Содержательный модуль 3: Мочеполовая и эндокринная система
1. Тема 14: ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ОРГАНАМ ДЫХАНИЯ. ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЗОР ОРГАНОВ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: провести контроль усвоения материала по органам дыхания; выучить развитие и топографические особенности органов мочевой системы.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание строения мочевой системы необходимо врачам всех специальностей, особенно терапевтам, урологам, хирургам, педиатрам для понимания этиологии и патогенеза ряда заболеваний мочевой системы, а также для дальнейшего освоения диагностических и лечебных мероприятий.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочевой системы.
5.1.2. Филогенез мочевой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов мочевой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Особенности строения брюшной полости и брюшины.
5.2.2. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия:
6.1.Организационный момент - 3 минуты.
6.2.Опрос по теме содержательного модуля и проверка самостоятельной внеаудиторной работы студентов – 35 минут.
6.3.Инструктаж по материалу занятия – 10 минут.
6.4.Самостоятельная работа студентов на практическом занятии – 20 минут.
6.5.Проверка усвоения темы – 10 минут.
6.6.Домашнее задание - 2 минуты.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. На анатомических препаратах, муляжах и схемах выяснить, какие органы входят в состав мочевой системы.
7.2. Определить функцию органов мочевой системы.
8. Формы и методы самоконтроля.
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Какие органы входят в состав мочевой системы?
8.1.2. Какую функцию выполняет каждый из органов мочевой системы?
8.1.3. В каких полостях тела расположены органы мочевой системы?
8.1.4. Опишите общие этапы эмбрионального развития мочевой системы.
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Препараты почек с почечной ножкой.
9.4. Таблицы, схемы строения мочевой системы.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Разобрать общую характеристику мочевой системы, ее основные функции.
10.2. Выучить, какие органы входят в состав мочевой системы, какие функции они выполняют.
10.3. Вспомнить эмбриональное развитие органов мочевой системы.
1. Тема 14: СТРОЕНИЕ, ТОПОГРАФИЯ И ФУНКЦИЯ ПОЧЕК. НЕФРОН.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить развитие, строение и топографические особенности почки, а также ее структурно-функциональной единицы – нефрона, разобрать систему оболочек почки, ее фиксирующий аппарат.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание этого раздела анатомии необходимо для дальнейшего изучения доклинических (физиология и патофизиология, патоморфология, фармакология) и клинических (терапия, педиатрия, хирургия) дисциплин, для освоения диагностических и лечебных мероприятий.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочевой системы.
5.1.2. Филогенез мочевой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов мочевой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Особенности строения брюшной полости и брюшины.
5.2.2. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Рассмотреть на препарате внешнее строение почки.
7.2. Выучить оболочки почки, особенности строения почечной фасции.
7.3. Найти на препарате пазуху почки, определить, чем она заполнена.
7.4. Рассмотреть на разрезе почки корковое и мозговое вещество, структуры, которые они образуют.
7.5. Выучить систему почечных чашек, рассмотреть почечную лоханку.
7.6. Определить, какими структурами образована почечная ножка.
7.7. Выучить на препаратах и схемах скелетотопию и синтопию правой и левой почки.
7.8. Выяснить, какие мышцы образуют почечное ложе.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Опишите внешнее строение почки.
8.1.2. Какие структуры образует корковое вещество почки?
8.1.3. Какие структуры образует мозговое вещество почки?
8.1.4. Что такое ворота почки?
8.1.5. Что такое почечная ножка?
8.1.6. Назовите взаимоотношение элементов почечной ножки.
8.1.7. Опишите синтопию правой почки.
8.1.8. Опишите синтопию левой почки.
8.1.9. Скелетотопия и голотопия правой почки.
8.1.10. Скелетотопия и голотопия левой почки.
8.1.11. Какие выделяют оболочки почки?
8.1.12. Опишите особенности строения почечной фасции.
8.1.13. Что включает в себя фиксирующий аппарат почки?
8.1.14. Что такое «чудесная сеть» почки?
8.1.15. Что является структурно-функциональной единицей почки?
8.1.16. Что представляет собой форникальный аппарат почки?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Препараты почек с почечной ножкой.
