Основные принципы управления на объекте Роспотребнадзора в чрезвычайных ситуациях
В организации санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий при катастрофах исключительно важное значение в деятельности руководителя имеет четкое управление объектом здравоохранения и Роспотребнадзора при приведении его в готовность и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Под управлением понимается целенаправленная деятельность руководителя учреждения по рациональному, эффективному использованию сил и средств при выполнении мероприятий, предусмотренных планом, в соответствии с конкретной обстановкой.
Основными принципами, определяющими сущность, содержание и методы управления являются единоначалие при распределении функций, централизация управления, оперативное и гибкое реагирование на обстановку, личная ответственность, предвидение.
Принцип единоначалия проявляется в том, что руководитель объекта здравоохранения, обладая необходимыми властными функциями, несет персональную ответственность за состояние готовности объекта и организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Руководствуясь принципом централизации управления, руководитель объекта Роспотребнадзора и Росздрава в зависимости от обстановки правомочен оперативно объединять руководство всеми подчиненными ему силами и средствами и направлять их усилия по единому замыслу для выполнения задачи.
Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь заключается в способности руководителя объекта принимать обоснованные решения и обеспечивать руководство подчиненными силами в любой сложной обстановке. Соблюдение этого принципа предполагает жесткий контроль и проверку исполнения принятых решений и планов, высокую требовательность к подчиненным, а также оказание им необходимой практической помощи.
Оперативность и четкое реагирование на изменение обстановки достигается своевременным получением информации и быстрым принятием решения, его немедленным доведением до исполнителей.
Принцип личной ответственности определяется возложенными на руководителя обязанностями и представленными полномочиями, их безусловным исполнением, личным участием в проведении мероприятий.
Принцип предвидения заключается в том, что в своей работе руководитель объекта исходит из объективных законов развития процессов и явлений, требований нормативных документов, способности прогнозировать обстановку и ее возможные изменения.
Процесс управления характеризуется рядом качеств. Так, под готовностью управления понимают умение руководителя объекта в короткие сроки организовать работу подчиненных сил по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Под оперативностью управления понимают умение руководителя объекта быстро анализировать складывающуюся обстановку, выделять главное и своевременно реагировать на происходящие изменения. Устойчивость управления достигается созданием основных и запасных пунктов управления, их оборудованием и оснащением средствами связи, вычислительной техникой, подготовкой дублеров.
Для организации управления на объекте создается штаб, состав которого определяется приказом начальника ГО объекта.
Из состава штаба ГОЧС объекта создаются два боевых расчета для обеспечения круглосуточной работы, определяется состав оперативной группы для решения возникающих задач.
Основной задачей штаба является отработка планирующей документации для работы объекта в чрезвычайных ситуациях и документов по управлению, которые позволили бы обеспечить рациональное использование сил и средств в условиях сложной обстановки. В работе штаба выделяются три периода: до возникновения чрезвычайной ситуации, период повышенной готовности, период возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, период восстановления обычного режима работы.
До возникновения чрезвычайной ситуации, в режиме повседневной деятельности, на штаб возлагается подготовка его членов, создание оперативной группы, содержание в состоянии повседневной готовности пункта управления, совершенствование систем опо-
28-6772
вещения и связи. Штаб организует проведение мероприятий в соответствии с календарным планом: проводит штабные тренировки и учения на объекте, принимает участие в мероприятиях, проводимых службой медицины катастроф района и города, организует подготовку формирований и объекта в целом для работы в чрезвычайных ситуациях. Важное место в работе штаба объекта занимает прогнозирование возможной обстановки, в которой может оказаться объект. Содержание работы штаба и функциональных отделений объекта в течение года находит отражение в итоговом приказе начальника ГО объекта.
В приказе отражается степень выполнения запланированных на год мероприятий, дается оценка работы основных подразделений объекта по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях, отмечаются имевшие место недостатки и факты проявления недисциплинированности, невыполнения обязанностей должностными лицами. В его приказной части излагаются основные мероприятия, которые будут проводиться в течение следующего года, определяются пути устранения причин, снижающих уровень подготовки объекта к работе в чрезвычайных ситуациях, объявляются поощрения, а при необходимости и взыскания. К приказу прилагается календарный план основных мероприятий на год с указанием сроков их проведения, исполнителей и ответственных за их проведение. В приказе определяется порядок финансирования этих мероприятий. Контроль за выполнением приказа возлагается на начальника штаба объекта.
