Идентификация и фальсификация товара
Идентификация— это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Идентификация призвана выполнять несколько функций,среди которых:
• указующая— отождествляет представленный к анализу товар с конкретным наименованием, маркой, типом и т.п.;
• информационная— доводит до потребителей необходимую информацию о товаре;
• подтверждающая соответствиеассортиментной характеристики товара, информации, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (подлинность товара);
• управляющая— является элементом системы качества продукции. Регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 «Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ Р ИСО 9000-9004).
Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.
Выделяют три видаидентификации:
1) ассортиментная (видовая);
2) качественная (квалиметрическая);
3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).
К методамидентификации относят органолептические и измерительные.
В последние годы для медицинских и фармацевтических товаров актуальной стала проблема фальсификации товаров, в частности ЛС. В некоторых странах (Турция, Индия, Пакистан) подделки на фармацевтическом рынке составляют 7—11%, в США этот сегмент составляет 5—7% общего импорта и 2—3% всех продаж ЛС.
В России в 1999-2000 гг. количество подделок ЛС не превышало 0,05%, однако в настоящее время эта доля возросла до 10—20%; их оборот в стране около 60 млн. долларов.
По данным ВОЗ, 42% подделок приходится на антибиотики. Также подделываются кортикостероиды, анальгетики, антигиста-минные, гормональные, гипотензивные средства, стимуляторы ЦНС.
Фальсификация(лат. подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.
Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, т. к. фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации.
Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие видыфальсификации:
— ассортиментная (видовая);
— качественная;
— количественная;
— стоимостная;
— информационная.
Для каждого из этих видов фальсификации характерны свои способы подделки.
Среди существующих сегодня на рынке фальсифицированных ЛС выделяют следующие типы:
1) «Препарат-пустышка»,в нем не содержится действующей лекарственной субстанции (примерно 50% всех подделок);
2) «Препарат-имитация»,в нем действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное;
3) «Измененные лекарства»,в них содержится то же действующее вещество, но в больших или меньших количествах;
4) «Препарат-копия» (контрафакт),в них содержится то же вещество, что в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества («качественные подделки»), т. к. не известен производитель.
В связи со сложившейся ситуацией с фальсифицированными ЛС на рынке в настоящее время уделяется большое внимание разработке упрощенных методов товароведческого анализа, в частности, это:
— визуальный контроль внешнего вида ЛС (упаковка, маркировка и др.);
— упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки);
— метод тонкослойной хроматографии (ТСХ).
Так, в Германии разработан набор реактивов и пластинок ТСХ с возможностью определения 150 веществ. Имеются свои контрольные системы в Японии, США. В России также разрабатываются экспресс-методики для быстрого доказательства подлинности и качества ЛС (тонкослойная хроматография и простые качественные химические реакции).