9.4. Таблицы, схемы строения и топографии почек.
9.5. Схема структурно-функциональной единицы почки.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить внешнее строение почки.
10.2. Определить, какие оболочки имеет почка.
10.3. Выяснить макроскопическое строение почки на разрезе.
10.4. Выучить систему почечных чашек.
10.5. Разобрать строение и функцию форникального аппарата почки.
10.6. Разобрать строение структурно-функциональной единицы почки.
10.7. Выяснить, чем представлена «чудесная сеть» почки.
10.8. Определить, чем представлен фиксирующий аппарат почки.
10.9. Разобрать, чем образована почечная ножка.
10.10. Выучить топографию левой и правой почки.
1. Тема 16: СТРОЕНИЕ, ТОПОГРАФИЯ И ФУНКЦИЯ МОЧЕТОЧНИКОВ, МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ, МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНОГО КАНАЛА.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить строение та топографию мочеточников, мочевого пузыря, разобрать особенности строения и топографии мужского и женского мочеиспускательного канала.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Актуальным является вопрос мочекаменной болезни, которая приводит к изменениям в почках, мочевом пузыре, мочевых путях. Именно поэтому студент должен обратить внимание на сужения мочеточника, особенности строения стенок мочевого пузыря.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочевой системы.
5.1.2. Филогенез мочевой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов мочевой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Особенности строения брюшной полости и брюшины.
5.2.2. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Рассмотреть на препарате строение стенки мочеточника.
7.2. Выяснить на препаратах и схемах топографию мочеточников.
7.3. Разобрать сужения мочеточников, определить их локализацию.
7.4. Найти на препарате мочевого пузыря дно, тело, верхушку, шейку.
7.5. Рассмотреть на препаратах и схемах топографию мочевого пузыря, его отношение к брюшине.
7.6. Выучить на препарате строение стенки мочевого пузыря.
7.7. Рассмотреть рельеф слизистой оболочки мочевого пузыря.
7.8. Найти на стенке мочевого пузыря отверстия мочеточников и мочеиспускательного канала, треугольник мочевого пузыря.
7.9. Разобрать на схемах и препаратах строение и топографию мочеиспускательного канала.
7.10. Определить функцию и структуру стенок мочеточника.
8. Формы и методы самоконтроля.
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Какова функция мочеточника?
8.1.2. Сколько сужений имеет мочеточник, где они располагаются?
8.1.3. Какие особенности внутреннего слоя стенки мочеточника?
8.1.4. Опишите структуру мышечного слоя стенки мочеточника.
8.1.5. Как мочеточники относятся к брюшине?
8.1.6. Какова функция мочевого пузыря?
8.1.7. Чем ограничен треугольник мочевого пузыря?
8.1.8. Какая особенность строения стенки мочевого пузыря в области пузырного треугольника?
8.1.9. Что образует мышечный слой мочевого пузыря?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Таз.
9.3. Препараты почки с мочеточником.
9.4. Препараты мочеточников, мочевого пузыря.
9.5. Труп.
9.6. Сагиттальный распил таза.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Повторить общий план строения органов мочевой системы.
10.2. Выучить строение стенки мочеточника, рассмотреть характерные особенности каждого из слоев стенки.
10.3. Разобрать топографию мочеточника.
10.4. Определить, какие сужения имеет мочеточник, где она расположены, какое имеют значение.
10.5. Выучить анатомическое строение мочевого пузыря, части, которые в нем выделяют.
10.6. Разобрать особенности строения слизистой оболочки мочевого пузыря, рельеф внутренней поверхности пузыря.
10.7. Определить особенности строения мышечной оболочки мочевого пузыря, разобрать ориентацию мышечных волокон в разных отделах пузыря.
10.8. Рассмотреть отношение мочевого пузыря к брюшине.
10.9. Определить анатомо-физиологические особенности мочеиспускательного канала у мужчин и женщин.
1. Тема 17: СТРОЕНИЕ, ТОПГРАФИЯ ТА ФУНКЦИЯ ВНУТРЕННИХ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить строение, топографию внутренних мужских половых органов.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание этого раздела анатомии крайне важно для врачей всех специальностей, особенно терапевтов, хирургов, сексопатологов и других. Исходя из понимания общего плана строения мужской половой системы, последовательно формируется клиническое мышление врача, грамотно строится диагностический поиск и психотерапевтическая практика лечения расстройств этой системы.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочеполовой системы.
