Взаимоотношения врача со здоровым и больным и родственниками
Взаимоотношения врача и пациента — центральная проблема медицинской этики (биоэтики). Основой этих взаимоотношений является преданность врача интересам больного, профессиональная честность, абсолютная вежливость, доброжелательность, внимательность, индивидуальный подход, включая и психологические особенности больного, клиническое и деонтологическое обоснование методов диагностики и лечения, борьба с болью, конфиденциальность (медицинская тайна), профилактика ятрогений.
Классическое понятие ятрогении возникло в 20-х годах 20 века. Под ятрогенией понимают ухудшение болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала. В практике врача причинами таких информационных или психогенных ятрогений могут быть откровенная подробная беседа с пациентом или с родителями в присутствии ребенка, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза; неумелая информация о диагнозе и состоянии здоровья; неверно проведенная санитарно-просветительная беседа; выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.
Издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.
Гиппократ отмечал, что «некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».
Врач и писатель Абу–аль Фарадж, живший в 13 веке, сформулировал следующее обращение к больному: «Нас трое ― ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью вас будет двое, я останусь один ― вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна ― мы ее одолеем».
Авицена требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Каждое слово произнесенное врачом подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала.
В древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».
Врач должен заранее позаботиться о том, чтобы его информация для больного и членов его семьи была ясной, четкой, понятной, не превышала допустимых пределов и оказалась достаточно аргументированной. На родных сильно влияет убежденность врача, его личность и репутация, аргументация тех или иных предложений или действий, культура всей врачебной беседы.
Одним из важнейших принципов отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно этот принцип находит отражение в законодательных актах. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предоставления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями.
Например, этический кодекс врачей Древней Индии устанавливал для них следующие обязанности: «Днем и ночью, как бы ни был ты занят, ты должен всем сердцем и всей душой стараться облегчить страдания твоих пациентов. Ты не должен покидать или оскорблять твоих пациентов даже ради спасения собственной жизни или сохранения средств к существованию. Ты не должен прелюбодействовать даже в мыслях. Точно так же ты не должен стремиться к обладанию чужим имуществом...».
Средневековый кодекс китайских врачей, изложенный в книге «Тысяча золотых лекарств», считал обязательным, чтобы врач был справедливым и не алчным. «Он должен испытывать чувство сострадания к больным и торжественно обещать облегчить страдания больных независимо от их состояния. Аристократ или простой человек, бедняк или богач, пожилой или молодой, красивый или уродливый, враг или друг, уроженец этих мест или чужеземец, образованный или необразованный — всех следует лечить одинаково. Он должен относиться к страданиям пациента, как к своим собственным, и стремиться облегчить его страдания, невзирая на собственные неудобства, например ночные вызовы, плохую погоду, голод, усталость. Даже неприятные случаи, например абсцесс, понос, рак следует лечить без всякой неприязни. Тот, кто следует этим правилам, — великий врач, в противном случае — он великий негодяй».
Международный кодекс медицинской этики, утвержденный Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 г. определил общие обязанности врача следующим образом: «Врач должен всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения. Врач должен исполнять свои профессиональные обязанности, не думая о выгоде. Следует считать неэтичным: а) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодексами медицинской этики; б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости; в) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия. Любое действие или совет, которые могли бы ослабить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах. Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий и новых технологий лечения». Врач должен подтверждать или освидетельствовать только в пользу того, в чем он лично уверен.
По отношению к больному Международный кодекс медицинской этики определяет для врачей следующие обязанности: «Врач всегда должен помнить, что его обязанность — сохранение человеческой жизни. Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все свои знания. Всякий раз, когда исследование или лечение требуют знаний, превышающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию... Долг врача — предоставить срочную помощь, если он не уверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить...».
Право на информацию.
Пациенты имеют право на получение информации о предоставляемых им медицинских услугах, о состоянии своего здоровья и заболеваниях, которыми они страдают. Эта информация должна быть представлена в доступной для понимания пациентов форме и включать в себя диагноз, прогноз дальнейшего течения болезни, возможные варианты лечения и его результаты, распространенные и/или серьезные побочные эффекты лечения, примерный график лечения и его стоимость, если лечение платное. Врач обязан всегда предоставлять пациентам основные сведения о том, какое лечение собирается проводить, но при этом следует учитывать желание некоторых пациентов не получать подробную информацию по этому поводу. Это налагает дополнительную ответственность на медицинский персонал. Однако, не обладая такой информацией, пациенты не смогут принимать адекватные решения, ожидаемые от них как от партнеров в процессе лечения.
Врач обязан разъяснить пациентам, каким образом информация о них может быть использована для защиты здоровья людей, для проведения научных исследований, эпидемиологических исследований, публикаций в научной литературе, использования сведений в учебном процессе (обучения медперсонала и студентов), служебных проверок, для планирования и организации работы органов здравоохранения, а также в иных целях.