Д, Е, К, F) и гидроформы (В1, В2, В6, Вс, В12 и т.д.).
Примеромпервичного эндогенного гиповитаминоза А1является синдром Дарье (syndrome Darie).Тип наследования аутосомно-рецессивный. Начинается в пубертатном периоде. У больных детей эпидермис имеет выраженный роговой слой, поэтому повреждения кожи носят особый характер: шелушение в виде плотных чешуек («рыбья чешуя»), ихтиоз принимает коричневатую пигментацию. Сальные и потовые железы атрофируются, фолликулы кожи изменяются с последующим ороговением и дегенерацией волосяных мешочков. Из-за конверсии эпителия протоков сальных желёз нарушается их проходимость, секрет скапливается в себоцитах. В результате образуются плотные папулки (фринодерма - «жабья кожа»). Локализация преимущественно на лице, груди, туловище. Нередко присоединяется умственная отсталость.
Прогноз для жизни благоприятный. Терапия разработана только для ликвидации сипмтомов.
Наследственный дефицитхолекальциферола - витамин Д-резистентный рахит (фосфат-диабет) (аутосомно-доминантный тип). Описаны витамин Д-резистентный рахит I типа, развивающийся вследствие генетической недостаточности почечной 1-альфа-гидроксилазы, и витамин Д-резистентный рахит II типа, причиной которого является нечувствительность клеток к действию кальцитриола из-за отсутствия рецепторов. Клиника включает деформации скелета: долихоцефалический череп, О-образные голени, карликовость, низконависшие надбровные дуги. У больных выражены гипофосфатемия и фосфатурия, но отсутствуют аминоацидурия, глюкозурия.
Успешность коррекции (парентерального введения кальцитриола) определяется ранним началом лечения, а главное – пожизненным применением его поддерживающих доз.
Вследствие мутаций, обусловливающих сдвиги в аминокислотных последовательностях белков, участвующих в метаболизме витамина Е, может возникать его дефицит, специфическая клиника которого до конца не изучена. При наследственной абета-липопротеинемии(синдром Бассейна- Корнцвейга, syndrom Bassen-Kornzweig, акантоцитоз) возможен дефицит витамина Е, так как нарушен его транспорт (гл. 4.3).
Случаи развития наследственной патологии недостатка витаминов К, F и КоQ не описаны.
Эндогенные первичные гиповитаминозы витамина В1:
а) болезнь Лея (morbus Leigh)является следствием блока фермента ТДФ-АТФ-фосфотрансферазы. Относят к наследственным митохондриальным заболеваниям. Подавлено фосфорилирование ТДФ и образование ТТФ, что сказывается на деятельности центральной нервной системы. Появляются признаки функционального поражения черепно-мозговых нервов (глухота, слепота, нистагм, птоз и т.д.) (гл. 2);
б) синдром Вернике-Корсакова(syndrome Wernicke) развивается из-за уменьшения сродства апофермента транскетолазы к ТДФ. Чаще наблюдается у больных с хроническим алкоголизмом. Основные симптомы: мозжечковая атаксия - нарушение походки, координации движений, а также снижение интеллекта и памяти; страдает ориентировка в пространстве и во времени; характерны апатия, болтливость, неспособность усваивать новую информацию.
Терапия – симптоматическая.
Что касается первичного эндогенного гиповитаминоза В12, то известно наследственное заболевание – метилмалоновая ацидурия, в основе которого лежит блок метилмалонил-КоА-мутазы. Одним из его главных признаков служит резкий сдвиг рН в кислую сторону. Для данного недуга характерны значительное отставание ребёнка в массе, сниженная толерантность к белкам с эпизодами кетоацидоза, гипогликемии, гиперглицинемии, но при этом не развивается мегалобластная анемия.
Прогноз благоприятный. Терапия симптоматическая.
Причиной ещё одной молекулярной, но редко встречающейся патологии является отсутствие рецепторов к гастромукопротеину на энтероцитах – болезнь Имерслунд-Гресбека (morbus Imerslund-Gräsbeck). Это разновидность мегалобластической анемии с избирательной мальабсорбцией витамина В12. Имеет аутосомно-рецессивный тип наследования. Манифестация с 1 - 4 лет. Кроме малокровия характерна доброкачественная протеинурия, нередко с отёками, в то же время кислотность желудочного сока в норме. У пациентов снижена способность витамина фиксироваться на поверхности слизистой оболочки подвздошной кишки и далее – связываться с транскобаламином.