5.1.2. Филогенез половой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов половой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Особенности строения брюшной полости и брюшины.
5.2.2. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Определить на препарате оболочки яичка, разобрать его анатомическое строение.
7.2. Разобрать на препарате строение и топографию придатка яичка.
7.3. Выучить на препарате строение, топографию и функцию семявыносящего протока.
7.4. Найти на препарате семенные пузырьки, определить их строение и топографию.
7.5. Найти на препаратах и схемах предстательную железу, рассмотреть особенности ее строения, связь с органами мочевой системы.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Что относится к внутренним мужским половым органам?
8.1.2. Опишите внешнее строение мужской половой железы.
8.1.3. Сколько оболочек имеет яичко? Производными каких структур они являются?
8.1.4. Каково внутреннее строение яичка?
8.1.5. Определите топографию яичка.
8.1.6. Какие придатки имеет яичко? Производными каких структур они являются?
8.1.7. Какие структуры входят в состав семенного канатика?
8.1.8. Опишите строение и определите функцию семявыносящего протока.
8.1.9. Определите топографию и функции семенных пузырьков.
8.1.10. Какое строение имеет предстательная железа? Какие функции она выполняет?
8.1.11. Какое строение имеет бульбоуретральная железа? Где она расположена и какую функцию выполняет?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Сагиттальный распил мужского таза.
9.4. Отдельные влажные препараты мужских половых органов.
9.5. Муляжи, таблицы, схемы.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить, что относится к внутренним мужским половым органам.
10.2. Выучить строение и топографию яичка, определить его функцию.
10.3. Рассмотреть строение и топографию придатка яичка.
10.4. Выучить семявыносящий проток, его строение, топографию и функции.
10.5. Выучить семенные пузырьки, их строение, топографию, функцию.
10.6. Выучить строение предстательной железы.
10.7. Выяснить топографию и функцию предстательной железы.
10.8. Разобрать строение, топографию и функцию бульбоуретральной железы.
1. Тема 18: СТРОЕНИЕ, ТОПОГРАФИЯ И ФУНКЦИЯ НАРУЖНЫХ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить строение, топографию наружных мужских половых органов, выяснить их функцию.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание этого раздела анатомии крайне важно для врачей всех специальностей, особенно терапевтов, хирургов, сексопатологов и других. Исходя из понимания общего плана строения мужской половой системы, последовательно формируется клиническое мышление врача, грамотно строится диагностический поиск и психотерапевтическая практика лечения расстройств этой системы.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочеполовой системы.
5.1.2. Филогенез половой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов половой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Разобрать на препаратах и схемах строение мошонки. Повторить, какие оболочки имеет мужская половая железа.
7.2. Рассмотреть на препарате строение мужского полового члена.
7.3. Разобрать на схемах и препаратах строение мужского мочеиспускательного канала, особенности его топографии.
7.4. Определить, где находятся сужения и расширения мочеиспускательного канала.
7.5. Определить, какие изгибы имеет мужской мочеиспускательный канал.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Какие органы относят к наружным мужским половым?
8.1.2. Перечислите слои мошонки, определите, производными каких структур они являются.
8.1.3. Какова топография мошонки?
8.1.4. Какие функции выполняет мошонка?
8.1.5. Опишите внешнее строение полового члена.
8.1.6. Какие структуры выделяют во внутреннем строении полового члена?
8.1.7. Какие связки имеет половой член?
8.1.8. Какие функции выполняет половой член?
8.1.9. Какие изгибы имеет мужской мочеиспускательный канал?
8.1.10. Где расположены сужения мужского мочеиспускательного канала?
8.1.11. Сколько сфинктеров имеет мужской мочеиспускательный канал? Где они располагаются?
8.1.12. Какие расширения имеет мужской мочеиспускательный канал?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Сагиттальный разрез мужского таза.
9.4. Отдельные влажные препараты мужских половых органов.
9.5. Муляжи, таблицы, схемы.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Определить, что относится к внутренним мужским половым органам.
10.2. Определить строение и топографию мошонки.
10.3. Повторить строение семенного канатика.
10.4. Знать, как происходит процесс опускания яичка.
10.5. Выучить строение мужского полового члена.
10.6. Уметь описать мужской мочеиспускательный канал, его строение, особенности, топографию, функцию.
10.7. Определить сужения мочеиспускательного канала.
10.8. Определить расширения мочеиспускательного канала.
10.9. Выучить, сколько изгибов имеет мужской мочеиспускательный канал.
1. Тема 19: СТРОЕНИЕ, ТОПОГРАФИЯ И ФУНКЦИЯ ВНУТРЕННИХ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить строение, топографию та функцию внутренних женских половых органов.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Понимание общего плана строения женских половых органов помогает, в целом, формировать клиническое мышление врача, а также грамотно строить диагностический поиск, осуществлять лечение и профилактику женских заболеваний.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Общие принципы строения мочеполовой системы.
5.1.2. Филогенез половой системы.
5.1.3. Эмбриональное развитие органов половой системы.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Выучить на препаратах внешнее строение яичника.
7.2. Разобрать топографию яичника.
7.3. Рассмотреть элементы фиксирующего аппарата яичника.
7.4. Определить на схемах придатки яичника.
7.5. Выучить строение и топографию маточных труб.
7.6. Рассмотреть внешнее строение матки, определить ее части.
7.7. Выучить строение стенки матки на разрезе.
7.8. Разобрать топографию матки, ее отношение к брюшине.
7.9. Рассмотреть фиксирующий аппарат матки.
7.10. Выучить на препаратах строение и топографию влагалища.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Какие органы относятся к женским внутренним половым?
8.1.2. Какие края и поверхности имеет яичник?
8.1.3. Каково внутренне строение яичника?
8.1.4. Опишите топографию яичника.
8.1.5. Как яичник относится к брюшине?
8.1.6. Какие придатки имеет яичник? Производными каких структур они являются?
8.1.7. Какие функции выполняет яичник?
8.1.8. Какие части имеет маточная труба?
8.1.9. Какова топография маточных труб? Как они относятся к брюшине?
8.1.10. Какую функцию выполняют маточные трубы?
8.1.11. Какие части выделяют в матке?
8.1.12. Чем образована стенка матки, какие особенности имеет каждый из ее слоев?
8.1.13. Что называют шейкой матки?
8.1.14. Какие различают своды влагалища?
8.1.15. Опишите строение стенки влагалища.
8.1.16. Какие особенности рельефа слизистой оболочки влагалища?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Сагиттальный разрез женского таза.
9.4. Отдельные влажные препараты женских половых органов.
9.5. Муляжи, таблицы, схемы
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выяснить, чем представлены внутренние половые органы женщины.
10.2. Выяснить внешнее и внутренне строение яичника.
10.3. Выучить топографию и функцию яичника.
10.4. Разобрать компоненты фиксирующего аппарата яичника.
10.5. Выучить строение, топографию и функцию маточных труб.
10.6. Выучить строение и топографию матки, выяснить особенности строения каждого из слоев ее стенки.
10.7. Определить строение фиксирующего аппарата матки.
10.8. Выучить формы изменчивости и пороки развития внутренних женских половых органов.
10.9. Разобрать циклические изменения слизистой матки.
1. Тема 20: ПРОМЕЖНОСТЬ: АНАТОМИЯ, ТОПОГРАФИЯ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить анатомию и топографию промежности.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Понимание общей анатомии и топографии промежности помогает, в целом, формировать клиническое мышление врача, а также грамотно строить диагностический поиск, осуществлять лечение и профилактику женских и мужских заболеваний.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Эмбриональное развитие задней кишки, мочеполового синуса, наружных женских половых органов.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Строение и топография таза.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Рассмотреть на препарате, какую область занимает промежность и чем она ограничена.
7.2. Определить на препаратах и схемах, на какие части разделяется промежность.
7.3. Разобрать на препарате связки промежности.
7.4. Разобрать на препарате мышцы и фасции промежности.
