Контроль течения адаптации детей
Его осуществляют с первых дней пребывания ребенка в школе. Поскольку срыв адаптации чаще проявляется невротическими реакциями, то наблюдение за эмоционально-поведенческими реакциями служит наиболее доступным методом и критерием наблюдения за течением адаптационного периода. Чаще всего используют количественную
оценку с помощью шкал для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе. При наблюдении за ребенком определяют градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у него в день исследования. Суммируя все оценки со знаком плюс и минус, получают оценку за день, причем знак минус свидетельствует о неблагоприятном изменении эмоционального состояния.
Состояние детей в период адаптации фиксируют в листе адаптации. В нем указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистрации, балльную оценку по каждой эмоционально-ткшеденческой реакции и их сумму. Отдельно вносят средний балл успеваемости по чтению, письму, арифметике по четвертям, особенности поведения (непослушание, грубость, отказ от поручений, замкнутое! ь и др.). В течение каждой четверти учитывают динамику состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей.
Знаком плюс или минус фиксируют нарушение сна, аппетит, головную боль и боль в области сердца, животе; энурез; раздражительность, плаксивость, истощаемость внимания, страхи, навязчивые движения, двигательную расторможенность, вредные привычки, перенесенные ОРВИ. Также учитывают другие заболевания, указы паю г массу и длину тела.
У первоклассников эмоционально-поведенческие реакции регистрируются в первой четверти один раз в 2 нед, затем раз в конце каждой четверти. Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоционально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья и сумме баллов 63-86, хорошей работоспособности и успеваемости, успешном выполнении ребенком социальных функций, присущих его возрасту. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств необходимо расценивать как ее срыв. Вопросник для изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители.
ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Родители должны самостоятельно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»
• 5 — правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
• 4 — небольшие помарки, единичные ошибки.
• 3 — редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
• 2 — плохое усвоение материала по одному из основных предметов,
обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
• 1 — плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения
школьных заданий»
• 5 — ребенок работает легко, свободно, без напряжения
• 4 — выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых
затруднений.
• 3 — иногда ребенок работает легко, в другое время проявляет уп
рямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для сво
его завершения.
• 2 — выполнение школьных заданий требует от ребенка определен
ной степени напряжения.
• 1 — ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, про
являть агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных
заданий»
• 5 — ребенок сам справляется со школьными заданиями.
• 4 — работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрос
лого.
• 3 — иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания
сам.
• 2 — ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самос
тоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
• 1 — для выполнения ребенком школьных заданий требуется ини
циатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»
• 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в
школу.
• 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
• 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения.
• 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:
■ тревожность, огорчение, иногда страх;
■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
• 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии
(вспышки гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».
• 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
детьми, у него много друзей, знакомых.
• 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
к нему обращаются дети.
• 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не
которыми ребятами.
• 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни
ми в контакт.
• 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить
ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати
визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.