Второй период характеризуется угрозой возникновения или внезапным возникновением очага катастрофы Работа руководителя объекта в данной ситуации начинается со сбора данных и анализа обстановки, а также получения задачи от вышестоящего органа управления. В зависимости от прогнозируемой обстановки и характера возможной чрезвычайной ситуации, принимается решение по подготовке объекта, его переводу на режим работы в чрезвычайной ситуации. Может быть задействована схема оповещения и сбора только руководящего состава или полностью всего персонала объекта. Особое место в управлении занимает распорядительность по выполнению мероприятий по защите персонала и больных, по приведению в готовность созданных медицинских формирований (бригад и отрядов) и перепрофилированию коек для приема инфекционных больных.
В целях непрерывности проведения мероприятий и наращи-иания усилий по подготовке объекта Роспотребнадзора его штаб может переводиться на круглосуточный режим работы. При этом /ШЯ персонала штаба, а при необходимости и для персонала функциональных отделений может устанавливаться продленный рабочий день (12 и более ч). В штабе организуется круглосуточное опера-i ивное дежурство, ведется журнал оперативного дежурного.
Организация круглосуточной работы штаба и объекта определяется приказом руководителя объекта, учет работы персонала для выплаты заработной платы ведется в соответствии с графиком но практически затраченному времени.
При переводе на круглосуточный режим работы предусматривается размещение персонала и предоставление ему возможности для отдыха, организуется питание на объекте за плату. В часы отдыха персонал может убывать из расположения объекта только по разрешению руководителя - начальника ГО объекта или начальника штаба ГОЧС объекта.
Организация управления на объекте зависит от складывающейся обстановки: объект может оказаться в зоне воздействия поражающих факторов, либо объект не подвергается воздействию поражающих факторов. В первом варианте управление направлено на обеспечение защиты персонала и материальных средств, во втором -на выполнение задания по проведению мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
При внезапно возникающих чрезвычайных ситуациях исключительно важное значение имеет отработанная система оповещения и связи не только в масштабе административной территории, но и внутри объектов Решение этой задачи управления обеспечивается наличием внутриобъектовой селекторной связи, установкой радиоточек в закрытых сооружениях. При отсутствии достаточной проводной связи на объекте необходимо заблаговременно создавать звенья связи и оповещения из персонала, определить их задачи.
При возникновении чрезвычайных ситуаций в нерабочее время управление на объекте организует дежурная смена под руководством ответственного дежурного, одновременно с этим задейст-вуя схему оповещения и сбора руководящего состава, а при необходимости и персонала формирований и объекта. Ответственный дежурный руководствуется инструкцией по действиям при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций, учитывая при этом конкретные условия обстановки.
Обязательным элементом управления на объектах является своевременное представление срочных и внеочередных донесений вышестоящему органу управления по ГОЧС и по подчиненности. Срочные донесения представляются два раза в сутки в установленные сроки, например, по состоянию на 8.00 и 20.00 Внеочередные донесения представляются в случаях, не терпящих отлагательства и в установленном порядке, который определяется вышестоящим органом управления. Срочные донесения представляются с использованием формализованных документов, внеочередные - в произвольной форме с кратким изложением их сущности.
Вся поступающая информация и распоряжения вышестоящего органа регистрируются в журнале оперативного дежурного объекта, по которым в каждом случае принимается решение сотметкой в журнале. Принятое решение доводится до исполнителей.
Управление созданными медицинскими формированиями (бригадами, отрядами) на объекте Роспотребнадзора осуществляется штабом ГО объекта при приведении их в готовность, т.е. в процессе их укомплектования персоналом и оснащения имуществом, выделения им транспорта, и завершается постановкой задачи в соответствии с распоряжением вышестоящего органа управления (штаба ГО).
При организации спасательных и неотложных работ на объекте, который оказался в зоне воздействия поражающих факторов катастрофы, управление собственными силами и средствами и прибывающими в порядке усиления возлагается на руководителя объекта и его штаб.
Заключительным периодом в работе штаба ГО является обобщение и анализ проведенных мероприятий после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, восстановление обычного режима работы объекта. Перевод персонала и функциональных отделений объекта на обычный режим работы определяется приказом его руководителя. В зависимости от конкретных условий этот перевод может быть поэтапным, либо одномоментным. Об итогах работы объекта представляется отчет в вышестоящий орган управления по подчиненности.