Кафедра анатомии человека

Российской Федерации

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Учебное пособие

на присвоение учебному пособию грифа РИС

Оренбург 2013г.

УДК: 611–053.2 (075.8)

Л.М. Железнов, Г.А. Попов, О.В. Ульянов, И.М. Яхина

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие.- Оренбург, 2013. 106 – с.

Аннотация

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью и важностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание возрастной анатомии поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах. Организм ребёнка не уменьшенная копия взрослого организма и часто имеет свои анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при изучении многих клинических дисциплин. Именно там будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека и, конечно, в практической деятельности врача-педиатра.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на эти вопросы студент должен получить после самостоятельной проработки материала. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению раздела «Возрастная анатомия человека» как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса педиатрического факультета.

Рецензенты:

Чемезов С.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России, г. Оренбург.

Гелашвили П. А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ», г.Самара.

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ФГОС -Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ОЧ – Органы чувств

ПК - Профессиональные Компетенции

Лат.- Латинский язык

Авт.- Авторские названия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Возрастные периоды и их краткая характеристика
«Скелет и соединения туловища и конечностей, возрастная анатомия. Аномалии развития»
«Череп. Динамика возрастных изменений строения черепа»
«Анатомия скелетных мышц, их развитие, возрастные особенности и основные аномалии»
«Дыхательная система, возрастная анатомия»
«Пищеварительная система, возрастная анатомия»
«Мочеполовая система, возрастная анатомия»
«Анатомия центральной нервной системы, возрастные изменения»
«Строение органа слуха и равновесия. Слуховой проводящий путь. Строение органа зрения и его вспомогательного аппарата. Зрительный проводящий путь. Секция глазного яблока. Орган обоняния, обонятельный проводящий путь. Возрастные особенности»
«Сердце, возрастная анатомия»
«Черепные нервы. Кровоснабжение и иннервация шеи, туловища и конечностей. Общие данные о венозной и лимфатической системе. Возрастные особенности»
«Анатомия органов иммунной системы и их возрастные особенности. Эндокринный аппарат»
Тестовые задания по возрастной анатомии
Эталоны ответов к тестовым заданиям
Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью и важностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание возрастной анатомии поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах. Организм ребёнка не уменьшенная копия взрослого организма и часто имеет свои анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при изучении многих клинических дисциплин. Именно там будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека и, конечно, в практической деятельности врача-педиатра.

Цель изучаемой темы - приобретение достаточных знаний по вопросам возрастной анатомии организма человека для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же при решении практических задач профессиональной направленности.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальности:

«Педиатрия»
ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико- иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.

Наши рекомендации