Благоприятного эффекта достигают парентеральным введением раствора В12. В 30 лет возможно самоизлечение.
Выявлено аутосомно-рецессивное заболевание при наследственном дефиците транскобаламина II (белка, с помощью которого витамин проникает внутрь гепатоцита). Клинически развиваются мегалобластическая анемия, лейкопения и иммунодефицит. Из-за генетического блока перестаёт деметилироваться N5-метилтетрагидрофолиевая кислота и нарушается её превращение в тетрагидрофолат, удерживающийся обычно внутри клеток. При этой патологии данный метаболит выходит из цитозоля и, несмотря на достаточное количество фолата и тетрогидрофолата в крови, ткани испытывают в них дефицит. Поэтому основу клинической картины, как и при собственно пищевом недостатке составляет мегалобластическая анемия.
Лечение: рекомендуют большие дозы витамина Вс.
Кроме того, установлены первичные эндогенные гиповитаминозы фолиевой кислоты (витамина Вс), воснове которых лежат блоки:
а) формиминотрансферазы, который проявляется задержкой умственного развития;
б) дигидрофолатредуктазы, при этом в клинике - мегалобластическая анемия.
Фолат-зависимые ферменты участвуют в синтезе пуринов, а также пиримидинового азотистого основания тимина. При недостатке фолацина уридин не преобразуется в тимидин. Синтез РНК при этом существенно не страдает, но замедляется генез ДНК, которая является аномальной, легко фрагментируемой. Последнее ведёт к нарушению клеточного цикла быстро пролиферирующих клеток, в частности гемопоэтических и эпителиальных. Предшественники эритропоэза реже делятся и образуют меньше красных кровяных клеток, которые дольше пребывают в интерфазе, синтезируя гемоглобин. Поэтому регистрируются мегалобласты, имеющие повышенный цветной показатель, но укороченный срок жизни. Нестабильная ДНК (гиперсегментация ядер) формирует структуры типа колец Кабо и телец Жолли. Устойчивость мегалобластов к гемолизу снижена, в связи с чем мегалобластические состояния могут сопровождаться гипербилирубинемией.
Страдает пролиферация эпителия, что проявляется хейлозом, гунтеровским глосситом (сухой красный «лакированный язык»), эзофагитом, коньюнктивитом, атрофическим гастритом и энтеритом. Вследствие чего регистрируются ахлоргидрия, поносы, стеаторея. Происходит задержка роста, ухудшается заживление ран, возможен иммунодефицит, оживляются хронические инфекции, длительный субфебрилитет. Фолат-зависимые ферменты участвуют в синтезе серина. Тетрагидрофолат необходим и для образования (путём метилирования гомоцистеина) метионина, а также для катаболизма гистидина. При генетическом дефекте и недостатке фолацина в крови накапливается продукт его распада – форминоглутамат, определение которого в моче служит важным диагностическим критерием. В этих условиях может регистрироваться вторичная гомоцистеинурия, а также гипометионинемия, что способствует развитию атеросклероза, стеатоза печени и снижению функции надпочечников.
Описано несколько наследственных заболеваний, в основе которых лежит молекулярная патология витамина В6 (активные формы – фосфопиридоксаль, фосфопиридоксамин – ФП):
1) пиридоксинзависимые судороги; блок глутаматдекарбоксилазы, что нарушает образование ГАМК – тормозного медиатора;
2) пиридоксинзависимая анемия; из-за дефекта 5-аминолевулинатсин-тазы угнетается синтез гема; введение мегадоз пиридоксина обеспечивает ремиссию;
3) цистатионинемия – следствие генетического повреждения фермента цистатиониназы (гл. 5.1.5, схема 9);
4) гомоцистинемия I стоит на третьем месте по частоте после муковисцидоза, фенилкетонурии; при этом виде патологии из-за подавления активности цистатионин-синтазы возникают тромбоз, остеопороз, полая стопа, умственная отсталость, эктопия хрусталика (гл. 5.1.5, схема 9);
5) в преобразовании триптофана в НАД+ участвует ФП-содержащий фермент кинурениназа. При наследственном снижении его активности развивается синдром Кnapp-Komrover, клиническими признаками которого служат: глоссит, стоматит, неврологические симптомы, склонность к аллергическим реакциям (гл. 5.1.4, схема 8).
