Контроль течения адаптации детей

Его осуществляют с первых дней пребывания ребенка в школе. Пос­кольку срыв адаптации чаще проявляется невротическими реакциями, то наблюдение за эмоционально-поведенческими реакциями служит наиболее доступным методом и критерием наблюдения за течением адаптационного периода. Чаще всего используют количественную

оценку с помощью шкал для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе. При наблюдении за ребенком определяют градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у него в день исследования. Суммируя все оценки со знаком плюс и минус, получают оценку за день, причем знак минус сви­детельствует о неблагоприятном изменении эмоционального состоя­ния.

Состояние детей в период адаптации фиксируют в листе адаптации. В нем указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистра­ции, балльную оценку по каждой эмоционально-ткшеденческой реак­ции и их сумму. Отдельно вносят средний балл успеваемости по чте­нию, письму, арифметике по четвертям, особенности поведения (непос­лушание, грубость, отказ от поручений, замкнутое! ь и др.). В течение каждой четверти учитывают динамику состояния здоровья по результа­там медицинского наблюдения и анкетирования родителей.

Знаком плюс или минус фиксируют нарушение сна, аппетит, голов­ную боль и боль в области сердца, животе; энурез; раздражительность, плаксивость, истощаемость внимания, страхи, навязчивые движения, двигательную расторможенность, вредные привычки, перенесенные ОРВИ. Также учитывают другие заболевания, указы паю г массу и дли­ну тела.

У первоклассников эмоционально-поведенческие реакции регистри­руются в первой четверти один раз в 2 нед, затем раз в конце каждой четверти. Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоцио­нально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья и сумме баллов 63-86, хорошей работоспособности и успеваемости, успешном выпол­нении ребенком социальных функций, присущих его возрасту. Все слу­чаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств необходимо расценивать как ее срыв. Вопросник для изучения социально-психологической адапта­ции ребенка к школе заполняют родители.

ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Родители должны самостоятельно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

• 5 — правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

• 4 — небольшие помарки, единичные ошибки.

• 3 — редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

• 2 — плохое усвоение материала по одному из основных предметов,
обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

• 1 — плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения
школьных заданий»

• 5 — ребенок работает легко, свободно, без напряжения

• 4 — выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых
затруднений.

• 3 — иногда ребенок работает легко, в другое время проявляет уп­
рямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для сво­
его завершения.

• 2 — выполнение школьных заданий требует от ребенка определен­
ной степени напряжения.

• 1 — ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, про­
являть агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных
заданий»

• 5 — ребенок сам справляется со школьными заданиями.

• 4 — работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрос­
лого.

• 3 — иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания
сам.

• 2 — ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самос­
тоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

• 1 — для выполнения ребенком школьных заданий требуется ини­
циатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»

• 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в
школу.

• 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

• 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения.

• 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:

■ тревожность, огорчение, иногда страх;

■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

• 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии
(вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

• 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
детьми, у него много друзей, знакомых.

• 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
к нему обращаются дети.

• 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не­
которыми ребятами.

• 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни­
ми в контакт.

• 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить­
ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати­
визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.

Наши рекомендации