7.5. Рассмотреть на препаратах топографию седалищно-прямокишечной ямки, определить, чем образованы ее стенки.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Дайте определение понятия промежности.
8.1.2. Чем ограничена область промежности?
8.1.3. На какие части разделяется промежность?
8.1.4. Какие отверстия имеет промежность? Какие органы проходят сквозь нее?
8.1.5. Какие особенности строения фасций промежности?
8.1.6. Какие мышцы расположены в мочеполовой диафрагме и в диафрагме таза?
8.1.7. Что представляет собой седалищно-прямокишечная ямка?
8.1.8. Чем выполнена седалищно-прямокишечная ямка?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Костный таз.
9.3. Труп.
9.4. Препараты женской и мужской промежности.
9.5. Муляжи, таблицы, схемы
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Определить, что собой представляет промежность.
10.2. Выяснить, какую область занимает промежность и чем она ограничена.
10.3. Определить диафрагмы промежности.
10.4. Выучить связки промежности.
10.5. Выучить мышцы промежности.
10.6. Определить отверстия промежности, а также органы, проходящие сквозь нее.
1. Тема 21: ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА: КЛАССИФИКАЦИЯ, РАЗВИТИЕ, ТОПОГРАФИЯ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: выучить классификацию, анатомию, функции эндокринных желез. Получить общее представление об эмбриональном развитии эндокринных органов.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание классификации, анатомии, функций эндокринных желез необходимы врачам всех специальностей для освоения анатомических основ диагностических приемов и при оперативных вмешательствах, особенно врачам-эндокринологам, педиатрам, терапевтам, хирургам.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Филогенез эндокринной системы, функции эндокринных желез.
5.1.2. Эмбриональное развитие млекопитающих и человека.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Строение скелета.
5.2.2. Стенки и полости тела.
5.2.3. Хрящи гортани.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Найти и показать на препарате правую и левую доли щитовидной железы, определить ее проекцию на шею.
7.2. Найти и показать на препарате паращитовидные железы.
7.3. Найти и показать на препарате доли вилочковой железы.
7.4. Определить и показать на препарате аденогипофиз и нейрогипофиз.
7.5. Определить и показать на препарате шишковидное тело.
7.6. Определить и показать на препарате надпочечник, его ворота, корковое и мозговое вещество.
7.7. Определить и показать на препарате поджелудочную железу, ее структуры.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Объясните топографию и строение щитовидной железы, ее функции, гормоны.
8.1.2. Расскажите строение, топографию, функцию паращитовидной железы и действия ее гормонов.
8.1.3. Объясните топографию, строение вилочковой железы, функции гормонов.
8.1.4. Расскажите топографию, строение гипофиза, функции гормонов.
8.1.5. Расскажите топографию и строение шишковидного тела, какие гормоны он выделяет.
8.1.6. Какие железы относят к мезодермальным, какова их локализация?
8.1.7. Объясните строение, топографию и функции надпочечника, его гормоны.
8.1.8. Какие структурные особенности поджелудочной железы вам известны?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет.
9.2. Труп.
9.3. Отдельные препараты эндокринных желез.
9.4. Муляжи, таблицы, схемы.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить классификацию эндокринных желез.
10.2. Выучить анатомо-физиологические особенности эндокринных желез.
10.3. Определить классификацию эндокринных желез по их развитию
10.4. Выучить продукты секреции эндокринных желез, их названия и механизмы действия.
10.5. Выучить, какие железы относятся к бранхиогенной и нейрогенной группам.
10.6. Выучить группу эндокринных желез адреналовой системы.
10.7. Выучить топографию и строение щитовидной железы, ее функции, гормоны.
10.8. Выучить и определить строение, топографию, функцию паращитовидной железы и действия ее гормонов.
10.9. Определить и выучить топографию, строение вилочковой железы, знать функции ее гормонов.
10.10. Определить и выучить топографию, строение гипофиза, знать функции гормонов.
10.11. Выучить и определить топографию и строение шишковидного тела, какие гормоны оно выделяет?
10.12. Выучить мезодермальные железы и их локализацию.
10.13. Выучить и определить строение, топографию и функции надпочечника, его гормоны.
10.14. Повторить строение, топографию и функции поджелудочной железы, выучить ее гормоны.