Детский скорбут (недостаток аскорбиновой кислоты) (болезнь Мёллера-Барлоу, morbus Möeller-Barlow) характеризуется особыми нарушениями остеогенеза: оссификация на месте хряща задерживается, и он подвергается минерализации. Но из-за медленного синтеза остеоидного матрикса в остеобластах тормозятся процессы рассасывания хряща. Последнее приводит к расширению эпифизарных зон и образованию хрящевых выростов, выступающих в метафизарную часть костномозговой полости. Под воздействием механических нагрузок возникают деформация грудной клетки (корытовидное западение грудины и чёткообразные концы рёбер), а также варумное искривление длинных трубчатых костей нижних конечностей, что сопровождается болезненными поднадкостничными гематомами.
У детей первого года жизни при явно выраженной анемии и дефиците витамина С нарастает эритробластоз и происходит увеличение числа миелоцитов с задержкой их созревания, что указывает на угнетение гемопоэза костного мозга.
В типе наследования существуют некоторые сомнения. Диагноз выставляется на основании клинических форм заболевания. Терапия симптоматическая.
Первичный эндогенный гиповитаминозникотинамида (витамина РР) является следствием угнетения синтеза: а) белка, ответственного за активный транспорт триптофана через стенку кишечника, у младенцев (синдром «голубых пеленок») и у взрослых – (болезнь Хартнупа) (гл. 5.1.4);
б) фермента кинурениназы, которая участвует в распаде вышеуказанной аминокислоты с образованием НАД+ (синдром Knapp-Komrover)(гл.5.1.4).
Указанные заболевания клинически сходны с пеллагрой (болезнью трёх«Д»); для них характерны деменция(поражение центральной нервной системы), диарея (нарушение функций желудочно-кишечного тракта), дерматит.
Изменения психики включают депрессию, апатию, утомляемость, слабость, дезориентацию, бред; к ним могут присоединиться галлюцинации и даже смерть.
У пациентов страдает аппетит; слизистая полости рта яркая, суховатая; язык слегка отёчный с трещинами, в дальнейшем «кардинальский» (обнажен от эпителия). Жалобы на слюнотечение, жжение во рту с последующим развитием стоматита. В желудочном соке исчезают соляная кислота и пепсин. Функции кишечника не стабильны – запоры чередуются с поносами; у маленьких детей преобладает жидкий обильный пенистый стул.
Типичный дефицит никотиновой кислоты характеризуется появлением пеллагрозной эритемы, вначале в виде отдельных пятен, а затем слияния их с образованием отёков, язв, корок. Доказано, что для провоцирования типичных дерматитов имеет значение сенсибилизация ультрафиолетовыми солнечными лучами. Многие участки кожи покрываются грязно-бурой пигментацией с трещинами, имеющими свои типичные локализации («воротничок», «галстук», «ожерелье», «перчатки», «бабочка», «бакенбарды»).
В основе наследственного дефицита рибофлавина (витамина В2) лежит блок глутатионредуктазы (ФАД-содержащего фермента), проявляющийся усиленным гемолизом. Тип наследования не известен. Терапия симптоматическая.
Симптомы первичного эндогенного гиповитаминоза биотина (витамина Н)- пропионовая ацидемия– задержка умственного развития, анемия, иногда развитие комы.У новорождённых генетический дефект фермента панкреатической биотинидазы лежит в основе патогенеза наследственной патологии десквамативной эритродермии Лейнера. В клинике - понос и характерная себорея. Тип наследования не изучен. Терапия включает лечение основных симптомов.
Первичныеэндогенные гиповитаминозы для пантотеновой кислоты не описаны.
В эксперименте недостаток карнитина – витаминоподобного соединения приводил к нарушениям функций печени, почек, миокарда. В последние годы миопатию с липидными накоплениями, печёночную энцефалопатию типа синдрома Рейно, дилатационную кардиопатию относят к первичным эндогенным гиповитаминозам, а вторичными считают синдром Марфана, туберозный склероз, некоторые формы прогрессирующих миодистрофий.