Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА
2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ СПО «РМСК»
______________ Н.И.Литвинова
____________________20____г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 060501 «Сестринское дело»
Организация – разработчик : Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Рязанский медико-социальный колледж»
РАЗРАБОТЧИКИ
преподаватели ОГБОУ СПО «РМСК»:
В.А. Губарева - преподаватель высшей квалификационной категории
Е.В. Захарова – преподаватель первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК по специальности «Сестринское дело»
Протокол № ____от _____________20 __г
ОДОБРЕНО
Методическим советом
Протокол № ____от _____________20__г
СОГЛАСОВАНО
1.Главный врач ГБУРО «Областной клинический перинатальный центр»
_______________Е.И. Петрова
_______________20____г
2.Главный врач ГБУРО «ОКБ »
_______________А.А. Низов
_______________20___г
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060102 «Акушерское дело»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- обеспечить безопасную больничную среду для пациентов и персонала;
- соблюдать требования техники безопасности во время проведения процедур и манипуляций;
- подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
- оформлять медицинскую документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
составление кроссвордов, сравнительных таблиц, конспектов по темам | |
Итоговая аттестация Не предусмотрена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Манипуляционная техника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
Тема 1. Кормление пациента через зонд. Промывание желудка. | Содержание учебного материала | 2,3 | ||||
Виды искусственного питания пациента: через зонд, парентеральное. Техника введения назогастрального зонда. | ||||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с рекомендуемой литературой. | ||||||
Тема 2. Клизмы. Газоотводная трубка. | Содержание учебного материала | |||||
Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая(масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная. Механизм действия различных видов клизм, противопоказания и возможные осложнения. Подготовка пациента и постановка различных видов клизм на фантоме. Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры. Газоотводная трубка. Цели ее применения, противопоказания и возможные осложнения. Применение газоотводной трубки на фантоме. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. Составление сравнительной таблицы. | ||||||
Тема 3. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного катетера и уход за ним. | Содержание учебного материала | |||||
Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения. Виды катетеров. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин на фантоме. Уход за постоянным мочевым катетером. Пользование различными мочеприемниками (стеклянными, резиновыми, съемными). Обучение пациента уходу за катетером и пользованию мочеприемником. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. | ||||||
Тема 4. Пути и способы введения лекарственных средств. | Содержание учебного материала | |||||
Оснащение и документация поста медсестры. Выборка назначений из медицинской карты. Выписка требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки. Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту и в процедурном кабинете. Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Список А и Б. Оформление журналов учета лекарственных средств. Пути и способы введения лекарственных средств в организм. Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения. Сублингвальный способ применения лекарственных средств. Наружное применение лекарственных средств на кожу и слизистые. Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Закапывание капель в глаза, нос, ухо. Закладывание мазей в глаза. Введение мазей в нос, ухо. Ингаляционный способ введения лекарственных средств через нос и рот. Введение ректального суппозитория в прямую кишку. Обучение пациента правилам применения различных форм лекарственных средств. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. | ||||||
Тема 5. Внутрикожные и подкожные инъекции. | Содержание учебного материала | |||||
Оснащение и документация процедурного кабинета. Должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета. Виды шприцев и игл. Цена деления шприца. Подготовка шприца однократного применения к инъекции. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Анатомические области для в/к и п/к инъекций. Техника в/к и п/к инъекций. Возможные осложнения, связанные с применением лекарственных средств. Тактика медицинской сестры. Обучение пациента и его родственников технике выполнения п/к инъекций в домашних условиях. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. | ||||||
Тема 6. Особенности введения инсулина и гепарина. | Содержание учебного материала | |||||
Особенности введения инсулина и гепарина. Обучение пациента и его родственников технике введения инсулина в домашних условиях. Возможные осложнения, связанные с введением инсулина, гепарина. Тактика медицинской сестры. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. Составление кроссвордов. | ||||||
Тема 7. Внутримышеч-ные инъекции. | Содержание учебного материала | |||||
Анатомические области для внутримышечного введения лекарственных средств. Техника внутримышечных инъекций на фантоме. Разведение антибиотиков. Особенности введения масляных растворов, раствора сернокислой магнезии. Возможные осложнения, связанные с внутримышечными инъекциями. Тактика медицинской сестры. Обучение пациента и его родственников технике выполнения внутримышечных инъекций в домашних условиях. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с рекомендуемой литературой. | ||||||
Тема 8. Внутривенные инъекции. | Содержание учебного материала | 2,3 | ||||
Анатомические области для внутривенного введения лекарственных средств. Техника внутривенных инъекций на фантоме. Особенности введения хлористого кальция. Возможные осложнения, связанные с внутривенными инъекциями. Тактика медицинской сестры. | ||||||
Практические занятия | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. Составление сравнительных таблиц. | ||||||
Тема 9. Внутривенные капельные вливания. | Содержание учебного материала. | |||||
Анатомические области для внутривенных капельных вливаний. Техника внутривенных капельных вливаний на фантоме. Возможные осложнения, связанные с внутривенными капельными вливаниями. Тактика медицинской сестры. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. Составление кроссвордов. | ||||||
Тема 10. Участие медсестры в инструменталь-ных методах исследования. | Содержание учебного материала | |||||
Цели и виды инструментальных методов лечения. Значение правильной подготовки пациента к инструментальным методам исследования. Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы. Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования. | 2,3 | |||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с рекомендуемой литературой. Составление сравнительных таблиц. | ||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины